Дело №2а-3488/2021
27RS0004-01-2021-003732-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Хабаровск 09 июня 2021г.
Индустриальный районный суд г.Хабаровска в составе
председательствующего судьи Бондаренко Н.А.,
при секретаре Зыковой О.Ю.,
с участием административного истца Сидоренко И.О., представителя административного ответчика Заярной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сидоренко Ильи Олеговича к Призывной комиссии Индустриального района г. Хабаровска, Военному комиссариату Индустриального района г. Хабаровска, ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Сидоренко И.О. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Индустриального района г. Хабаровска, Военному комиссариату Индустриального района г. Хабаровска о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии.
В обоснование административного иска указал, что решением призывной комиссии Индустриального района г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ он был призван на военную службу. Ему вручена повестка на ДД.ММ.ГГГГ для отправки в войска. Указанное решение призывной комиссии нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу, является незаконным и необоснованным. При принятии решения нарушен порядок, а именно при принятии решений на заседании призывной комиссии должны присутствовать все члены призывной комиссии. Между тем, выпиской из протокола призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что при принятии решения о призыве его на военную службу состав призывной комиссии был неполным, отсутствовал представитель соответствующего органа службы занятости населения. В данном неполном составе призывная комиссии не вправе была принимать решение. Помимо этого при проведении медицинского освидетельствования он сообщал врачам-специалистам военного комиссариата, что в течение полутора лет у него отмечаются постоянные боли ноющего характера в поясничном отделе позвоночника, которые усиливаются при физической нагрузке, при нахождении в одной позе более 20-25 минут. За несколько месяцев динамика заболевания ухудшилась Данные жалобы могут свидетельствовать о заболеваниях позвоночника, которое является непризывным диагнозом. Однако ему не было выдано направление на дополнительное обследование по данным жалобам, то есть врачи –специалисты самостоятельно исключили у него заболевания, что равносильно самостоятельной постановке диагноза в условиях медицинского освидетельствования.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края».
В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» исковые требования не признало, просило в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что при прохождении медицинского освидетельствования жалоб на здоровье, на какие-либо боли призывник Сидоренко И.О. не высказывал, что подтверждается личным делом призывника и медицинским документами. Сидоренко И.О. трижды являлся в военный комиссариат Индустриального района г. Хабаровска на медицинское освидетельствование: ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. При этом жалоб на здоровье не выражал. На основании пройденных медицинских освидетельствований медицинская комиссия вынесла решение – здоров. Также в личном деле призывника Сидоренко И.О. имеются все необходимые результаты анализов, копия карты медицинского освидетельствования. На основании медицинских анализов, медицинской карты Сидоренко И.О. была вынесена категория А – годен к военной службе. Все действия в отношении Сидоренко И.О. осуществлялись военным комиссариатом с его личного согласия. Сидоренко И.О. утратил право на отсрочку от призыва на военную службу.
В судебном заседании административный истец Сидоренко И.О. требования поддержал, просил их удовлетворить. Пояснил, что он сделал вывод о неполном составе призывной комиссии, так как находилось только пять человек. Он предъявлял жалобы на состояние здоровье, но это ничем подтвердить не может.
Представитель административного ответчика Заярная А.А. исковые требования не признала. Пояснила, что она присутствовала на заседании призывной комиссии и может подтвердить, что состав призывной комиссии был полным. Представитель органа занятости участвует в заседании только при принятии решения в отношении лиц, подлежащих призыву на альтернативную гражданскую службу.
Выслушав участников процесса, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ст. 59 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в состав призывной комиссии включаются: должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), или его заместитель - председатель призывной комиссии; должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; представитель соответствующего органа внутренних дел; представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы). В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций.
В соответствии с Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 663 призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В судебном заседании установлено, что Сидоренко И.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является призывником и состоит на учете в военном комиссариате Индустриального района г. Хабаровска с ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации призыва граждан на военную службу в Хабаровском крае в апреле-июле 2021г», утверждены основной и резервный составы призывной комиссии ФИО2 края. В основной состав Призывной комиссии городского округа «<адрес>» (<адрес>) входят ФИО6, (в резервном составе ФИО7) ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13. В резервный состав: ФИО7, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17,
Решением призывной комиссии Индустриального района г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ он был призван на военную службу. На основании данного решения Сидоренко И.О. вручена повестка на ДД.ММ.ГГГГ для отправки в войска.
Указанное решение принято призывной комиссии в составе ФИО7 – заместителя председателя комитета администрации <адрес>, ФИО8 – военного комиссара <адрес> ФИО2 края, ФИО13 – врача-терапевта военного комиссариата, ФИО10 – начальника отдела участковых уполномоченных полиции ОП № УМВД России по <адрес>, ФИО11 – главного специалиста управления образования администрации <адрес>, ФИО9 – медицинской сестры КГБУЗ «ГП №» МЗ ФИО2 края, секретаря комиссии. Решение принято единогласно, что подтверждается выпиской из дела с протоколами заседаний призывной комиссии с указанием соответствующих членов призывной комиссии, а также объяснениями представителя ответчика в судебном заседании, присутствовавшей на заседании призывной комиссии.
Таким образом, призывная комиссии, принявшая решение в отношении Сидоренко И.О., соответствовала составу, утвержденному Распоряжением Губернатора от ДД.ММ.ГГГГ, и отвечала требованиям ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
При этом довод Сидоренко И.О. о неполном составе призывной комиссии подлежит отклонению, как ненашедший своего подтверждения, поскольку для решения вопроса в отношении призывника Сидоренко И.О. состав комиссии являлся полным, так как из положений ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" следует, что представитель соответствующего органа службы занятости населения участвует при принятии решения призывной комиссии только в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы. В отношении Сидоренко И.О. такой вопрос не ставился.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу положений статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты (пункт 1).
Медицинское освидетельствование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи и являющихся детьми-инвалидами, инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в связи с исполнением ими воинской обязанности с их согласия или с согласия их законных представителей проводится заочно на основании документов, перечень которых определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1).
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4).
В соответствии с пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела (муниципального) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно пункту 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Пунктом 1 приложения N 32 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 400, установлено, что при рассмотрении вопроса об освобождении гражданина от исполнения воинской обязанности или от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинники следующих документов:
а) признанного не годным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья:
акт исследования состояния здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза, выписка из истории болезни, заверенные подписями главного врача и лечащего врача медицинского учреждения и печатью медицинского учреждения;
лист медицинского освидетельствования с заключением врачей-специалистов о категории годности призывника (для граждан, освидетельствуемых заочно, - медицинские документы с основными сведениями, послужившими основанием для признания лица инвалидом);
карта медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Как следует из карты медицинского освидетельствования Сидоренко И.О. при проведении медицинского освидетельствования, был признан годным к прохождению военной службы с категорией А – годен к военной службе, что оформлено решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Из учетной карты призывника видно, что он прошел освидетельствование у всех необходимых для призыва в армию врачей, а также принес результаты се необходимых диагностических исследований.
Как следует из материалов дела, во время прохождения медицинского освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ административный истец жалобы на состояние здоровья не предъявлял, что подтверждается листом медицинского освидетельствования.
Из личного дела призывника не усматривается, что заявителем представлялись медицинские документы, подтверждающие наличие у него заболеваний, которые позволяли бы признать его не годным, либо ограниченно годным к военной службе. Не было представлено сведений о наличии у него таких заболеваний и суду при рассмотрении дела. Сведений об обращении в медицинские учреждения, о проведении обследований и лечения за последние годы перед призывом на военную службу, в материалах дела также не имеется. Более того, в судебном заседании административный истец пояснил, что с жалобами на боли в позвоночники он в медицинские организации, в том числе по месту жительства не обращался.
Кроме того, из материалов личного дела призывника Сидоренко И.О., учетной карты призывника, карты медицинского освидетельствования, видно, что на момент его освидетельствования объективных данных определения у него заболеваний позвоночника не имелось, жалоб на боли в поясничном отделе позвоночника им не высказывалось, также как не делалось иных заявлений, дававших основания для сомнений в состоянии его здоровья.
Вместе с тем, обязанность по доказыванию наличия заболевания, влекущего освобождение от призыва, в данном случае лежит на заявителе.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что призывная комиссия определила категорию годности заявителя к военной службе – А –годен к военной службе, основываясь на всех представленных данных о состоянии его здоровья. В личном деле призывника Сидоренко И.О. имеются все необходимые результаты анализов, копия карты медицинского освидетельствования. Заключение военно-врачебной комиссии о состоянии здоровья административного истца и категории годности к военной службе, вынесено законно и обоснованно, в соответствии с требованиями вышеуказанных норм права.
Поскольку Сидоренко И.О. не представлены медицинские документы в подтверждение его доводов о высказывании жалоб на постоянные боли в поясничном отделе позвоночника, то суд находит указанные его доводы голословными, ничем не подтвержденными и приходит к выводу об отсутствии у призывной комиссии в соответствии с требованиями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 565 и от ДД.ММ.ГГГГ N 663 оснований для направлении его на дополнительное медицинское освидетельствование, при этом права и законные интересы истца не были нарушены.
Оценивая представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что решение о призыве заявителя на военную службу принято в соответствии с законом, полномочным составом комиссии, утвержденной в установленном законом порядке, оснований для освобождения заявителя Сидоренко И.О. от призыва на военную службу по состоянию здоровья не имелось, нарушений порядка проведения медицинского свидетельствования заявителя допущено не было, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных Сидоренко И.О. требований надлежит отказать.
руководствуясь положениями ст.ст.175-180 КАС РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.