Дело № 2-847/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
10 декабря 2018 года с. Миасское
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Карабановой О.Ю., при секретаре Шайхитдиновой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Красноармейского муниципального района, Муниципальному учреждению «Красноармейская центральная районная больница» об организации медицинской деятельности в соответствии с санитарно–эпидемиологическими требованиями,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Красноармейского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц об обязании МУ «Красноармейская центральная районная больница», а при недостаточности средств Администрацию Красноармейского муниципального района в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения санитарно-эпидемиологических требований в фельдшерско-акушерском пункте больницы, расположенном по адресу: <адрес>, пом. 5:
благоустроить и огородить территорию фельдшерско-акушерского пункта в соответствии с требованиями п.п. 2.2. п. 2 VI СанПиН 2.1.3.2630-10; организовать состав и площади основных и вспомогательных помещений ФАП в соответствии с п.п. 3.1, п. 3 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10; привести внутреннею отделку помещений ФАП в соответствие с п.п. 4.1-4.6 п. 4 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10; оборудовать медицинские кабинеты ФАП горячим водоснабжением, установить дозаторы с жидким мылом и раствором кожных антисептиков для обработки (п.п. 5.2-5.3 п. 5 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10); в кабинете приема ФАП оборудовать настенные или переносные светильники для осмотра больного в соответствии с п.п. 7.4 п. 7 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10; оборудовать помещения ФАП мебелью, в том числе медицинской, в соответствии с п.п. 8.1, 8.3 п. 8 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10. (л.д. 5 - 8)
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства при оказании медицинской помощи населению указанного населенного пункта, в ходе которой установлено, что фельдшерско-акушерский пункт, расположенный в <адрес>, пом. 5, не функционирует, поскольку не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора Красноармейского района Пылков С.А. требования просил удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Красноармейского муниципального района Пашнина Н.О., действующая на основании доверенности от 05.07.2018 сроком по 31.12.2018 (л.д. 19) в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Представители ответчиков МУ «Красноармейская центральная районная больница» Филатов А.П., являющийся главным врачом на основании распоряжения № 27 л/с от 16.05.2017 (л.д. 50), Чащина Т.С., действующая на основании доверенности от 12.06.2018, выданной сроком на один год (л.д. 51) просили в удовлетворении иска отказать, так как требование об организации состава и площади основных и вспомогательных помещений ФАП не исполним, деятельность фельдшерско-акушерского пункта приостановлена.
Представители Министерства здравоохранения <адрес>, Территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть без их участия, направили письменные мнения на исковое заявление (л.д. 56, 57, 59, 60, 68 - 70).
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 67), представителя в судебное заседание не направил.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, их представителей, которые не явились в судебное заседание.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
При рассмотрении дела установлено, что нежилое помещение - фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: <адрес>, помещение № 5, общей площадью 35,9 кв.м., является муниципальной собственностью муниципального образования «Красноармейский муниципальный район» и передано в оперативное управление Муниципальному учреждению «Красноармейская центральная районная больница» (л.д. 24, 25).
09.06.2018 прокурором Красноармейского района главе Красноармейского муниципального района внесено представление по факту несоответствия помещения ФАП п. Баландино санитарно-гигиеническим нормам, отсутствия медицинского оборудования (л.д. 31, 32).
Согласно ответу 03.07.2018 Администрации Красноармейского муниципального района на представление, в связи с отсутствием медицинских работников, ограничением по набору помещений, санитарных условий в полной мере лицензионная деятельность не ведётся. Посёлок Баландино располагается непосредственно на границе с г. Челябинском, в зоне доступности ФАП пос. Береговой. В 5 км находится п. Аэропорт (л.д. 33).
Согласно экспертному заключению врача-эпидемиолога филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области в г. Копейске и Красноармейском районе» от 07.09.2018 № 204, акту санитарно-эпидемиологического обследования от 30.08.2018 № 196 (л.д. 27 – 30), ФАП п. Баландино не работает, не оборудован, состоит из следующих помещений тамбур - 1,7кв.м. (1), ожидальня, площадью 11,8кв.м. (2), кабинет приема посетителей и процедурная-прививочная расположены в помещении № 3, общей площадью 18,3 кв.м. (при норме не менее 12 кв. м. каждый), санитарная комната – 4,1кв.м. (4).
При этом в помещении не предусмотрены: помещение для хранения лекарственных средств (4 кв. м.), помещение персонала с раздевалкой (4-6 кв. м.), помещение для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, чистого белья, помещение для временного хранения грязного белья.
В связи отсутствием ремонта более 10 лет выявлены нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Также установлено, что численность населения п. Баландино по данным переписи 583 человека, к МУ «Красноармейская ЦРБ» прикреплены 248.
Поэтажным планом РїРѕРј. 5 <адрес>, выполненного Красноармейским филиалом ОГУП «Обл.ЦТРВ» РїРѕ Челябинской области подтверждается площадь пяти помещений (Р».Рґ. 73).
Приказом МУ «Красноармейская центральная районная больница» от 15 октября № 175 деятельность фельдшерско-акушерского пункта п. Баландино приостановлена. До жителей довести сведения о получении первичной медико-санитарной помощи в ФАП пос. Береговой (л.д. 72).
Согласно уставу МУ «Красноармейская ЦРБ» больница является муниципальным бюджетным учреждением, функции и полномочия учредителя осуществляет Администрации Красноармейского муниципального района, а в отношении собственника имущества - Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района (л.д. 10 - 16, 19, 20).
На основании п. 6.2.6 Устава МУ «Красноармейская ЦРБ» к исключительной компетенции учредителя относится финансирование содержания зданий и сооружений в технически исправном состоянии.
Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Согласно п. 19.3 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543, в населенных пунктах с числом жителей 301 - 1000 человек организуются фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации в случае отсутствия других медицинских организаций.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Рсследовав Рё оценив фактические обстоятельства дела Рё имеющиеся доказательства РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 67 ГПК Р Р¤ РІ РёС… совокупности Рё взаимосвязи, руководствуясь вышеуказанными нормами, СЃСѓРґ находит исковые требования необоснованными.
Согласно разъяснениям, указанным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении» следует, что решение, являясь актом правосудия, должно быть исполнимым и окончательно разрешающим спор по существу заявленных требований.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 утверждены СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, в соответствии с пунктами 3.1, 3.2 которых архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений для медицинской деятельности должны обеспечивать оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и труда медицинского персонала. В медицинских организациях должны быть созданы условия для удобного доступа и комфортного пребывания маломобильных групп населения.
На основании п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 3 ст. 126 Гражданского кодекса РФ муниципальное образование не отвечает по обязательствам созданного им юридического лица.
На основании перечисленных норм права исковые требования к органу местного самоуправления - Администрации Красноармейского муниципального района при недостаточности средств учреждения устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований в фельдшерско-акушерском пункте п. Баландино не подлежат удовлетворению.
Представленное в материалы дела экспертное заключение врача-эпидемиолога сомнений не вызывает, удостоверяется поэтажным планом. Данными доказательствами подтверждается, что в помещении, расположенном по адресу <адрес>, пом. 5, переданном учреждению в оперативное управление, не может располагаться фельдшерско-акушерский пункт из-за отсутствия необходимой площади помещения, предусмотренного СанПиН 2.1.3.2630-10. В связи с чем, деятельность фельдшерско-акушерского пункта п. Баландино обоснованно приостановлена.
Заявляя исковые требования, процессуальный истец не обосновал эффективность и экономическую целесообразность оборудования помещений ФАП мебелью, светильниками, горячим водоснабжением, дозаторами с жидким мылом, замены внутренней отделки помещений, благоустройства и огораживание при отсутствии надлежащего помещения по данному адресу для организации оказания медицинской помощи, возможности технической реализации увеличения площади помещения, а также недостаточности мер, подтверждающих оказание надлежащей медицинской помощи в фельдшерско-акушерском пункте п. Береговой, располагающемся в непосредственной близости к п. Баландино (л.д. 74).
Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 31 Устава Красноармейского муниципального района, Администрация Красноармейского муниципального района осуществляет права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Доказательств тому, что муниципальное учреждение имеет право приобретать помещения, отвечающие санитарно–эпидемиологическим требованиям, суду не представлено, в том числе в связи с отсутствием норм закона. Указанных требований к надлежащему ответчику не предъявлено. При этом достоверно установлено, что переданное муниципальное недвижимое имущество не отвечает требованиям санитарно–эпидемиологического законодательства для оказания медицинских услуг. Других доказательств судом не добыто и прокурором Красноармейского района не представлено
Таким образом, в действиях муниципального учреждения отсутствует незаконное бездействие, связанное с непринятием мер по оборудованию фельдшерско-акушерского пункта в соответствии с санитарными правилами и нормами, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении иска прокурору Красноармейского района об обязании МУ «Красноармейская центральная районная больница», а при недостаточности средств Администрацию Красноармейского муниципального района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения санитарно-эпидемиологических требований в фельдшерско-акушерском пункте больницы, расположенном по адресу: <адрес>, пом. 5: благоустроить и огородить территорию фельдшерско-акушерского пункта в соответствии с требованиями п.п. 2.2. п. 2 VI СанПиН 2.1.3.2630-10, организовать состав и площади основных и вспомогательных помещений ФАП в соответствии с п.п. 3.1, п. 3 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10, привести внутреннею отделку помещений ФАП в соответствие с п.п. 4.1-4.6 п. 4 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10, оборудовать медицинские кабинеты ФАП горячим водоснабжением, установить дозаторы с жидким мылом и раствором кожных антисептиков для обработки (п.п. 5.2-5.3 п. 5 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10), в кабинете приема ФАП оборудовать настенные или переносные светильники для осмотра больного в соответствии с п.п. 7.4 п. 7 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10, оборудовать помещения ФАП мебелью, в том числе медицинской, в соответствии с п.п. 8.1, 8.3 п. 8 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Красноармейский районный суд.
Председательствующий подпись О.Ю. Карабанова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>