Решение по делу № 33-69/2024 (33-4314/2023;) от 23.10.2023

Председательствующий по делу

судья Рыбаков В.А.

Дело №33-69-2024 (№33-4314-2023)

(в суде первой инстанции №2-1804-2023)

УИД 75RS0001-02-2023-000914-50

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Волошиной С.Э.,

судей краевого суда Радюк С.Ю., Погореловой Е.А.

при секретаре Максимовой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 23 января 2024 г. гражданское дело по иску Кузнецовой Е. В. к Федеральной таможенной службе, Дальневосточному таможенному управлению, Читинской таможне о понуждении к перерасчету стажа за выслугу лет,

по апелляционной жалобе представителя истца Травкина В.И.

на решение Центрального районного суда г.Читы от 11мая2023 г., которым постановлено в удовлетворении исковых требований отказать,

на дополнительное решение Центрального районного суда г.Читы от 20сентября 2023 г., которым постановлено в удовлетворении исковых требований Кузнецовой Е. В. к Федеральной таможенной службе России в лице Центральной комиссии ФТС России о включении периодов работы в выслугу лет отказать.

Заслушав доклад судьи Радюк С.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кузнецова Е.В. через представителя Травкина В.И. обратилась с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что она проходила службу в Читинской таможне с 31 мая 2011 г. по 30 сентября 2021 г., была уволена в связи с окончанием срока действия контракта.

В июне 2021 года истец обратилась в Центральную комиссию Федеральной таможенной службы с заявлением о зачете в выслугу лет времени работы с 6 ноября 2007 г. по 30мая2011г. (3 года 6 мес. 25 дн.) в должности специалиста 3разряда группы назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Забайкальском районе Забайкальского края.

Из ответа Читинской таможни от 18 февраля 2022 г. следует, что заявление Кузнецовой Е.В. с пакетом документов и ходатайство начальника таможни о зачете в выслугу лет в таможенных органах иного периода работы были направлены в Дальневосточное таможенное управление 20 июля 2021 г. для дальнейшей отправки в Центральную комиссию ФТС России.

Документы поступили в Управление государственной службы и кадров ФТС России 7 сентября 2021 г., но рассмотрены не были, так как 3октября2021 г. были отозваны Читинской таможней в связи с увольнением истца.

Из ответа Читинской транспортной прокуратуры от 16 мая 2022 г. следует, что отзыв заявления истца является нарушением законодательства, и в адрес Читинской таможни внесено представление.

Истец считает, что нарушено ее конституционное право на досрочное пенсионное обеспечение.

Уточняя исковые требования, просила обязать Читинскую таможню помочь в оформлении пакета документов, необходимых для зачета в выслугу лет периода работы в Пенсионном фонде Российской Федерации с 6ноября2007 г. по 30 мая 2011 г. (3 года 6 мес. 25 дн.);

обязать Читинскую таможню принять от истца и направить в Дальневосточное таможенное управление пакет документов для зачета в выслугу лет указанного периода;

обязать Дальневосточное таможенное управление направить пакет документов в установленном порядке в Управление государственной службы и кадров ФТС России;

обязать Центральную комиссию Федеральной таможенной службы произвести зачет в выслугу лет периода работы истца в Пенсионном фонде Российской Федерации с 6 ноября 2007 г. по 30 мая 2011 г. (т.1 л.д.7-8, 108-109, 203).

Судом постановлено приведенное решение и дополнительное решение (т.1л.д.207-209, т.2 л.д.67).

В апелляционной жалобе представитель истца Травкин В.И. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права (неправильно истолкован закон).

В решении указаны два основания для отказа в исковых требованиях: пункт 4 Регламента работы Центральной комиссии ФТС России, согласно которому Центральная комиссия не рассматривает дела о зачете выслуги лет лиц, уволенных из таможенных органов; отсутствие нарушения прав КузнецовойЕ.В. в действиях Читинской таможни и Центральной комиссии ФТС России. При этом судом не учтены положения Конституции Российской Федерации, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, нарушены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Не принято во внимание, что нарушение пенсионных прав КузнецовойЕ.В. подтверждается представлением Читинской транспортной прокуратуры от 16мая2022 г. Отзыв Читинской таможней 6октября2021 г. заявления Кузнецовой Е.В. привел к тому, что названное заявление о зачете в выслугу лет не было рассмотрено Центральной комиссией ФТС России, ее стаж работы в таможенных органах был сокращен на 3 года 6месяцев 25 дней и общий стаж для досрочного назначения пенсии при достижении возраста 45 лет неправомерно не был исчислен в количестве 12лет 6 месяцев. Так как указанный зачет не был сделан, Кузнецова Е.В. получит право на трудовую пенсию по старости в общем порядке при достижении 60 лет (т.1 л.д.216).

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчиков ФТСРоссии, Дальневосточного таможенного управления, Читинской таможни Прохорова Н.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (т.2 л.д.8-10, 16-18, 27-29).

В судебное заседание не явился истец Кузнецова Е.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направила своего представителя для участия в рассмотрении дела.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, которые в судебном заседании поддержал представитель истца Травкин В.И., выслушав возражения против отмены решения суда представителя ответчиков Прохоровой Н.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены судебного решения предусмотрены статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

К ним пунктами 1, 3, 4 части указанной нормы отнесены: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.

Из материалов дела следует, что Кузнецова Е.В. проходила службу вЗабайкальской таможне: с 30 сентября 2011 г. по 5 июня 2011 г. в должности старшего специалиста 1 разряда отдела документационного обеспечения, с 6 июня 2011 г. по 29 сентября 2011 г. в должности государственного таможенного инспектора отдела документационного обеспечения;

в Читинской таможне: с 30 сентября 2011 г. по 19 июля 2017 г. в должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Забайкальск, с 20 июля 2017 г. по 30 сентября 2020 г. в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Забайкальск, с1октября2020 г. по 30 сентября 2021 г. в должности старшего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Забайкальск;

уволена в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом).

Изложенное подтверждается записями трудовой книжки истца (т.1л.д.20-23).

На момент увольнения, согласно представленному в деле расчету выслуги лет для назначения пенсии (т.1 л.д.89), служба в таможенных органах Кузнецовой Е.В. составила: в календарном исчислении 10 лет 4 мес. 0 дн., льготно – 5 лет 2 мес. 0 дн., учеба – 2 года 4 мес. 23 дн., всего – 17 лет 10 мес. 23 дн.

Изложенное в суде апелляционной инстанции подтвердила свидетель фио1 – заместитель начальника отдела государственной службы и кадров Читинской таможни, пояснив также, что в выслугу лет для назначения пенсии Кузнецовой Е.В. может быть учтен именно общий стаж, с учетом льготного и периода обучения, в общем количестве 17 лет 10 мес. 23 дн. При этом Кузнецова Е.В. могла бы претендовать на назначение пенсии по выслуге лет, как сотрудник таможенных органов, имеющий стаж 20 лет и более, который у нее отсутствовал на день увольнения.

Кузнецова Е.В. 20 июля 2021 г. подала заявление в Читинскую таможню, адресованное в Центральную комиссию ФТС России, с прилагаемыми документами о зачете в выслугу лет периода работы в Пенсионном фонде Российской Федерации в период с 6 ноября 2007 г. по 30мая2011г. (т.1л.д.63-64).

Заявление Кузнецовой Е.В., а также ходатайство начальника Читинской таможни от 20 июля 2021 г. направлены в ДВТУ письмом от 20 июля 2021 г. для направления в Центральную комиссию ФТС России (т.1 л.д.63).

6 октября 2021 г. заявление Кузнецовой Е.В., направленное для рассмотрения на ЦК ФТС России, отозвано Читинской таможней в связи с ее увольнением со службы (т.1 л.д.66).

Читинской транспортной прокуратурой 16 мая 2022 г. вынесено представление в адрес Читинской таможни об устранении нарушений законодательства о службе в таможенных органах и законодательства о пенсионном обеспечении по обращению Кузнецовой Е.В. (т.1 л.д.67-68).

Установлено, что действия Читинской таможни по отзыву заявления Кузнецовой Е.В. о зачете в выслугу лет периодов работы, адресованного ЦКФТС России, совершены в нарушение пункта 12 Регламента работы Центральной комиссии ФТС России по установлению выслуги лет должностным лицам таможенных органов и работникам структурных подразделений ФТС России, утвержденного приказом ФТС России от 27декабря2010г. №2603, за рамками предоставленных кадровым подразделениям таможенных органов полномочий, что недопустимо, и может повлечь нарушение конституционных прав Кузнецовой Е.В. на пенсионное обеспечение.

По результатам рассмотрения представления и.о. начальника Читинской таможни фио2 дан ответ, что в дальнейшем, при возникновении подобных ситуаций будет производиться информирование вышестоящего таможенного органа о факте увольнения должностного лица (работников), безотзыва пакета документов, в пределах полномочий согласно пункту 12 Регламента (т.1 л.д.69).

Полагая фактически имеющим место отказ во включении спорных периодов работы в стаж выслуги лет службы в таможенных органах, истец обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в полном объеме в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушения прав истца ответчиками, поскольку заявление истца не было рассмотрено на заседании Центральной комиссии ФТС России в связи с увольнением Кузнецовой Е.В., в соответствии с пунктом 4 Регламента работы Центральной комиссии ФТС России по установлению выслуги лет должностным лицам таможенных органов и работникам структурных подразделений ФТС России, в связи с увольнением Кузнецовой Е.В. со службы по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Судебная коллегия не может согласиться с приведенными суждениями суда первой инстанции по нижеследующим основаниям.

Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. №103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям», постановлением Правительства Российской Федерации от 22сентября1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшим либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» (в редакции на момент увольнения истца из таможенных органов) установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Пунктом «б» статьи 13 названного Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет, в том числе служба в таможенных органах.

С учетом приведенных нормативных положений, исчисление выслуги лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в таможенных органах, производится на момент увольнения указанных лиц из таможенных органов.

На момент увольнения из таможенных органов 30 сентября 2021 г. выслуга истца составляла менее 20 лет, что следует из приведенного расчета выслуги лет для назначения пенсии.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2февраля1998г. №103 утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации (далее также – Положение №103).

В силу подпункта «а» пункта 2 Положения №103 в выслугу лет для назначений пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается исчисленное в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №941 время службы (работы) в таможенных органах в качестве сотрудников или федеральных государственных служащих этих органов.

Действительно, как указывают ответчики, в Положении №103, не поименована работа в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Вместе с тем, пунктом 3 Положения №103 предусмотрено, что в выслугу лет и в стаж службы сотрудников, принятых на службу в таможенные органы на должности, соответствующие их образованию и специальности, может быть зачтена работа в качестве руководителей и специалистов финансовых, экономических, юридических служб, вычислительных или информационно-вычислительных центров государственных организаций.

То же предусмотрено частью 2 статьи 27 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах».

Таким образом, для оценки обоснованности заявленных исковых требований подлежали установлению обстоятельства работы истца в спорный период в качестве руководителей и специалистов финансовых, экономических, юридических служб, вычислительных или информационно-вычислительных центров государственных организаций для целей включения в стаж службы в таможенных органах для последующего назначения пенсии.

В письменных пояснениях ФТС России отражено, что порядок включения таких периодов работы в выслугу лет и в стаж службы не предусматривает права сотрудников на безусловный зачет таких периодов работы и производится в исключительном порядке руководителем ФТС России. Подразумевается, что указанные периоды трудовой деятельности могут быть включены в том случае, когда опыт и знания, приобретенные на прежней работе, необходимы сотруднику в дальнейшем для выполнения им обязанностей по замещаемой должности на службе в таможенных органах (т.2л.д.188-189).

Согласно Положению об Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждении) по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу, утвержденному постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. №233п, отделение обеспечивает, в том числе организацию своевременного установления трудовых пенсий; организацию своевременной выплаты и доставки трудовых пенсий, социальных пособий, ежемесячных денежных выплат, других социальных выплат; исполнение бюджета Отделения в соответствии с показателями бюджетной росписи по доходам и расходам на пенсионное обеспечение, реализацию государственных функций в области социальной политики и дополнительное пенсионное обеспечение в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых Правлением ПФР; составление и представление в ПФР в установленном порядке заявок на финансирование расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Отделения; составление и представление на утверждение в ПФР в установленном порядке смет доходов и расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Отделения; организацию работы по учету средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, целевому использованию средств обязательного пенсионного страхования, а также контролю за их использованием; ведение учета страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; своевременное финансирование расходов на выплату трудовых пенсий, социальных пособий, ежемесячных денежных выплат, дополнительного материального обеспечения и других социальных выплат; доведение утвержденных ПФР показателей бюджетной росписи по доходам и расходам на пенсионное обеспечение до получателей бюджетных средств; контроль за целевым и рациональным расходованием средств ПФР; ведение бюджетного учета; организацию работы по реализации прав застрахованных лиц, связанных с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений; организацию работы по вопросам, связанным с распределением между правопреемниками умерших застрахованных лиц средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета; осуществление индивидуального персонифицированного учета; разрешение споров по вопросам уплаты страховых взносов, установления, выплаты и организации доставки трудовых пенсий и других социальных выплат, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции ПФР; обобщение практики применения пенсионного законодательства; организацию взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов; организация работы по ведению базы данных страхователей и застрахованных лиц (т.2 л.д.99-117).

Те же функции были возложены на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Забайкальском районе Читинской области (т.2 л.д.152-156), а после его реорганизации с 8сентября2009 г. – на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное – т.2 л.д.145-151).

К функциям группы назначения, перерасчета, выплаты пенсий и ОППЗЛ УПФР в Забайкальском районе, где работала в спорный период истец, относились: организация работы группы по назначению, перерасчету пенсий, ЕДВ и ОППЗЛ; организация и назначение, перерасчет пенсий на основе сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц; организация и назначение, перерасчет пенсий на соответствующих видах работ на основе сведений персонифицированного учета о стаже; организация работы по применению пенсионного законодательства в части оценки пенсионных справ застрахованных лиц путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал одновременно с назначением им трудовой пенсии; организация своевременной и правильной выплаты государственных пенсий, пособий, ЕДВ; проверка соответствия выплатных сумм в распоряжениях пенсионных дел и в базе данных; обеспечение достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета (т.2 л.д.158-159).

К должностным обязанностям специалиста 3 разряда отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий в спорный период работы истца относились: принятие заявлений и документов на перерасчет пенсии и продление выплаты пенсии, ЕДВ, ДЕМО; выдача справок о размере пенсии, справок о работе в годы ВОВ, распечаток о трудовом стаже, заработке; участие в проведении мероприятий, направленных на предупреждение образования переплат (недоплат) пенсии – инвентаризация пенсионных дел; работа по перерасчету в период массовых перерасчетов размеров пенсии (т.2 л.д.160-162).

Согласно имеющейся в деле должностной инструкции истца по последней замещаемой им должности в таможенных органах – старшего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля №1 таможенного поста МАПП Забайкальск Читинской таможни – на данную должность назначается лицо, имеющее высшее образование, стаж государственной службы не менее 1 года или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее 2 лет (т.1 л.д.182-194).

В ходатайстве начальника Читинской таможни от 20 июля 2021 г., с которым был направлен пакет документов в ЦК ФТС России для разрешения вопроса о включении спорного периода работы истца в выслугу лет в таможенных органах, указано, что знания и опыт работы, приобретенные за время работы в должности специалиста 3 разряда группы назначения, перерасчета, выплат пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц УПФР (государственное учреждение) в Забайкальском районе Забайкальского края позволяют Кузнецовой Е.В. успешно справляться с обязанностями по занимаемой должности старшего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля №1 таможенного поста МАПП Забайкальск Читинской таможни Дальневосточного таможенного управления (т.1 л.д.18).

Оценивая приведенные доказательства, судебная коллегия полагает возможным установить, что в спорный период истец работала в финансовом органе – государственной организации и исполняла функции, непосредственно связанные с работой данной государственной организации как финансового органа. Должность, занимаемая истцом непосредственно перед увольнением из таможенных органов, не требовала специальных познаний в области таможенного дела. В ходатайстве, с которым были направлены документы истца в ФТС России для разрешения вопроса о зачете спорного периода в выслугу лет, начальник таможни полагал возможным включить названный период в выслугу лет. Опыт и знания, приобретенные на прежней работе, по мнению судебной коллегии, были необходимы сотруднику в дальнейшем для выполнения им обязанностей по замещаемой должности на службе в таможенных органах.

Доводы ответчиков со ссылкой на пункт 4 Регламента, утвержденного приказом ФТС России от 27декабря2010г. №2603, об отсутствии у Центральной комиссии ФТС России полномочий рассматривать вопросы зачета выслуги лет лицам, уволенным из таможенных органов по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», свидетельствуют о наличии спора, который подлежал разрешению, на что неоднократно указывала сторона истца, и не являлись безусловным основанием для отказа в иске Кузнецовой Е.В. в суде первой инстанции.

В соответствии со статьей 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.

Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Поскольку в силу части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда должен быть указан закон, которым руководствовался суд, необходимо указать в мотивировочной части материальный закон, примененный судом к данным правоотношениям, и процессуальные нормы, которыми руководствовался суд.

Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.

Приведенным процессуальным положениям постановленное решение суда первой инстанции не соответствует.

На разрешение спора по существу в части разрешения требований Кузнецовой Е.В. о включении периодов работы в стаж выслуги лет службы в таможенных органах для назначения пенсии было указано судебной коллегией при вынесении определения о снятии дела с апелляционного рассмотрения от 22 августа 2023 г.

В целях устранения указанного процессуального нарушения в суде первой инстанции судебной коллегией было предложено изложить свою правовую позицию относительно исковых требований по существу, которая учтена при окончательном разрешении спора в апелляционном порядке.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований к ФТС России о включении в выслугу лет службы в таможенных органах для назначения пенсии периода работы истца в Пенсионном фонде Российской Федерации с 6ноября2007 г. по 30 мая 2011 г. с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований в указанной части.

Исковые требования истца о возложении обязанности на Читинскую таможню помочь в оформлении пакета документов, принять и направить в Дальневосточное таможенное управление пакет документов, о возложении обязанности на Дальневосточное таможенное управление направить пакет документов в установленном порядке в Управление государственной службы и кадров ФТС России не являются материально-правовыми требованиями, не направлены на защиту нарушенного права в смысле положений статьи12Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому решение суда первой инстанции в указанной части подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Читы от 11мая2023г., дополнительное решение Центрального районного суда г.Читы от 20сентября2023г. отменить в части отказа в удовлетворении иска КузнецовойЕленыВладимировны к Федеральной таможенной службе о включении периодов работы в стаж выслуги лет для назначения пенсии.

Принять новое решение об удовлетворении иска в указанной части.

Обязать Федеральную таможенную службу (ИНН 7730176610, ОГРН 1047730023703) включить в выслугу лет, дающую право на назначение пенсии, период работы Кузнецовой Е. В., <Дата> г.р., уроженки <адрес>, <адрес> , в Пенсионном фонде Российской Федерации с 6 ноября 2007 г. по 30 мая 2011 г.

В остальной обжалуемой части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Травкина В.И. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции – Центральный районный суд г.Читы.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение изготовлено 25 января 2024 г.

Председательствующий по делу

судья Рыбаков В.А.

Дело №33-69-2024 (№33-4314-2023)

(в суде первой инстанции №2-1804-2023)

УИД 75RS0001-02-2023-000914-50

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Волошиной С.Э.,

судей краевого суда Радюк С.Ю., Погореловой Е.А.

при секретаре Максимовой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 23 января 2024 г. гражданское дело по иску Кузнецовой Е. В. к Федеральной таможенной службе, Дальневосточному таможенному управлению, Читинской таможне о понуждении к перерасчету стажа за выслугу лет,

по апелляционной жалобе представителя истца Травкина В.И.

на решение Центрального районного суда г.Читы от 11мая2023 г., которым постановлено в удовлетворении исковых требований отказать,

на дополнительное решение Центрального районного суда г.Читы от 20сентября 2023 г., которым постановлено в удовлетворении исковых требований Кузнецовой Е. В. к Федеральной таможенной службе России в лице Центральной комиссии ФТС России о включении периодов работы в выслугу лет отказать.

Заслушав доклад судьи Радюк С.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кузнецова Е.В. через представителя Травкина В.И. обратилась с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что она проходила службу в Читинской таможне с 31 мая 2011 г. по 30 сентября 2021 г., была уволена в связи с окончанием срока действия контракта.

В июне 2021 года истец обратилась в Центральную комиссию Федеральной таможенной службы с заявлением о зачете в выслугу лет времени работы с 6 ноября 2007 г. по 30мая2011г. (3 года 6 мес. 25 дн.) в должности специалиста 3разряда группы назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Забайкальском районе Забайкальского края.

Из ответа Читинской таможни от 18 февраля 2022 г. следует, что заявление Кузнецовой Е.В. с пакетом документов и ходатайство начальника таможни о зачете в выслугу лет в таможенных органах иного периода работы были направлены в Дальневосточное таможенное управление 20 июля 2021 г. для дальнейшей отправки в Центральную комиссию ФТС России.

Документы поступили в Управление государственной службы и кадров ФТС России 7 сентября 2021 г., но рассмотрены не были, так как 3октября2021 г. были отозваны Читинской таможней в связи с увольнением истца.

Из ответа Читинской транспортной прокуратуры от 16 мая 2022 г. следует, что отзыв заявления истца является нарушением законодательства, и в адрес Читинской таможни внесено представление.

Истец считает, что нарушено ее конституционное право на досрочное пенсионное обеспечение.

Уточняя исковые требования, просила обязать Читинскую таможню помочь в оформлении пакета документов, необходимых для зачета в выслугу лет периода работы в Пенсионном фонде Российской Федерации с 6ноября2007 г. по 30 мая 2011 г. (3 года 6 мес. 25 дн.);

обязать Читинскую таможню принять от истца и направить в Дальневосточное таможенное управление пакет документов для зачета в выслугу лет указанного периода;

обязать Дальневосточное таможенное управление направить пакет документов в установленном порядке в Управление государственной службы и кадров ФТС России;

обязать Центральную комиссию Федеральной таможенной службы произвести зачет в выслугу лет периода работы истца в Пенсионном фонде Российской Федерации с 6 ноября 2007 г. по 30 мая 2011 г. (т.1 л.д.7-8, 108-109, 203).

Судом постановлено приведенное решение и дополнительное решение (т.1л.д.207-209, т.2 л.д.67).

В апелляционной жалобе представитель истца Травкин В.И. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права (неправильно истолкован закон).

В решении указаны два основания для отказа в исковых требованиях: пункт 4 Регламента работы Центральной комиссии ФТС России, согласно которому Центральная комиссия не рассматривает дела о зачете выслуги лет лиц, уволенных из таможенных органов; отсутствие нарушения прав КузнецовойЕ.В. в действиях Читинской таможни и Центральной комиссии ФТС России. При этом судом не учтены положения Конституции Российской Федерации, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, нарушены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Не принято во внимание, что нарушение пенсионных прав КузнецовойЕ.В. подтверждается представлением Читинской транспортной прокуратуры от 16мая2022 г. Отзыв Читинской таможней 6октября2021 г. заявления Кузнецовой Е.В. привел к тому, что названное заявление о зачете в выслугу лет не было рассмотрено Центральной комиссией ФТС России, ее стаж работы в таможенных органах был сокращен на 3 года 6месяцев 25 дней и общий стаж для досрочного назначения пенсии при достижении возраста 45 лет неправомерно не был исчислен в количестве 12лет 6 месяцев. Так как указанный зачет не был сделан, Кузнецова Е.В. получит право на трудовую пенсию по старости в общем порядке при достижении 60 лет (т.1 л.д.216).

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчиков ФТСРоссии, Дальневосточного таможенного управления, Читинской таможни Прохорова Н.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (т.2 л.д.8-10, 16-18, 27-29).

В судебное заседание не явился истец Кузнецова Е.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направила своего представителя для участия в рассмотрении дела.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, которые в судебном заседании поддержал представитель истца Травкин В.И., выслушав возражения против отмены решения суда представителя ответчиков Прохоровой Н.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены судебного решения предусмотрены статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

К ним пунктами 1, 3, 4 части указанной нормы отнесены: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.

Из материалов дела следует, что Кузнецова Е.В. проходила службу вЗабайкальской таможне: с 30 сентября 2011 г. по 5 июня 2011 г. в должности старшего специалиста 1 разряда отдела документационного обеспечения, с 6 июня 2011 г. по 29 сентября 2011 г. в должности государственного таможенного инспектора отдела документационного обеспечения;

в Читинской таможне: с 30 сентября 2011 г. по 19 июля 2017 г. в должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Забайкальск, с 20 июля 2017 г. по 30 сентября 2020 г. в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Забайкальск, с1октября2020 г. по 30 сентября 2021 г. в должности старшего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Забайкальск;

уволена в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом).

Изложенное подтверждается записями трудовой книжки истца (т.1л.д.20-23).

На момент увольнения, согласно представленному в деле расчету выслуги лет для назначения пенсии (т.1 л.д.89), служба в таможенных органах Кузнецовой Е.В. составила: в календарном исчислении 10 лет 4 мес. 0 дн., льготно – 5 лет 2 мес. 0 дн., учеба – 2 года 4 мес. 23 дн., всего – 17 лет 10 мес. 23 дн.

Изложенное в суде апелляционной инстанции подтвердила свидетель фио1 – заместитель начальника отдела государственной службы и кадров Читинской таможни, пояснив также, что в выслугу лет для назначения пенсии Кузнецовой Е.В. может быть учтен именно общий стаж, с учетом льготного и периода обучения, в общем количестве 17 лет 10 мес. 23 дн. При этом Кузнецова Е.В. могла бы претендовать на назначение пенсии по выслуге лет, как сотрудник таможенных органов, имеющий стаж 20 лет и более, который у нее отсутствовал на день увольнения.

Кузнецова Е.В. 20 июля 2021 г. подала заявление в Читинскую таможню, адресованное в Центральную комиссию ФТС России, с прилагаемыми документами о зачете в выслугу лет периода работы в Пенсионном фонде Российской Федерации в период с 6 ноября 2007 г. по 30мая2011г. (т.1л.д.63-64).

Заявление Кузнецовой Е.В., а также ходатайство начальника Читинской таможни от 20 июля 2021 г. направлены в ДВТУ письмом от 20 июля 2021 г. для направления в Центральную комиссию ФТС России (т.1 л.д.63).

6 октября 2021 г. заявление Кузнецовой Е.В., направленное для рассмотрения на ЦК ФТС России, отозвано Читинской таможней в связи с ее увольнением со службы (т.1 л.д.66).

Читинской транспортной прокуратурой 16 мая 2022 г. вынесено представление в адрес Читинской таможни об устранении нарушений законодательства о службе в таможенных органах и законодательства о пенсионном обеспечении по обращению Кузнецовой Е.В. (т.1 л.д.67-68).

Установлено, что действия Читинской таможни по отзыву заявления Кузнецовой Е.В. о зачете в выслугу лет периодов работы, адресованного ЦКФТС России, совершены в нарушение пункта 12 Регламента работы Центральной комиссии ФТС России по установлению выслуги лет должностным лицам таможенных органов и работникам структурных подразделений ФТС России, утвержденного приказом ФТС России от 27декабря2010г. №2603, за рамками предоставленных кадровым подразделениям таможенных органов полномочий, что недопустимо, и может повлечь нарушение конституционных прав Кузнецовой Е.В. на пенсионное обеспечение.

По результатам рассмотрения представления и.о. начальника Читинской таможни фио2 дан ответ, что в дальнейшем, при возникновении подобных ситуаций будет производиться информирование вышестоящего таможенного органа о факте увольнения должностного лица (работников), безотзыва пакета документов, в пределах полномочий согласно пункту 12 Регламента (т.1 л.д.69).

Полагая фактически имеющим место отказ во включении спорных периодов работы в стаж выслуги лет службы в таможенных органах, истец обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в полном объеме в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушения прав истца ответчиками, поскольку заявление истца не было рассмотрено на заседании Центральной комиссии ФТС России в связи с увольнением Кузнецовой Е.В., в соответствии с пунктом 4 Регламента работы Центральной комиссии ФТС России по установлению выслуги лет должностным лицам таможенных органов и работникам структурных подразделений ФТС России, в связи с увольнением Кузнецовой Е.В. со службы по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Судебная коллегия не может согласиться с приведенными суждениями суда первой инстанции по нижеследующим основаниям.

Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. №103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям», постановлением Правительства Российской Федерации от 22сентября1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшим либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» (в редакции на момент увольнения истца из таможенных органов) установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Пунктом «б» статьи 13 названного Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет, в том числе служба в таможенных органах.

С учетом приведенных нормативных положений, исчисление выслуги лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в таможенных органах, производится на момент увольнения указанных лиц из таможенных органов.

На момент увольнения из таможенных органов 30 сентября 2021 г. выслуга истца составляла менее 20 лет, что следует из приведенного расчета выслуги лет для назначения пенсии.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2февраля1998г. №103 утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации (далее также – Положение №103).

В силу подпункта «а» пункта 2 Положения №103 в выслугу лет для назначений пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается исчисленное в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №941 время службы (работы) в таможенных органах в качестве сотрудников или федеральных государственных служащих этих органов.

Действительно, как указывают ответчики, в Положении №103, не поименована работа в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Вместе с тем, пунктом 3 Положения №103 предусмотрено, что в выслугу лет и в стаж службы сотрудников, принятых на службу в таможенные органы на должности, соответствующие их образованию и специальности, может быть зачтена работа в качестве руководителей и специалистов финансовых, экономических, юридических служб, вычислительных или информационно-вычислительных центров государственных организаций.

То же предусмотрено частью 2 статьи 27 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах».

Таким образом, для оценки обоснованности заявленных исковых требований подлежали установлению обстоятельства работы истца в спорный период в качестве руководителей и специалистов финансовых, экономических, юридических служб, вычислительных или информационно-вычислительных центров государственных организаций для целей включения в стаж службы в таможенных органах для последующего назначения пенсии.

В письменных пояснениях ФТС России отражено, что порядок включения таких периодов работы в выслугу лет и в стаж службы не предусматривает права сотрудников на безусловный зачет таких периодов работы и производится в исключительном порядке руководителем ФТС России. Подразумевается, что указанные периоды трудовой деятельности могут быть включены в том случае, когда опыт и знания, приобретенные на прежней работе, необходимы сотруднику в дальнейшем для выполнения им обязанностей по замещаемой должности на службе в таможенных органах (т.2л.д.188-189).

Согласно Положению об Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждении) по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу, утвержденному постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. №233п, отделение обеспечивает, в том числе организацию своевременного установления трудовых пенсий; организацию своевременной выплаты и доставки трудовых пенсий, социальных пособий, ежемесячных денежных выплат, других социальных выплат; исполнение бюджета Отделения в соответствии с показателями бюджетной росписи по доходам и расходам на пенсионное обеспечение, реализацию государственных функций в области социальной политики и дополнительное пенсионное обеспечение в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых Правлением ПФР; составление и представление в ПФР в установленном порядке заявок на финансирование расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Отделения; составление и представление на утверждение в ПФР в установленном порядке смет доходов и расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Отделения; организацию работы по учету средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, целевому использованию средств обязательного пенсионного страхования, а также контролю за их использованием; ведение учета страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; своевременное финансирование расходов на выплату трудовых пенсий, социальных пособий, ежемесячных денежных выплат, дополнительного материального обеспечения и других социальных выплат; доведение утвержденных ПФР показателей бюджетной росписи по доходам и расходам на пенсионное обеспечение до получателей бюджетных средств; контроль за целевым и рациональным расходованием средств ПФР; ведение бюджетного учета; организацию работы по реализации прав застрахованных лиц, связанных с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений; организацию работы по вопросам, связанным с распределением между правопреемниками умерших застрахованных лиц средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета; осуществление индивидуального персонифицированного учета; разрешение споров по вопросам уплаты страховых взносов, установления, выплаты и организации доставки трудовых пенсий и других социальных выплат, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции ПФР; обобщение практики применения пенсионного законодательства; организацию взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов; организация работы по ведению базы данных страхователей и застрахованных лиц (т.2 л.д.99-117).

Те же функции были возложены на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Забайкальском районе Читинской области (т.2 л.д.152-156), а после его реорганизации с 8сентября2009 г. – на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное – т.2 л.д.145-151).

К функциям группы назначения, перерасчета, выплаты пенсий и ОППЗЛ УПФР в Забайкальском районе, где работала в спорный период истец, относились: организация работы группы по назначению, перерасчету пенсий, ЕДВ и ОППЗЛ; организация и назначение, перерасчет пенсий на основе сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц; организация и назначение, перерасчет пенсий на соответствующих видах работ на основе сведений персонифицированного учета о стаже; организация работы по применению пенсионного законодательства в части оценки пенсионных справ застрахованных лиц путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал одновременно с назначением им трудовой пенсии; организация своевременной и правильной выплаты государственных пенсий, пособий, ЕДВ; проверка соответствия выплатных сумм в распоряжениях пенсионных дел и в базе данных; обеспечение достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета (т.2 л.д.158-159).

К должностным обязанностям специалиста 3 разряда отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий в спорный период работы истца относились: принятие заявлений и документов на перерасчет пенсии и продление выплаты пенсии, ЕДВ, ДЕМО; выдача справок о размере пенсии, справок о работе в годы ВОВ, распечаток о трудовом стаже, заработке; участие в проведении мероприятий, направленных на предупреждение образования переплат (недоплат) пенсии – инвентаризация пенсионных дел; работа по перерасчету в период массовых перерасчетов размеров пенсии (т.2 л.д.160-162).

Согласно имеющейся в деле должностной инструкции истца по последней замещаемой им должности в таможенных органах – старшего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля №1 таможенного поста МАПП Забайкальск Читинской таможни – на данную должность назначается лицо, имеющее высшее образование, стаж государственной службы не менее 1 года или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее 2 лет (т.1 л.д.182-194).

В ходатайстве начальника Читинской таможни от 20 июля 2021 г., с которым был направлен пакет документов в ЦК ФТС России для разрешения вопроса о включении спорного периода работы истца в выслугу лет в таможенных органах, указано, что знания и опыт работы, приобретенные за время работы в должности специалиста 3 разряда группы назначения, перерасчета, выплат пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц УПФР (государственное учреждение) в Забайкальском районе Забайкальского края позволяют Кузнецовой Е.В. успешно справляться с обязанностями по занимаемой должности старшего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля №1 таможенного поста МАПП Забайкальск Читинской таможни Дальневосточного таможенного управления (т.1 л.д.18).

Оценивая приведенные доказательства, судебная коллегия полагает возможным установить, что в спорный период истец работала в финансовом органе – государственной организации и исполняла функции, непосредственно связанные с работой данной государственной организации как финансового органа. Должность, занимаемая истцом непосредственно перед увольнением из таможенных органов, не требовала специальных познаний в области таможенного дела. В ходатайстве, с которым были направлены документы истца в ФТС России для разрешения вопроса о зачете спорного периода в выслугу лет, начальник таможни полагал возможным включить названный период в выслугу лет. Опыт и знания, приобретенные на прежней работе, по мнению судебной коллегии, были необходимы сотруднику в дальнейшем для выполнения им обязанностей по замещаемой должности на службе в таможенных органах.

Доводы ответчиков со ссылкой на пункт 4 Регламента, утвержденного приказом ФТС России от 27декабря2010г. №2603, об отсутствии у Центральной комиссии ФТС России полномочий рассматривать вопросы зачета выслуги лет лицам, уволенным из таможенных органов по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», свидетельствуют о наличии спора, который подлежал разрешению, на что неоднократно указывала сторона истца, и не являлись безусловным основанием для отказа в иске Кузнецовой Е.В. в суде первой инстанции.

В соответствии со статьей 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.

Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Поскольку в силу части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда должен быть указан закон, которым руководствовался суд, необходимо указать в мотивировочной части материальный закон, примененный судом к данным правоотношениям, и процессуальные нормы, которыми руководствовался суд.

Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.

Приведенным процессуальным положениям постановленное решение суда первой инстанции не соответствует.

На разрешение спора по существу в части разрешения требований Кузнецовой Е.В. о включении периодов работы в стаж выслуги лет службы в таможенных органах для назначения пенсии было указано судебной коллегией при вынесении определения о снятии дела с апелляционного рассмотрения от 22 августа 2023 г.

В целях устранения указанного процессуального нарушения в суде первой инстанции судебной коллегией было предложено изложить свою правовую позицию относительно исковых требований по существу, которая учтена при окончательном разрешении спора в апелляционном порядке.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований к ФТС России о включении в выслугу лет службы в таможенных органах для назначения пенсии периода работы истца в Пенсионном фонде Российской Федерации с 6ноября2007 г. по 30 мая 2011 г. с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований в указанной части.

Исковые требования истца о возложении обязанности на Читинскую таможню помочь в оформлении пакета документов, принять и направить в Дальневосточное таможенное управление пакет документов, о возложении обязанности на Дальневосточное таможенное управление направить пакет документов в установленном порядке в Управление государственной службы и кадров ФТС России не являются материально-правовыми требованиями, не направлены на защиту нарушенного права в смысле положений статьи12Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому решение суда первой инстанции в указанной части подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Читы от 11мая2023г., дополнительное решение Центрального районного суда г.Читы от 20сентября2023г. отменить в части отказа в удовлетворении иска КузнецовойЕленыВладимировны к Федеральной таможенной службе о включении периодов работы в стаж выслуги лет для назначения пенсии.

Принять новое решение об удовлетворении иска в указанной части.

Обязать Федеральную таможенную службу (ИНН 7730176610, ОГРН 1047730023703) включить в выслугу лет, дающую право на назначение пенсии, период работы Кузнецовой Е. В., <Дата> г.р., уроженки <адрес>, <адрес> , в Пенсионном фонде Российской Федерации с 6 ноября 2007 г. по 30 мая 2011 г.

В остальной обжалуемой части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Травкина В.И. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции – Центральный районный суд г.Читы.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение изготовлено 25 января 2024 г.

33-69/2024 (33-4314/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецова Елена Владимировна
Ответчики
Читинская таможня
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Федеральная таможенная служба
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Радюк Светлана Юрьевна
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
25.10.2023Передача дела судье
28.11.2023Судебное заседание
21.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2024Передано в экспедицию
23.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее