Решение по делу № 2а-639/2021 от 08.11.2021

УИД 72RS0015-01-2021-001072-91                                           № 2а-639/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Нижняя Тавда                                                                     30 декабря 2021 года

    Нижнетавдинский районный суд в составе председательствующего судьи Слука Т.А., (единолично, на основании требований ч. 7 ст. 150, ч. 6 ст. 292 КАС РФ), рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 6 по Тюменской области к Пановой Анне Михайловне о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фонд ОМС в размере 3321,00 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

          Межрайонная ИФНС России № 6 по Тюменской области обратилась в суд с административным иском к Пановой А.М. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фонд ОМС, мотивируя свои требования тем, что     Панова А.М. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 6 по Тюменской области в качестве плательщика страховых взносов с 01.01.2017.

Административный ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 18.07.2007 и прекратила свою деятельность 02.04.2015.

Согласно Соглашения об информационном взаимодействии ФНС и ПФ РФ №ММВ-23-11_26@_АД-09-31_сог_79 от 30.11.2016 г. ФЗ от 03.07.2016 г. №243 внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, согласно которым с 01.01.2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены на налоговый орган. Данные плательщиков страховых взносов передаются органами ПФР в налоговые органы при выгрузке из базы ПФР в базу ФНС России по итогам 2015-2016 г., включая сведения о задолженности по взносам. Так по состоянию на 01.01.2017 г. ПФ РФ выгружено сальдо задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального ФОМС в размере 3321,00 руб.

Выявив у налогоплательщика задолженность по налогам, на основании ст.70 НК РФ в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, в адрес налогоплательщика налоговым выставлено требование №2003 от 10.05.2017 об уплате налога, сбора, пени, штрафа предложением добровольно оплатить задолженность сроком до 27.06.2017.

До настоящего момента должником сумма задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие 1 января 2017 года не уплачена.

В соответствии с положениями ст. 48 НК РФ, налоговый орган обратился в адрес мирового судьи с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Нижнетавдинского судебного района Тюменской области от 17.09.2020 г. судебный приказ 2а-2500\2020\1м от 26.08.2020 о взыскании задолженности по обязательным платежам с Пановой А.М. отменен.

Административный истец просит суд восстановить срок для взыскания задолженности по страховым взносам на ОМС и взыскать с административного ответчика    Пановой Анны Михайловны пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 3321,00 рублей.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 44, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивать законно установленные налоги самостоятельно, в определенный срок - обязанность налогоплательщика, которая прекращается или изменяется только при наличии установленных налоговым законодательством оснований.

В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", действующего на момент возникновения задолженности, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Согласно п. 8 ст. 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В силу п. п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 года 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", Федеральным законом от 03.07.2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01 января 2017 года Закон N 212-ФЗ утратил силу. Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с указанной даты регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса РФ.

Установлено, что административный ответчик состоял на учете в Межрайонной ИФНС России №6 по Тюменской области, с 18.07.2017 по 02.04.2015 года в качестве индивидуального предпринимателя.

Административным ответчиком Пановой А.М. в полном объеме не исполнена обязанность по уплате страховых взносов. В связи с чем, в её адрес было направлено требования №2003 от 10.05.2017 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, где налогоплательщику было предложено добровольно уплатить сумму налога и пени в срок до 27.06.2017.

Доказательств отсутствия недоимки за административным ответчиком суду не представлено. В срок, указанный в требовании, но указанный в требовании налог не погашен.

Из материалов административного дела усматривается, что в 2020 году связи с неисполнением указанных требований административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 1 Нижнетавдинского судебного района Тюменской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Пановой А.М. указанных пени по страховым взносам.

26.08.2020 мировым судьёй судебного участка № 1 Нижнетавдинского судебного района Тюменской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Пановой А.М. задолженности, впоследствии отмененный определением мирового судьи от 17.09.2020 в связи с поступлением возражений со стороны должника.

Судом установлено, что Межрайонной ИФНС России по Тюменской области №6 пропущен срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, каких-либо доказательств пропуска указанного срока по уважительным причинам, суду не представлено.

Статья 286 КАС РФ предусматривает сроки обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, а именно: административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. ч. 5, 7, 8 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как установлено судом, судебный приказ №2а-2500/2020/1м от 26.08.2020 о взыскании с Пановой А.М. задолженности по страховым взносам, был отменен 17.09.2020.

Административный иск налоговым органом направлен в Нижнетавдинский районный суд лишь 01.11.2021, который поступил в адрес суда 08.11.2021, что подтверждается штампом входящей корреспонденции Нижнетавдинского районного суда Тюменской области, то есть, позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, административным истцом пропущен установленный законом срок для обращения в суд с требованиями о взыскании с административного ответчика денежных средств.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 N 479-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Филиппова А.С. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Объективных причин, исключающих возможность обращения в суд в установленный срок, административным истцом не приведено.

Каких-либо допустимых доказательств того, что МИФНС России по № 6 по Тюменской области была лишена возможности своевременно обратиться в суд, не представлено.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 1, 5, 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Приведенным правовым нормам корреспондирует положение части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административным истцом административного искового заявления в установленный законом срок, по настоящему делу не имеется.

МИФНС России № 6 по Тюменской области является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налоговых платежей и своевременностью их взимания.

В данном случае МИФНС России по Тюменской области является юридическим лицом, органом исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе по надлежащему оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.

Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Изложенное выше свидетельствует о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском.

У административного истца имелась реальная возможность своевременно обратиться в суд с административным исковым заявлением в установленные сроки, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд с административным иском, административным истцом не представлено.

В данном случае МИФНС России по Тюменской области является юридическим лицом, органом исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе по надлежащему оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.

Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Не установив обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд в порядке административного производства и свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, суд отказывает МИФНС России № 6 по Тюменской области в восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления к административному ответчику взыскании задолженности.

В связи с вышеуказанным, суд отказывает в удовлетворении административного иска.

                   Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, судья

    РЕШИЛ:

    В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 6 по Тюменской области к Пановой Анне Михайловне о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фонд ОМС в размере 3321,00 рублей, - отказать.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения, путем подачи апелляционной жалобы в Нижнетавдинский районный суд.

Председательствующий:                                                  Т.А. Слука

Копия верна.

Судья Нижнетавдинского районного суда:                 Т.А. Слука

2а-639/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №6
Ответчики
Панова Анна Михайловна
Суд
Нижнетавдинский районный суд Тюменской области
Судья
Слука Татьяна Алексеевна
Дело на странице суда
nizhnetavdinsky.tum.sudrf.ru
08.11.2021Регистрация административного искового заявления
08.11.2021Передача материалов судье
10.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
30.12.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
30.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее