дело № 2а-75/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 января 2019 года село Илек
Илекского района
Оренбургской области
Илекский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего – судьи Букреевой В.Н.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Сарбековой Э.Х.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Илекского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Рассыпнянский сельсовет Илекского района Оренбургской области о понуждении к постановке на учет бесхозяйного имущества,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в Илекский районный суд Оренбургской области с административным исковым заявлением о понуждении администрации муниципального образования Рассыпнянсмкий сельсовет Илекского района Оренбургской области к постановке на учёт бесхозяйного имущества.
В обосновании иска указал, что прокуратурой района при проведении обобщения состояния законности в сфере соблюдения законодательства о муниципальной собственности, о жилищно-коммунальных отношениях, выявлены бесхозяйные объекты водоснабжения: три водонапорные башни и четыре водонапорные скважины, расположенные в .... Установлено, что на территории сельского поселения Рассыпнянский сельсовет ... имеется водопроводная сеть, являющаяся объектом муниципальной собственности, протяженностью ..., посредством которой на территории поселения организовано централизованное водоснабжение и оказываются коммунальные услуги населению по водоснабжению за плату. В сеть инженерно-технического обеспечения помимо водопроводной сети протяженностью ..., включены 3 водонапорные башни и 4 водозаборные скважины. Обращает внимание, что водопроводная сеть является недвижимым имуществом, поскольку имеет самостоятельное хозяйственное (функциональное) назначение, обладающая элементами, за счет которых осуществляется неразрывная связь с землей, однако указанная водопроводная сеть в ЕГРП не зарегистрирована, процедуру учета в качестве муниципального имущества не проходила, на балансе администрации поселения не состоит, разрешительных документов на его строительство не имеется. В чьей-либо собственности или на ином вещном праве не находится, данное имущество является бесхозяйным. Администрация Рассыпнянский сельсовет не принимает действенных мер к постановке на учёт и признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, что нарушает права неопределенного круга лиц и создает угрозу не обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения. Прокурор просит обязать администрацию МО Рассыпнянский сельсовет в срок до ... принять меры к постановке на учет бесхозяйного имущества – 3 водонапорной башни и 4 водозаборной скважины, расположенных в ..., путём подачи заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931.
В судебном заседании помощник прокурора Илекского района Оренбургской области Сарбекова Э.Х. административные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
Извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, глава муниципального образования Рассыпянский сельсовет Илекского района Оренбургской области Ильина Е.Г. обратилась к суду с письменным заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Суд на основании статьи 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Выслушав помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Сарбекову Э.Х., суд считает, что исковые требования прокурора Илекского района Оренбургской области подлежат удовлетворению.
Согласно ст.ст.12, 130 – 132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают вопросы местного значения.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Указанные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Согласно п.п. 1, 2, 4, 10 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к полномочиям органов местного самоуправления поселения по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, на территории ... имеется водопроводная сеть, являющаяся объектом муниципальной собственности, протяженностью ..., посредством которой на территории поселения организовано централизованное водоснабжение и оказываются коммунальные услуги населению по водоснабжению за плату.
Данный факт подтверждается информацией главы Муниципального образования Рассыпнянский сельсовет Илекского района Оренбургской области Ильиной Е.Г.
Так, право собственности на водозаборную систему (водопровод). ... зарегистрировано за муниципальным образованием Рассыпнянский сельсовет.
Более того, в сеть инженерно-технического обеспечения помимо водопроводной сети протяженностью ..., включены 3 водонапорные башни и 4 водозаборные скважины.
Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
По смыслу данной статьи водонапорные башни и водозаборные скважины, являющиеся частью сети инженерно-технического обеспечения, являются недвижимым имуществом, поскольку имеют самостоятельное хозяйственное (функциональное) назначение, обладающие элементами, за счет которых осуществляется неразрывная связь с землей.
В судебном заседании установлено, что указанные водонапорные башни и водозаборные скважины в ЕГРП не зарегистрированы, процедуру учёта в качестве муниципального имущества не проходили, на балансе администрации поселения не состоят, разрешительных документов на их строительство не имеется, в чьей-либо собственности или на ином вещном праве не находятся.
Данный факт подтверждается информацией заместителя начальника межмуниципального отдела ... Управления Росреестра по ... П.В.В.
Поскольку отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на данные объекты недвижимого имущества, то 3 водонапорные башни и 4 водозаборные скважины являются бесхозяйным недвижимым имуществом.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо вещь, от права собственности на которую, собственник отказался.
В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В развитие норм гражданского законодательства Минэкономразвития России принят приказ от 10 декабря 2015 года №931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Согласно п. 5 указанного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Принятие на учёт бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (п. 2 Порядка).
Согласно статьи 50 Федерального закона от ... «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, и обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения (ст. 14 п. 14).
В связи с изложенным суд считает, что поскольку 3 водонапорные башни и 4 водозаборные скважины не имеют собственника, то административный ответчик, как орган местного самоуправления, обязан обратиться в регистрирующие органы с заявлением о принятии указанных объектов недвижимости на учет, в качестве бесхозяйных вещей.
В судебном заседании установлено, что администрация Рассыпнянский сельсовет не принимает действенных мер к постановке на учет и признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество – вышеуказанных 3 водонапорные башни и 4 водозаборные скважины,
Данный факт свидетельствует о невыполнении административным ответчиком обязанности, вытекающей из положений п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Оценив по правилам ст. 84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что уклонение административного ответчика от обращения в регистрирующий орган с заявлением о постановке недвижимого имущества на учёт в качестве бесхозяйного приводит к невозможности надлежащего выполнения обязанности по финансированию содержания и ремонта сетей, противоречит содержанию местного самоуправления, как формы осуществления народом своей власти, обеспечивающей решение населением через органы местного самоуправления вопросов местного значения, и влечет нарушение интересов Российской Федерации, поскольку цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения не достигаются, и прав неопределенного круга лиц в сфере предоставления коммунальных услуг, поскольку создается угроза не обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения.
При таких обстоятельствах требования прокурора Илекского района Оренбургской области подлежат удовлетворению.
Устранение выявленных нарушений требований закона возможно путём возложения обязанности выполнить мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, нарушающих права неопределенного круга лиц.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Прокурор просит установить срок для устранения недостатков до ....
По мнению суда, указанный срок является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения действий, направленных на меры к постановке на учет бесхозяйного имущества.
В соответствии с положениями ст. 333.36 Налогового кодекса РФ по данному гражданскому делу обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому в силу ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области – удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального образования Рассыпнянский сельсовет Илекского района Оренбургской области в срок до ... принять меры к постановке на учёт бесхозяйного имущества – 3 водонапорной башни и 4 водозаборной скважины, расположенных в ..., путем подачи заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931.
Главе администрации муниципального образования Рассыпнянский сельсовет Илекского района Оренбургской области сообщить об исполнении решения суда не позднее ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья В.Н. Букреева
Решение в окончательной форме принято 29 января 2019 года.