УИД: 61RS0009-01-2021-002796-74
№ 2а-2251/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2021г. г.Азов,
Азовский городской суд Ростовской области
в составе: председательствующего судьи Кисловой Е.В.
при секретаре Сухомлиновой П.Н.
с участием представителя административного истца - Бужинской Л.П.,
с участием представителя административного ответчика – Денисовой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Азовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Семибалковского сельского поселения <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства о погребении и похоронном деле,
УСТАНОВИЛ:
Азовский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Семибалковского сельского поселения <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства о погребении и похоронном деле. В обоснование исковых требований истец указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, были выявлены нарушения закона от ДД.ММ.ГГГГ №, требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, а также закона о погребении и похоронном деле, поскольку на территории муниципального образования «Семибалковское сельское поселение <адрес>» до настоящего времени не создана специализированная служба по похоронному делу, которая осуществляла бы погребение тел умерших безвозмездно в соответствии с гарантированным перечнем услуг, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. В соответствии с положениями ст.9 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гражданам гарантируется на безвозмездной основе осуществление услуг по погребению.
Административный истец указал, что ранее по факту выявленных нарушений главе администрации Семибалковского сельского поселения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за исх. № было внесено представление, по результатам рассмотрения которого муниципалитетом мер об устранении нарушений ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не принято, по состоянию на апрель 2021 года соответствующая специализированная служба органом местного самоуправления не создана.
Указанное бездействие органа местного самоуправления, связанное с отсутствием на территории муниципального образования специализированной службы по похоронному делу, по мнению прокурора, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, гарантированные положениями Закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
На основании изложенного, Азовский межрайонный прокурор просил суд:
признать бездействие администрации Семибалковского сельского поселения <адрес> по не созданию специализированной службы по похоронному делу незаконным
обязать администрацию Семибалковского сельского поселения создать специализированную службу по похоронному делу в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца -ФИО3 в судебное заседание явилась, заявленные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – глава администрации Семибалковского с/п –ФИО4 в судебном заседании иск не признала. В дополнение пояснила, что по действующему законодательству специализированная безвозмездная служба должна быть, но у администрации для этого нет финансирования. Бюджет был утвержден, и такие расходы незапланированны. У них имеется такая похоронная служба, но они коммерческие. Если возникают у сельчан проблемы, они всегда помогают. Создавать такую службу и содержать дополнительно работников нет средств. Если судом будет принято решение об удовлетворении иска прокурора, то просили предоставить больше срок для выполнения требований действующего законодательства.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно пункта 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 22 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1.1 ст. 12 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О местном самоуправлении в <адрес>» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон № 8-ФЗ) супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Услуги по погребению, указанные в пункте 1 названной статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Частью 2 ст. 25 Закона № 8-ФЗ определено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям является недопустимым.
Судом установлено, что в отношении муниципального образования – Семибалковское сельское поселение <адрес> Азовской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, а также о погребении и похоронном деле, поскольку на территории муниципального образования - «Семибалковское сельское поселение <адрес>» до настоящего времени не создана специализированная служба по похоронному делу, которая осуществляла бы погребение тел умерших безвозмездно в соответствии с гарантированным перечнем услуг.
Из материалов дела следует, что в адрес Главы администрации Семибалковское сельского поселения ранее Азовским межрайонным прокурором было внесено представление, однако, по результатам его рассмотрения муниципалитетом мер к созданию специализированной службы по похоронному делу, в установленный прокурором срок, принято не было.
Данное обстоятельство подтверждается ответом главы администрации Семибалковское сельского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого приобщена к материалам дела.
Таким образом, поскольку до настоящего времени каких-либо мер со стороны администрации муниципального образования – «Семибалковское сельское поселение» по созданию специализированной службы по похоронному делу не принято, то данное обстоятельство свидетельствует о нарушении административным ответчиком ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О местном самоуправлении в <адрес>» и создает препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая приведенные нормы материального права, суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации муниципального образования – «Семибалковское сельское поселение <адрес>» в связи с чем, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание тот факт, что расходы по содержанию специализированной службы должны быть включены в бюджет органа местного самоуправления, суд считает, что установления срока три месяца будет недостаточным для организации и создания такой специализированной службы, и считает возможным установить срок исполнения судебного решения – 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 174-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Азовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Семибалковского сельского поселения <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства о погребении и похоронном деле удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Семибалковского сельского поселения <адрес>, выразившиеся в не создании специализированной службы по похоронному делу незаконным.
Обязать администрацию Семибалковского сельского поселения <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по похоронному делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Азовский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.07.2021г.
Судья Е.В.Кислова