Именем Российской Федерации
14 августа 2018 года <адрес>
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Шулуу Л.К., при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО8 о признании незаконным отказа, обязании принять решение о предварительном согласовании земельного участка в собственность с утверждением схемы его расположения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ФИО9 о признании незаконным отказа, обязании принять решение о предварительном согласовании земельного участка в собственность с утверждением схемы его расположения, указав, что ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в общую долевую собственность бесплатно для малоэтажной многоквартирной жилой застройки и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 2462 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в удовлетворении заявления по причине отсутствия права собственности на <адрес>, расположенный на испрашиваемом земельном участке и что участок расположен в зоне природного ландшафта (Р-1). Квартира № на земельном участке предоставлена на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ №. Право собственности подтверждается записью в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик не вправе требовать обращения всех собственников <адрес> при предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, так как сначала истец просил утверждения схемы только для постановки участка на Государственный кадастр недвижимости, анне просил о предоставлении участка сразу в собственность. После постановки участка на кадастровый учет собственники <адрес> одновременно обращаются в Министерство земельных и имущественных отношений РТ за предоставлением в собственность данного участка с разрешенным видом использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка. В абзацах 3, 4, 5 отказа ответчика подтверждаются вышеизложенные основания. Истец предоставил ответчику для утверждения схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Схема полностью соответствует требованиям установленным к ее подготовке. Находящиеся в одном кадастровом квартале земельные участки с кадастровыми номерами № предоставлены гражданам под индивидуальной жилой застройкой, для индивидуального жилищного строительства и жилой застройкой. Считают, что участок расположен в зоне природного ландшафта (Р-1) не соответствует фактическим обстоятельствам. Права и законные интересы истца нарушены отказом ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для малоэтажной многоквартирной жилой застройки общей площадью 2462 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>
Просит признать незаконным отказ ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании земельного участка в общую долевую собственность бесплатно для малоэтажной многоквартирной жилой застройки утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 2462 кв.м., обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в общую долевую собственность бесплатно для малоэтажной многоквартирной жилой застройки утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 2462 кв.м.
Истец ФИО1 и ее представитель ФИО7, действующей на основании доверенности, на судебном заседании поддержали заявление и просили удовлетворить по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика ФИО11 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица ФИО12 в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщал.
Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отношении не явившихся лиц.
Выслушав участников дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 886 ВХ-1 "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "<адрес> Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
В соответствии с п.1.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "<адрес> Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 81, органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения такими земельными участками является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Согласно пункта 10 части 2 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего кодекса.
В соответствии с ч.1. ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно ч.8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
В силу пунктов 1 - 4 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Из п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ следует, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В ходе судебного заседания установлено, что отказ ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ содержит следующие сведения, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. Согласно сведениям, предоставленным Управлением Росреестра по РТ в Едином государственном реестре имеются сведения только в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> принадлежащей истца на праве собственности. Сведения в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости. Для формирования земельного участка под многоквартирным домом, расположенного по адресу: <адрес> необходимо регистрация права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
Не согласившись с данным ответом, истец обратилась в суд, указывая о том, что ДД.ММ.ГГГГ Сат Ш.Д. подано заявление в ФИО14 за вх. № о предварительном согласовании земельного участка общей площадью 1067 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, с системой координат: МСК-71, с обозначением земельного участка: ЗУ1. На праве аренды со сроком 5 лет для использования в целях индивидуального жилищного строительства. К указанному заявлению прилагались документы, а именно копия паспорта РФ и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленная ФИО15 на основании требований приказа Минэкономразвития России № от ДД.ММ.ГГГГ, за услуги которой уплачены ею <данные изъяты>.
В подтверждение своих доводов истцом представлены договор № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО16, в лице первого заместителя ФИО19, действующего на основании распоряжения ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ №, продавец и гражданка ФИО1 1958 г.р., покупатель приобрел квартиру состоящую из 3 комнат, общей площадью 80,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, бесплатно в соответствии со ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ год № «О приватизации жилищного фонда в РФ» и ЖК РФ от ДД.ММ.ГГГГ №188-ФЗ.
Согласно свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ серии № квартира общей площадью 80,4 кв.м. находящаяся по адресу: <адрес>, кадастровый №, принадлежит на праве собственности ФИО1.
Изучив доводы отказа ФИО20 в удовлетворении заявления ФИО1 суд приходит к выводу, что они являются необоснованными.
Согласно п.6 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 762 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Между тем, из представленной истцом схемы расположения земельного участка, которую истец просил утвердить, видно, что данная схема соответствует вышеуказанным требованиям.
Учитывая, что к моменту рассмотрения дела по существу ответчик так и не представил документов, обосновывающих свою правовую позицию, то суд считает, что данный ФИО21 отказ в удовлетворении заявления гражданина ФИО1 не может быть признан законным и обоснованным.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).
Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П).
Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", следовательно, заявитель вправе требовать формирования границ этого участка, в том числе, в случаях, когда земельный участок расположен в зоне природного ландшафта (Р-1).
Следовательно, отказ ФИО22 в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что предоставленная схема расположения земельного участка не соответствует требованиям п.п.1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, поскольку испрашиваемый земельный участок отнесен к зоне природного ландшафта (Р-1) является незаконным.
Таким образом, исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению, с возложением на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов истца путем принятия в установленном законом порядке решения по заявлению ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 2462 кв.м. по адресу: <адрес>
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО1 к ФИО23 о признании незаконным отказа, обязании принять решение о предварительном согласовании земельного участка в собственность с утверждением схемы его расположения, удовлетворить.
Признать незаконным отказ ФИО24 от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в общую долевую собственность бесплатно для малоэтажной многоквартирной жилой застройки путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Обязать ФИО25 принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 2462 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Кызылский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом нерабочих дней 18, ДД.ММ.ГГГГ).
Судья Л.К. Шулуу
Копия верна Шулуу Л.К.