№ 16-1823/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 21 июня 2021 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «ТрансЭкоСервис» Ефремова В.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Терещенко А.А. от 10 декабря 2020 года № 16-06/2020-316 и решение судьи Серышевского районного суда Амурской области от 17 февраля 2021 года в отношении ООО «ТрансЭкоСервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Терещенко А.А. от 10 декабря 2020 года № 16-06/2020-316, оставленным без изменения решением судьи Серышевского районного суда Амурской области от 17 февраля 2021 года, юридическое лицо - ООО «ТрансЭкоСервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему в соответствии с положениями части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ назначено наказание в виде предупреждения.
Генеральный директор ООО «ТрансЭкоСервис» Ефремов В.В. в соответствии с частью 1 статьи 30.12. КоАП РФ обратился в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, просит обжалуемые акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ (здесь и далее приведены нормы в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) устанавливает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно статье 4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (части 1 и 2 статьи 51. Закона № 7-ФЗ).
Под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 указанного Федерального закона).
В силу статьи 75 Закона № 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела, Приамурским региональным Управлением Росприроднадзора были проведены рейдовые мероприятия, в ходе которых установлено размещение твердых коммунальных отходов на территории Серышевского района Амурской области вблизи села Украинка.
В ходе осмотра территории обнаружен специализированный автомобиль мусоровоз марки «<данные изъяты> с государственным номером № с надписью на двери «ТЭК» Трансэкосервис. С вышеуказанного транспортного средства осуществлен сброс твердых коммунальных отходов на почву V класса опасности.
Установленные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Терещенко А.А. в отношении ООО «ТрансЭкоСервис» 10 декабря 2020 года постановления о назначении наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Законность указанного постановления подтверждена решением судьи Серышевского районного суда Амурской области.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения установлены на основании собранных по делу доказательств, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы, оспариваемые решения по делу должным образом мотивированы со ссылкой на исследованные доказательства, которые в своей совокупности полно подтверждают событие административного правонарушения и вину юридического лица в его совершении.
По делу установлено, что региональный оператор ООО «ТранЭкоСервис» допустило транспортирование и сброс отходов класса опасности на почву земельного участка, что запрещено действующим природоохранным и санитарным законодательством, используемое им для целей своей производственной деятельности место накопления отходов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, не огорожено, представляет собой стихийную свалку.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года №80, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В ныне действующих Санитарно-эпидемиологических требованиях к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3), указанное требование сохранено и предписано, что накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил (пункт 216); при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должно соблюдаться условие о том, что поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Обстоятельства жалобы о том, что несанкционированная свалка бытовых отходов была образована местными жителями задолго до перехода прав на этот земельный участок к региональному оператору - ООО «ТрансЭкоСервис», который фактически сваливает мусор не на почву, как указано в постановлении должностного лица о назначении наказания, а на ранее складированный мусор, не является обстоятельством, освобождающим указанное юридическое лицо от обязанностей соблюдать законодательство об охране окружающей среды, не ухудшать экологическую обстановку и не загрязнять окружающую среду.
В соответствии со взятыми на себя обязательствами по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер № 2» Амурской области (город Белогорск, Белогорский район, Ромненский район, Серышевский район, Октябрьский район) от 27 июня 2018 года и дополнительному соглашению от 25 декабря 2018 года, заключенными между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «ТрансЭкоСервис», региональный оператор обеспечивает обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Условия договора аренды земельного участка с кадастровым номером 28:23:0020408:16 площадью 9 159 кв.м для размещения свалки твердых коммунальных отходов от 30 марта 2020 года обязывают ООО «ТрансЭкоСервис» осуществлять вывоз накопленных твердых коммунальных отходов, не реже двух раз в год производить дератизацию. При этом участок арендатором был осмотрен и признан удовлетворяющим его потребностям (пункт 1.4).
Неустранимых сомнений в доказанности обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, не имеется.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок и срок давности привлечения ООО «ТрансЭкоСервис» к административной ответственности соблюдены.
Установленный санкцией части 1 статьи 8.2 КоАП РФ. административный штраф заменен ООО «ТрансЭкоСервис» предупреждением в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Терещенко А.А. от 10 декабря 2020 года № 16-06/2020-316 и решение судьи Серышевского районного суда Амурской области от 17 февраля 2021 года в отношении ООО «ТрансЭкоСервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «ТрансЭкоСервис» Ефремова В.В. – без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева