Решение по делу № 11-46/2019 от 24.06.2019

Дело № 11-46/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 июля 2019 г. <...>

Лабинский городской суд <...> в составе:

председательствующего судьи Сафонова А.Е.

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием:

ответчика ФИО1,

представителя истца – МУП Лабинского городского поселения <...> "Тепловые сети" – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка <...> <...> края от <...> по гражданскому делу по иску муниципального унитарного предприятия Лабинского городского поселения <...> "Тепловые сети" к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию,

установил:

решением мирового судьи судебного участка <...> <...> края от <...> удовлетворены полностью исковые требования муниципального унитарного предприятия Лабинского городского поселения <...> "Тепловые сети" (далее – МУП <...> "Тепловые сети") о взыскании с ФИО1 задолженности по оплате за тепловую энергию в период с <...> по <...> год в размере 47347 рублей 86 копеек, а также требования о возмещении судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 1620 рублей 44 копейки.

    РќРµ согласившись СЃ указанным решением, ФИО1 подал апелляционную жалобу, РІ которой РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ отменить решение, как незаконное Рё необоснованное, Рё принять РїРѕ делу РЅРѕРІРѕРµ решение РѕР± отказе РІ удовлетворении требований истца.

В обоснование жалобы указано, что по причине нарушения теплоснабжающей организацией режима отопления и горячего водоснабжения, в декабре 2010 года в поселке Прохладном <...> края большинство жильцов многоквартирного жилого <...> произвели установку в своих квартирах индивидуального газового отопления и горячего водоснабжения сертифицированной организацией. При этом жильцы дома, в том числе собственник <...> ФИО1, незамедлительно уведомили тепловые сети <...> о прекращении договорных отношений. МУП <...> "Тепловые сети" фактически перестало предоставлять услуги по теплоснабжению многоквартирного жилого дома, но незаконно продолжило начислять ФИО1 плату за не поставленную тепловую энергию.

В судебном заседании ответчик ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что система отопления в принадлежащей ему <...>, в поселке Прохладном <...> была переоборудована на автономную, о чем <...> он проинформировал МУП <...> "Тепловые сети" письменным заявлением о расторжении договорных отношений, при этом задолженности по оплате за тепловую энергию по квартире не имелось. С момента прекращения договорных отношений МУП <...> "Тепловые сети" не предъявляло к ФИО1 требований о возвращении системы отопления в первоначальное состояние. Поэтому начисление МУП <...> "Тепловые сети" оплаты за фактически не потребленную в период с <...> по <...> год тепловую энергию в квартире ФИО1 произведено незаконно.

В судебном заседании представитель истца МУП <...> "Тепловые сети" – ФИО3 (по доверенности – л.д. 117), просила решение мирового судьи судебного участка <...> <...> края от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФИО1 – без удовлетворения, полагая, что решение суда является законным и обоснованным по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу (л.д. 113-116).

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.

В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 540 ГК РФ, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, договор считается заключённым с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединённой сети.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...> (далее – квартира), на основании договора купли-продажи от <...> в реестре нотариуса за <...> (л.д. 7).

Истец МУП <...> "Тепловые сети" как теплоснабжающая организация оказывает услуги по теплоснабжению многоквартирного <...> поселке Прохладном Лабинского городского поселения <...>.

Ответчик ФИО1 является абонентом с лицевым счетом 4437/2 (л.д. 3).

Не получив разрешение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, в декабре 2010 года ответчик произвел переустройство квартиры, а именно выполнил устройство автономного отопления, что не оспаривается ответчиком и подтверждается его заявлением от <...> о расторжении договорных отношений с МУП <...> "Тепловые сети" (л.д. 63).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчёте платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учёта используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учёта, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от <...> № 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов. При этом законодатель предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).

МУП <...> "Тепловые сети" с октября 2016 года произвело расчёт платы за коммунальную услугу-отопление по квартире ответчика на основании норм действующего законодательства РФ, изложенных в Правилах предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от <...> <...> (далее – Правила). В силу пункта 40 Правил в редакции Постановления Правительства РФ от <...> <...>, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.

Предыдущая редакция пункта 40 Правил предусматривала, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за её потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Конституционного суда РФ от <...> <...>-П абзац 2 пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 – 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нём нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за её потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключённом к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

В соответствии с принятым Постановлением Конституционного Суда РФ от <...> Постановлением Правительства РФ от <...> <...> внесены изменения относительно расчётов. Объём (количество) потреблённой за расчётный период тепловой энергии, приходящейся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие i-е жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-е жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.

Частью 15 статьи 14 Федерального закона от <...> № 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществлённого в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определённых схемой теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.

Подпункт "в" пункта 53 ранее действовавших Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ <...> от <...>, также запрещал потребителю вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом, либо в технический паспорт жилого помещения.

Согласно статье 25 ЖК РФ, переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 26 ЖК РФ в редакции от <...>, действовавшей на момент установки ответчиком автономного отопления, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе – заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма).

В соответствии со статьей 28 ЖК РФ завершение переустройства жилого помещения подтверждается актом приёмочной комиссии.

Согласно пункту 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, запрещено: самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией.

Согласно письму <...> от <...> и списку, предоставленному администрацией Лабинского городского поселения <...> (л.д. 38-41), ответчик ФИО1 не получал разрешение органа местного самоуправления на переустройство жилого помещения (квартиры).

Исходя из положений статьи 154 ЖК РФ и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.

В силу части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в статье 154 ЖК РФ и включает, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Спецификой многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объёма здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым – невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого, плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 ЖК РФ). Поскольку, обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях, и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом его использования.

Согласно пункту 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, запрещено: самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по <...>, в поселке Прохладном <...>, оборудован системой централизованного отопления, посредством которой производится отопление не только жилых помещений (квартир), но и общего имущества этого многоквартирного жилого дома.

Отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого помещения, не является правовым основанием для освобождения потребителя услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению, поскольку указанные собственники остаются потребителями тепловой энергии и не изменяет нормативно введённый порядок предоставления коммунальной услуги и расчёта оплаты за данную услугу, соответствующий Правилам предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователем в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённым Постановлением Правительства РФ от <...> <...>.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что факт уведомления ответчиком администрации истца о демонтаже отопительного оборудования не может служить основанием для расторжения договора теплоснабжения в силу пункта 1 статьи 546 ГК РФ, поскольку отключение квартиры от централизованной системы отопления произведёно в нарушение установленного статьями 26-28 ЖК РФ порядка.

Отсутствие подписанного между сторонами договора теплоснабжения не свидетельствует о том, что ответчик не является потребителем тепловой энергии, поскольку, проживая в многоквартирном доме, ФИО1 является потребителем тепловой энергии.

Доказательств, подтверждающих переход на автономное отопление с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, действующего на момент проведения такого рода работ, ответчик суду первой инстанции не представил.

Доводы подателя жалобы о том, что принадлежащая ему квартира отключена от системы централизованного отопления и тепловую энергию он не получает, не могут быть признаны обоснованными, поскольку собственники квартир в многоквартирном доме в силу приведенных выше положений закона обязаны нести расходы по теплоснабжению, в том числе расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Признав требований истца обоснованными, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по оплате за тепловую энергию в квартире за период с <...> по <...> в размере 47347 рублей 86 копеек в соответствии с представленными истцом расчетами (л.д. 8, 9, 10). Правильность расчетов ответчик не оспаривал.

В силу положений статьи 98 ГПК РФ мировой судья правомерно взыскал с ответчика в пользу истца судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1620 рублей 44 копейки.

Нарушений норм материального и процессуального права при принятии решения мировым судьей не допущено.

Поэтому суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого ответчиком решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, суд

определил:

решение мирового судьи судебного участка <...> <...> края от <...> по гражданскому делу по иску муниципального унитарного предприятия Лабинского городского поселения <...> "Тепловые сети" к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФИО1 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья__________________А.Е.Сафонов

11-46/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
МУП г.Лабинск, "Тепловые сети"
Ответчики
Алексеев Сергей Павлович
Суд
Лабинский городской суд Краснодарского края
Судья
Сафонов Алексей Евгеньевич
Дело на странице суда
labins-gor.krd.sudrf.ru
24.06.2019Регистрация поступившей жалобы (представления)
24.06.2019Передача материалов дела судье
24.06.2019Вынесено определение о назначении судебного заседания
16.07.2019Судебное заседание
24.07.2019Судебное заседание
24.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее