Дело № 2-2276/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2018 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Поляковой Н.В., с участием прокурора Красновой Е.В. истца Ксенофонтова А.В., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары – Егоровой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах Ксенофонтова Александра Владимировича к администрации Ленинского района г. Чебоксары, администрации города Чебоксары о признании права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,
установил:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары, реализуя предоставленные ему ст. 45 ГПК РФ полномочия, обратился в суд с иском в интересах Ксенофонтова А.В. о признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, о возложении на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанности включить его в список лиц, из числа детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилья и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, указав в нем, что в ходе проверки обращения истца (дата г.р.) было установлено, что решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от дата мать истца была лишена родительских прав. В качестве ребенка, оставшегося без родительского попечения, истец на основании постановления администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата устроен в Дом ребенка, до совершеннолетия пребывал в различных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от дата его отец признан безвестно отсутствующим. Постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата ----- за ним закреплено право пользования жилым помещением по переулку адрес. По утверждениям прокурора, в администрации Ленинского района г. отсутствует информация по вопросу постановки истца на учет в целях обеспечения жилым помещением на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Бездействие органов опеки и попечительства в совокупности с нуждаемостью истца в жилом помещении, полагает прокурор, служит основанием для признания права на жилищное обеспечение на основании норм данного закона нарушенным и оно подлежит восстановлению указанным в иске способом.
В судебном заседании прокурор поддержал данный иск по изложенным в нем основаниям и вновь привел их суду, пояснив также, что истец к ответчику с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в возрасте до 23 лет не обращался, поскольку с дата отбывал наказание в местах лишения свободы, а органы опеки и попечительства мер по постановке его на учет не приняли, чем нарушили возложенные на них обязанности и право истца на получение жилого помещения, предусмотренное ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, поскольку истец отнесен к категории лиц, указанных в данном законе, нуждается в жилом помещении, т.к. обеспеченность общей площадью жилого помещения в жилом помещении по адрес, где он проживает с составом семьи из шести человек, ниже установленной в г. Чебоксары учетной нормы. Ранее право на получение жилого помещения на основании данной нормы федерального закона истцом реализовано не было, поэтому названное право за ним сохраняется и после достижения возраста 23 лет до фактического обеспечения жилым помещением.
Истец в судебном заседании поддержал данный иск, пояснив суду, что его мать была лишена в отношении нее и других его братьев и сестры родительских прав, их отец пропал. Его братья и сестра, которые старше по возрасту, были обеспечены жильем как дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе и по решениям суда. С заявлением о постановке на учет в администрацию Ленинского района г. Чебоксары в качестве сироты в возрасте до 23 лет он не мог обратиться, так как в этот период отбывал наказание в местах лишения свободы. В настоящее время временно проживает в квартире своего умершего брата, иного жилья не имеет.
Представитель администрации Ленинского района г. Чебоксары данный иск не признал, пояснив суду, что право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" может быть реализовано при соблюдении установленных в данном законе правил, в числе которых обращение с заявлением о постановке на учет до достижения возраста 23 лет. В администрацию Ленинского района г. Чебоксары истец до достижения указанного возраста не обращался. Право на получение жилого помещения на основании данного федерального закона при наличии закрепленного жилого помещения возникло с дата, к тому времени возраст истца не превышал установленный законом.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени разрешения данного спора извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что данный иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение (ст. 7 Конституции Российской Федерации)
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Принцип защиты прав каждого ребенка является одним из основных принципов, направленных на обеспечение основных гарантий прав и законных интересов детей. Для этого формируется система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав.
Государственная политика в этой сфере призвана гарантировать законодательное обеспечение прав ребенка, и основывается на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, а также граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.
В данном случае под должностными лицами понимаются служащие государственных и муниципальных учреждений, имеющие в силу должностного положения правомочия обеспечивать правовой механизм действий названного Закона, в том числе совершать юридически значимые действия, устанавливающие, изменяющие или прекращающие правоотношения в области обеспечения государственных гарантий. Положения об ответственности в равной мере распространяются и на государственные и муниципальные органы власти, и на юридических лиц.
В соответствии с пп. 24 и 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству отнесено к полномочиям региональных органов государственной власти.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 Семейного кодекса Российской Федерации, далее СК РФ). Своевременное выявление детей, оставшихся без попечения родителей, и установление их статуса позволяют реализовать предусмотренные законом гарантии, включая обеспечение таких детей жилыми помещениями.
Таким образом, на органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, должностных лиц указанных органов возложена обязанность оказывать содействие в защите прав и законных интересов ребенка.
Судом установлено, что истец, дата г.р. в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей: его мать - ФИО6 решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от дата лишена родительских прав; отец – ФИО7 по решению Ленинского районного суда г. Чебоксары от дата признан безвестно отсутствующим.
В качестве ребенка, оставшегося без родительского попечения, истец на основании постановления администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата устроен в Дом ребенка и до своего совершеннолетия пребывал в различных учреждениях Чувашской Республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела также следует, что постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата ----- за истцом на период пребывания в указанных учреждениях закреплено право пользования жилым помещением по адрес.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22 марта 2012 года N 509-О-О, от 25 февраля 2013 года N 192-О и др.).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем. Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ); Жилищный кодекс Российской Федерации (далее ЖК РФ); Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который введен в действие с 1 января 2013 года. При этом, новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями. Ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу действующих положений, действительно, если лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет не поставлено на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, о предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории лиц, которым такое право гарантировано.
Вместе с тем, как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. При этом суду следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и в случае признания таких причин уважительными требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежит удовлетворению.
Положения статьи 11 ГПК РФ предписывают суду разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дел и принятии решений а также наряду с законами, которыми он руководствовался, с учитывать постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании положений Конституции Российской Федерации, подлежащих применению в конкретном деле, и о признании соответствующими либо не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов, перечисленных в пунктах "а", "б", "в" части 2 и в части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, на которых стороны основывают свои требования или возражения; Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятые на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации, содержащие разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права (подпункты "а" и "б" пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
С учетом приведенных положений довод ответчика о том, что достижение истцом возраста 23 лет служит безусловным основанием для отказа в реализации права на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, нельзя признать правильным.
Применительно к данному спору органам опеки и попечительства было известно об отнесении истца к числу детей, оставшихся без попечения родителей, что возлагало на них обязанность по оказанию ему содействия в социальной адаптации после окончания пребывания в учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и в вопросе жилищного обеспечения. Однако доказательств исполнения ими такой обязанности, материалы дела не содержат. Суд также учитывает и то обстоятельство, что в течение 4 лет, т.е. в возрасте от 20 до 24 лет истец отбывал наказание в местах лишения свободы, тем самым объективно был лишен возможности в реализации названного права. Данные обстоятельства в своей совокупности позволяют суду признать причину отсутствия истца на учете нуждающихся в жилых помещениях в возрасте до 23 лет уважительной и признать за ним право на получение мер социальной поддержки в жилищном обеспечении на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ с возложением на орган местного самоуправления обязанности по включению его в список лиц, на получение такого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Совокупность установленных по делу обстоятельств, согласно которым истец в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей; до достижения возраста 23 лет не был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении по уважительной причине; в закрепленном жилом помещении обеспеченность общей площадью жилого помещения менее учетной нормы (в силу положений п.3 ч.3 ст. 23.1 Закона ЧР от 17.10.2005 N 42 "О регулировании жилищных отношений" данное обстоятельство свидетельствует о невозможности проживания в закрепленном жилом помещении и служит основанием для предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения), позволяют суду прийти к выводу, что истец не может быть лишен возможности реализовать предоставленное ему право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда независимо от его возраста.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Не предполагает установление очередности и Закон Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42, предусматривающий в ст. 23.1 аналогичные п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ условия реализации права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Данный закон закрепляет лишь установление процедурных правил по формированию указанного списка.
По своей сути формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа отнесены к государственным полномочиям, реализация которых отнесена к компетенции государственных органов власти субъекта Российской Федерации.
В Чувашской Республике государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа социальным жильем переданы на уровень муниципальных органов.
Согласно ч. 7 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42 «О регулировании жилищных отношений» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным на территории муниципального образования по месту предоставления жилого помещения.
Жилые помещения предоставляются в границах муниципального района или городского округа, органы местного самоуправления которых включили указанных лиц в список. В случае отсутствия незаселенных жилых помещений в границах соответствующего муниципального района или городского округа указанным лицам с их письменного согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном районе или городском округе Чувашской Республики.
По правилам ч.9 данной правовой нормы право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Признать за Ксенофонтовым Александром Владимировичем право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать администрацию Ленинского района г. Чебоксары включить Ксенофонтова Александра Владимировича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения.
Обязать администрацию города Чебоксары предоставить Ксенофонтову Александру Владимировичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 26 ноября 2018 года.