Дело № 92RS0003-01-2021-001807-59
Производство № 2-1541/2021
Категория 2.209
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 16 июля 2021 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Струковой П.С., при секретаре судебного заседания Музыченко А.В., с участием истца – Швед Е.А., представителя истца – Меченкиной Е.В., представителя Департамента здравоохранения города Севастополя – Зыкова В.А., представителя ГБУЗС «Городская больница № 5 – Центр охраны здоровья матери и ребенка» - Половковой В.В., представителя медицинского склада № 1043 ГКУС – Велковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Швед Е.А., действующей в интересах несовершеннолетней Швед М.А., к Департаменту здравоохранения города Севастополя, ГБУЗС «Городская больница № 5 – Центр охраны здоровья матери и ребенка», медицинскому складу № 1043 ГКУС о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец Швед Е.А. обратилась в Ленинский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения города Севастополя, ГБУЗС «Городская больница № 5 – Центр охраны здоровья матери и ребенка» (далее ГБУЗС ЦОЗМиР), медицинскому складу № 1043 ГКУС, в котором просит:
- обязать ответчиков обеспечить Швед М,А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, медицинскими изделиями – расходными материалами к инсулиновой помпе Medtronic Минимед ММТ-722 – сенсорами для системы непрерывного мониторинга глюкозы Enlite ММТ-7008,в количестве 5 шт. в месяц, трансмиттером MiniLink в количестве 1 шт. в год;
- обратить решение суда в данной части к немедленному исполнению;
- взыскать с ответчиков в пользу истца судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 16 000,00 рублей.
Исковые требования мотивированы следующим. Истец является матерью Швед М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая является инвалидом по заболеванию сахарный диабет 1 типа, состоит на диспансерном учете. В августе 2018 года ее дочь для обеспечения жизнедеятельности должна получать высокотехнологичную медицинскую помощь в виде установки инсулиновой помпы Medtronic Минимед ММТ-722, которая в соответствии со своим назначением должна компенсировать функции пораженного органа – поджелудочной железы, к помпе был выдан трансмиттер MiniLink. Истцу предоставляются лишь резервуары и инфузионные системы. Обеспечение ежемесячно сенсорами и трансмиттером 1 раз в год не осуществляется по настоящее время, на покупку данных необходимых компонентов истец затрачивает всю пенсию по инвалидности ребенка и единовременную денежную выплату, что является непосильной финансовой нагрузкой для их семьи, при этом рецептов на выдачу расходных материалов врачи не выписывают, в связи с отсутствием у них правовых оснований. Досудебное урегулирование спора не привело ни к каким результатам, в связи с чем истец была вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
Истец и ее представитель, допущенный к участию в судебном заседании на основании устного ходатайства, - Меченкина Е.В. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивали на его удовлетворении.
Представитель ответчика – Департамента здравоохранения города Севастополя возражал против удовлетворения исковых требований, полагал, что истец не доказала нуждаемость ребенка, исходя из медицинских показаний, в данном техническом средстве, и поскольку техническое средство не относится к расходным материалам, полагал исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Суду представлены письменные возражения.
Представитель ответчика - ГБУЗС «Городская больница № 5 – Центр охраны здоровья матери и ребенка» возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать в удовлетворении иска. Суду представлены письменные возражения.
Представитель ответчика - медицинского склада № 1043 ГКУС также возражала против удовлетворения исковых требований, полагала, что оснований для выдачи расходных материалов у врачей не было изначально, поскольку, как следует из пояснений истца, помпу установили без встроенного глюкометра, врачи самостоятельно определяют необходимость того либо иного технического средства, ребенку выдавались тест полоски, закупку расходных материалов они могут осуществить только на основании показаний комиссии. Суду представлены письменные возражения.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец является матерью Швед М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ребенок имеет статус ребенка-инвалида по заболеванию сахарный диабет 1 типа.
Согласно выписке из медицинской карты стационарного больного Швед М.А. № №, составленной должностными лицами ГБУЗС ЦОЗМиР, к рекомендациям пациента при выписке относятся, в числе прочего, инсулинотерапия в режиме помповой инсулинотерапии (настройки в помпе) инсулин Аспарт.
Согласно выписному эпикризу из истории болезни № №, выданным пациентке Швед М.А. научно-исследовательским институтом акушерства и педиатрии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, пациентке Швед М.А. 10.08.2018 года установлена помпа Medtronic MiniMed Paradigm RT ММТ 722 SN PCR747982H CONF FHK9 из средств федерального бюджета, безвозмездно. При этом, из того же выписного эпикриза следует, что к рекомендациям пациентке Швед М.А., среди прочих, было отнесено введение инсулина с помощью помпы Medtronic Paradigm ММТ 722 аспарт (Новорапид), с подробным указанием месячной потребности к расходным материалам.
На основании письма производителя инсулиновой помпы Medtronic Минимед ММТ-722 от 18.01.2019 для беспрерывной работы инсулиновой помпы необходимы следующие расходные материалы: инфузионная система MiniMed Silhouette MMT-381, 6/60 в количестве 10 шт. в месяц; резервуар MiniMed Paradigm REAL-Time MMT-332, 3 мл в количестве 10 шт. в месяц; сенсоры для системы непрерывного мониторинга глюкозы Enlite MMT-7008, в количестве 5 шт. в месяц.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, истец обеспечивается медицинскими изделиями - расходными материалами к инсулиновой помпе только в виде инфузионных наборов к ней и резервуаров в указанном количестве.
Из руководства пользователя к инсулиновой помпе Medtronic Минимед ММТ-722 усматривается, что для введения инсулина в организм пациента используются одноразовые резервуары и инфузионные системы, а с помощью работы помпы, сенсора и трансмиттера осуществляется непрерывный мониторинг глюкозы. Так, для правильной и безболезненной установки сенсора под кожу необходимо специальное устройство – сеттер. Сверху сенсора крепится специальное устройство – трансмиттер, передающий данные с сенсора на помпу. При этом трансмиттер нуждается в использовании зарядного устройства и периодической замене.
Согласно представленному выписному эпикризу истории болезни, следует, что за время пользования инсулиновой помпой у пациентки наблюдались улучшения показателя гликированного гемоглобина.
Таким образом, использование системы непрерывного мониторинга глюкозы оказало положительный эффект на здоровье дочери истца.
В силу положений ст. 10, ст. 25 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники вновь подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими. Государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники:
- обеспечивают инвалидам тот же набор, качество и уровень бесплатных или недорогих услуг и программ по охране здоровья, что и другим лицам;
- предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях - коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых;
- не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области.
Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу положений пп. ж п. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» инвалиды относятся к категории федеральных льготников. Обеспечение инвалидов, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствие с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178 – ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со ст.ст. 4.1, 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178 – ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми медицинскими изделиями.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2008 года Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей – инвалидов.
В соответствии с законодательством РФ расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организации лекарственным препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.
При этом, орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов: определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
Таким образом, обеспечение больного, проживающего в г.Севастополе, бесплатными медицинскими изделиями, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложено на субъект федерации – город Севастополь в лице его компетентного исполнительного органа – Департамента здравоохранения города Севастополя, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
В соответствии с приказом Департамента здравоохранения города Севастополя от 05.06.2019 года № 577, с учетом изменений, внесенных приказом Департамента здравоохранения города Севастополя от 13.02.2020 года № 195, Государственному казенному учреждению Севастополя «Медицинский склад № 1043», подведомственному Департаменту здравоохранения города Севастополя, передаются полномочия по закупке товаров, работ, услуг, в части планирования определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения государственных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты, в том числе, по оказанию отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препаратам, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с приказом Департамента здравоохранения города Севастополя от 05.07.2020 года № 618, утвержден регламент взаимодействия участников реализации программ льготного лекарственного обеспечения на территории города Севастополя.
Приказом Департамента здравоохранения города Севастополя от 19.02.2021 года № 121 утвержден Порядок взаимодействия Департамента здравоохранения города Севастополя, ГКУС «Медицинский склад № 1043» и подведомственных Департаменту здравоохранения города Севастополя медицинских организаций при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в рамках реализации мероприятий государственной программы города Севастополя «Развитие здравоохранения в городе Севастополе», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 23.11.2016 года № 1115-ПП.
Из материалов дела судом установлено, что Швед М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом по заболеванию сахарный диабет 1 типа, состоит на диспансерном учете, согласно справки МСЭ-2014 № 0263953.
В соответствии с выписным эпикризом из истории болезни № №, выданным пациентке Швед М.А. научно-исследовательским институтом акушерства и педиатрии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, пациентке Швед М.А. 10.08.2018 года установлена помпа Medtronic MiniMed Paradigm RT ММТ 722 SN PCR747982H CONF FHK9 из средств федерального бюджета, безвозмездно. При этом, из того же выписного эпикриза следует, что к рекомендациям пациентке Швед М.А., среди прочих, было отнесено введение инсулина с помощью помпы Medtronic Paradigm ММТ 722 аспарт (Новорапид), с подробным указанием месячной потребности к расходным материалам.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет является социально значимым заболеванием.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Швед М.А. включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи, в том числе на дополнительную бесплатную помощь, предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по рецептам врача (фельдшера).
От получения набора социальных услуг Швед М.А. не отказывалась.
Из материалов дела и пояснений истца следует, что 10.08.2018 года ее дочери Швед М.А. установлена помпа Medtronic MiniMed Paradigm RT ММТ 722 SN PCR747982H CONF FHK9, с функцией непрерывного мониторинга гликемии.
Согласно выписке из медицинской карты стационарного больного № 6009144, подготовленной должностными лицами ГБУЗС ЦОЗМиР, к рекомендациям пациента при выписке относятся, в числе прочего, инсулинотерапия в режиме помповой инсулинотерапии (настройки в помпе) инсулин Аспарт.
Из ответа Департамента здравоохранения города Севастополя № № от 21.12.2020 года, адресованного Швед Е.А., следует, что обеспечение льготных категория граждан медицинскими изделиями осуществляется в соответствии с перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 года № 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи, и перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг». Таким образом, в соответствии с данными электронной амбулаторной карты, 09.11.2020 Швед М.А. обеспечена медицинскими изделиями «Резервуар для помпы инсулиновой MiniMed, модель MMT-332А № 10» в количестве 3 упаковок и «Устройство д/инфузии MiniMedMio к помпе инсулиновой MiniMedParadigm вариант исполнения ММТ-923 № 10» в количестве 3 упаковок на период 90 дней, согласно сигнатуре рецепта. При этом, расходные материалы к инсулиновой помпе «Сенсоры для системы непрерывного мониторинга глюкозы Enlite MMT – 7008» и «Трансмиттер Minilink» не входят в вышеуказанный перечень.
Суд полагает данные отказы незаконными и нарушающими права истца на обеспечение его ребенка необходимыми изделиями медицинского назначения.
На основании ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст.11 указанного Федерального закона отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не допускается.
На основании п.п. 1 и 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;
- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, – в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
В силу ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 № 1403, осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (раздел V «Финансовое обеспечение Программы»).
Аналогичные положения содержались в программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на предыдущие годы.
Пунктами 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее – Постановление № 890) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены Постановлением № 890.
Сахарный диабет 1 типа входит в перечень заболеваний, утвержденный данным Постановлением.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2016 N 2229-р. утвержден Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в который включена Помпа амбулаторная инсулиновая инфузионная со встроенным глюкометром (Приложение 1).
Поскольку сахарный диабет 1 типа входит в Перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением № 890, при этом применяемая при его лечении инсулиновая помпа включена в Перечень медицинских изделий, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, у Департамента здравоохранения города Севастополя отсутствовали основания для отказа истцу в обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе.
При этом суд полагает, что отсутствие в Перечне бесплатных медицинских изделий, утвержденном Постановлением № 890, инсулиновой помпы и расходных материалов к ней не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее сахарным диабетом 1 типа, в силу указанного постановления вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и средства медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.
Суд также учитывает, что обеспечение больных сахарным диабетом 1 типа инсулиновой помпой подразумевает и обеспечение расходными материалами к ней, поскольку работа помпы без данных материалов сама по себе невозможна, в связи с чем довод ответчика о том, что расходные материалы к инсулиновой помпе не включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства от 31.12.2018 года № 3053-р, суд находит несостоятельным.
Нуждаемость Швед М.А., в интересах которой действует истец, в применении инсулиновой помпы, подтверждается выписным эпикризом № 160629/4418/875 НИИАП ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, согласно которому пациентке Швед М.А. рекомендована помповая инсулинотерапия.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 1-3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что применение Швед М.А. помповой инсулинотерапии в силу ее возраста, уровня интеллектуальных способностей, позволяющих использовать высокотехнологичное устройство, индивидуальных особенностей и специфики заболевания, является для нее наиболее эффективным методом лечения сахарного диабета 1 типа, необходимым по медицинским показаниям, способствующим достичь более высокого уровня здоровья и предотвращения дальнейшего развития заболеваний, которые провоцирует сахарный диабет 1 типа.
Доводы представителя ответчика о том, что рецепт на расходные материалы к инсулиновой помпе лечащим врачом поликлиники ей не назначался, вопрос о назначении данного препарата врачебной комиссией поликлиники по месту жительства истца не принимался, в связи с чем у Департамента здравоохранения города Севастополя отсутствуют правовые основания по организации обеспечения истца расходными материалами к помпе не могут быть приняты судом во внимание.
В соответствии с ч. 5 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Вопросы назначения и выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, осуществляющих медицинскую помощь, регулируются приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
Согласно п. 3 порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н, при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов (изделий медицинского назначения), в том числе не входящих в стандарты медицинской помощи.
При таких обстоятельствах, суд считает, что истцом были предприняты все необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения ее дочери Швед М.А. жизненно необходимых изделий медицинского назначения.
Доказательств опровергающих нуждаемость пациента в применении помповой инсулинотерапии, а также наличия у него противопоказаний для лечения заболевания с помощью помпы ответчиком суду не представлено.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со Стандартными Правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых 20.12.1993 года генеральной Ассамблеей ООН, государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут потребоваться для поддержания или повышения уровня жизнедеятельности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 года 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Истцом представлена достаточная совокупность доказательств того, что отсутствие лечения сахарного диабета 1 типа с помощью инсулиновой помпы приводит к жизнеугрожающим для него последствиям, что является нарушением приведенных выше конституционных принципов приоритета и высшей ценности прав и свобод человека, не допускающих ставить жизнь пациента под непосредственную угрозу и зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на лекарственное обеспечение органов публичной власти, даже в случае формального соответствия действий последних установленных для них регламентов и иных руководящих документов, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом, а также ведет к несоблюдению международных обязательств.
Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности отказа Департамента здравоохранения города Севастополя в предоставлении Швед М.А. жизненно важных медицинских изделий и полагает необходимым возложить на ответчиков обязанность по организации обеспечения истца расходными материалами к инсулиновой помпе в соответствии с указанным в исковом заявлении перечнем. Данный перечень соответствует руководствам по применению расходных материалов к инсулиновой помпе Меdtronic MiniMed Paradigm 772, представленным в материалы дела.
В соответствие с ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая, что замедление исполнения решения суда может привести к высокому риску развития жизнеугрожающих осложнений здоровья истца из – за отсутствия лечения заболевания с помощью длительно применяемой помповой инсулинотерапии, принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, суд полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. В случае если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В силу пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - постановление Пленума N 1), разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
При этом разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 постановления Пленума N 1).
Представительство истца Швед Е.А. по рассмотрению настоящего гражданского дела осуществлялось представителем Меченкиной Е.В., допущенной к участию в деле на основании устного ходатайства истца. Также суду представлен договор № № об оказании юридических услуг от 25.01.2021 года, заключенный между Швед Е.А. и Меченкиной Е.В., на сумму 16 000 рублей. Также представлены акт приема-передачи оказанных услуг от 06.04.2021 года и расписка от 06.04.2021 года о получении Меченкиной Е.В. от Швед Е.А. суммы 16 000 рублей по договору об оказании юридических услуг.
При определении размера расходов на оплату услуг представителя, подлежащих взысканию с ответчика, суд, исходя из конкретных обстоятельств дела – категории дела, объёма выполненной представителем работы, сложности и продолжительности рассмотрения дела, количества судебных заседаний, состоявшихся по гражданскому делу, считает, что с ответчиков в равных долях в пользу истца Швед Е.А. должны быть взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 16 000 рублей, поскольку указанная сумма отвечает требованиям разумности и справедливости, соотносима с объёмом судебной защиты. Так, из представленных суду документов усматривается участие представителя истца в трех судебных заседаниях по данному делу: 19.05.2021 года, 24.06.2021 года и 16.07.2021 года, также усматривается работа представителя, указанная в договоре об оказании юридических услуг от 25.01.2021 года и подтвержденная актом приема-передачи оказанных услуг от 06.04.2021 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Швед Е.А., действующей в интересах несовершеннолетней Швед М.А., к Департаменту здравоохранения города Севастополя, ГБУЗС «Городская больница № 5 – Центр охраны здоровья матери и ребенка», медицинскому складу № 1043 ГКУС о понуждении совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать ответчиков Департамент здравоохранения города Севастополя, ГБУЗС «Городская больница № 5 – Центр охраны здоровья матери и ребенка», медицинский склад № 1043 ГКУС обеспечить Швед М.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, медицинскими изделиями – расходными материалами к инсулиновой помпе Medtronic Минимед ММТ-722 – сенсорами для системы непрерывного мониторинга глюкозы Enlite ММТ-7008,в количестве 5 шт. в месяц, трансмиттером MiniLink в количестве 1 шт. в год.
Обратить решение суда в данной части к немедленному исполнению.
Взыскать с Департамента здравоохранения города Севастополя, ГБУЗС «Городская больница № 5 – Центр охраны здоровья матери и ребенка», медицинского склада № 1043 ГКУС в пользу Швед Елены Александровны судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 16 000,00 рублей, в равных долях.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательном виде составлено 21.07.2021.
Судья П.С. Струкова