Решение по делу № 2-1613/2018 от 16.04.2018

Дело №2-1613/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2018 года                              г. Симферополь

    Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи –         Холодной Е.И.,

при секретаре судебного заседания –     Остапчук Т.В.,

с участием истца – Ветрова А.В.

представителя ООО «СК «Комфорт» – Сафонова О.Е.,

представителя Департамента труда и социальной защиты населения – Зенидиновой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ветрова А.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Сервисная компания «Комфорт», Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя, о признании бездеятельности противоправной, понуждении совершить определённые действия и взыскании морального вреда

У С Т А Н О В И Л :

Ветров Андрей Викторович обратился в суд с иском, в котором с учётом уточнений исковых требований просит суд:

- признать незаконным бездействие ООО «СК «Комфорт» и Департамента труда и социальной защиты населения за период с 30.03.2016г. по 27.03.2018г., выразившееся в не предоставлении истцу 50% льгот по оплате за услуги по содержанию дома, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений, и общедомовые нужды (ОДН), включающие в себя водоснабжение, электроэнергию и вывоз ТБО;

- обязать ООО «СК «Комфорт» восстановить права истца путём проведения перерасчёта по лицевому счёту истца за период с 30.03.2016г. по 27.03.2018г. по оплате за услуги за содержание дома, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений и общедомовые нужды (ОДН) включающие в себяводоснабжение, электроэнергию и вывоз ТБО с учётом 50% льготы;

- взыскать с ООО «СК «Комфорт» моральный вред в сумме 35000,00 рублей;

- взыскать с Департамента труда и социальной защиты населения моральный вред в сумме 35000,00 рублей.

Уточнённые исковые требования мотивированы тем, что несмотря на предоставленные истцу Законом льготы по 50% оплате за жилищно-коммунальные услуги, и в нарушение правовых норм, изложенных в п.21.ст.2 и п.8 ст.8 ЗРК за от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями оговоренными в ЗРК за от ДД.ММ.ГГГГ, с истца по платежным документам ООО «Сервисная компания «Комфорт» взыскивает 100 % оплату за общедомовые нужды (ОДН), к которым данная управляющая компания отнесла водоснабжение, электроэнергию и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО). Истец также указывает на то, что ООО «Сервисная компания «Комфорт» не предоставляет истцу 50% льготу по оплате за содержание жилого помещения, исходя из занимаемой истцом общей площади жилых помещений, что нарушает права истца на льготы, предоставленные ему Законом. Истец считает, что соответчики своим бездействием, длящимся 2,5 года, неисполнением Закона, продолжают нарушать права истцава и не предоставляют в полном объеме льгот по оплате услуг ЖКХ, предусмотренные действующим законодательством Республики Крым. Не исполняют своих обязательств в соответствии с п.2 Постановления СМ РК за от ДД.ММ.ГГГГ по предоставлению мер социальной поддержки, перекладывая свою ответственность друг на друга, чем причиняют истцу нравственные, моральные и физические страдания. Истец, как инвалид 2-й группы, постоянно находится в стрессовом состоянии (ежедневно принимает лекарства сверх установленной врачом нормы), не зная, какие действия соответчики предпримут в отношении истца в очередной раз. Данное поведение соответчиков истец оценивает, как издевательское и циничное по отношению к истцу и Закону, что и стало основанием для требования о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда.

Представители ответчиков в судебном заседании пояснили, что исковые требования не признают, просят в иске отказать в полном объёме, по мотивам, изложенным в их письменных пояснениях.

Представитель ООО «Сервисная компания «Комфорт» пояснил, что право истца на получение льгот в размере 50% на ОДН, ТБО и на оплату жилого помещения, согласно Закону Республики Крым № 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» от 17.02.2014г. (в редакции, действовавшей в период с 30.03.2016г. по 27.03.2018г.) ответчиком не оспаривается. Также не оспаривается сам факт не предоставление льгот ОДН, ТБО и на оплату жилого помещения в размерах установленных вышеуказанным законом в редакции с учётом изменений, внесённых Законом №231-ЗРК/2016 от 30.03.2016г. Ответчик считает, что вины ООО «Сервисная компания «Комфорт» в непредставлении льгот с учётом Закона №231-ЗРК/2016 от 30.03.2016г. нет, так как Законом №231 льготы были введены на ОДН, а отдельный порядок, регулирующий предоставление таких льгот не был разработан, а Порядок, утверждённый постановлением Совета министров РК от 30.07.2015г. №438 (далее - Порядок №438) предоставление данной льготы не регулирует. Что касается предоставления ТБО, то в отличие от ОДН такой порядок есть - это Порядок №438, но Департамент труда и социальной защиты населения г. Симферополя не предоставляет ООО «Сервисная компания «Комфорт» коды услуг ЖКУ на истца, что делает не возможным фактическое предоставление льготы. Что касается льгот по оплате жилого помещения то, согласно расчётам Департамента, начисление данной льготы производилось но не с учётом Закона №231, а по старому закону, из расчёта по Закону №35 из общей площади жилого помещения, так как Закон №231 устанавливал новую льготу, а в бюджет изменения не были внесены, что делало невозможным исполнение требований Закона №231.

Представитель Департамента труда и социальной защиты населения пояснила суду, что согласно Автоматизированной информационной системы «Социальная поддержка населения» Республики Крым ООО СК «Комфорт» предоставляет Ветрову А.В. скидку по оплате жилого помещения, холодного водоснабжения, водоотведения в размере 50 процентов на двух человек в пределах нормативов потребления. На сегодняшний день, порядок предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки по оплате за общедомовые нужды не разработан, при этом вины Департамента в этом нет, так как Департамент действует в пределах полномочий и руководствуется в своей деятельности утверждённым Порядком.

Выслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с требованиями ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец состоит на учете в Департаменте труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя (далее – Департамент), как получатель мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по льготной категории «Ветераны военной службы» в соответствии с Законом Республики Крым от 10.12.2014 № 35-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым».

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что при определении истцу размера льготы на услуги по оплате жилого помещения Департаментом использовался норматив в размере 21 кв.м. общей площади жилого помещения для одного члена семьи, состоящей из двух человек, в соответствии с Законом Республики Крым № 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» от 17.02.2014г.

Кроме того, норматив в размере 21 кв.м. общей площади жилого помещения для одного члена семьи, состоящей из двух человек, закреплялся Постановлением Совета министров Республики Крым № 354 «О региональных стандартах, применяемых при определении прав граждан на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Крым на 2015-2017г.» от 25.09.2014г. В соответствии с указанным актом, субсидия, предоставляемая Департаментом труда и социальной защиты льготным категория! граждан, начисляется в пределах указанного норматива.

Законом Республики Крым № 231-РК/2016 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» от 30.03.2016г., норматив в размере 21 кв.м. общей площади жилого помещения для одного члена семьи, состоящей из двух человек, при начислении льготы на оплату жилого помещения, заменен на льготу в размере 50% от общей площади помещения.

Частью 8 статьи 8 Закона Республики Крым от 10.12.2014 № 35-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым» (в редакции, действовавшей в период спорых правоотношений, т. е. с 30.03.2016г. по 27.03.2018г.), предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 21 части 1 статьи 2 настоящего Закона и имевшим на 31.12.2014г. право на льготы, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

- компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, а именно:

    а)    платы за наем и (или) платы, за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

    б)    взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей, совместно с ними проживающим;

    в)    платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую    энергию,    потребляемые    при    содержании    общего    имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

    г)    платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но    не    более    нормативов    потребления,    утверждаемых    в    установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

    д)    оплаты    стоимости    топлива,    приобретаемого    в    пределах    норм, установленных для продажи населению, - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Из предоставленных суду материалов, и из письменных пояснений ответчиков усматривается, что в спорный период норматив для предоставления субсидии не изменялся, ввиду чего Департамент в период с 30.03.2016г. по 27.03.2018г. проводил начисления льготы в пределах 21 кв.м. общей площади.

Постановлением Совета министров Республики Крым № 135 «О внесении изменения в Постановление Совета министров Республики Крым № 678 от 23.12.2014г.» от 27.03.2018г., для определения размера льготы на оплату жилого помещения вновь устанавливается норматив в размере 21 кв.м. общей площади помещения, устраняя тем самым несоответствие между нормативом, установленным Советом Министров Республики Крым и Государственным Советом Республики Крым.

Согласно Постановлению Совета министров Республики Крым от 30 июля 2015 г. N 438 «Об утверждении Порядка электронного обмена информацией с предприятиями - поставщиками жилищно-коммунальных услуг» (далее – Порядок №438) Департамент обязан ежемесячно передавать в ООО СК «Комфорт» реестры граждан, имеющих право на скидку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах с указанием льготной категории, процента указанной скидки, видом жилищно-коммунальных услуг, даты начала действия и количеством лиц имеющих право на меры социальной поддержки.

Судом установлено, что согласно Порядку №438, льготная категория «Ветераны военной службы» имеет код льготной категории №930.

Согласно Автоматизированной системе «Социальная поддержка населения Республики Крым», льготная категория под кодом №930 включает в себя 50% скидку в пределах нормативов потребления на услуги: по оплате жилого помещения (код услуги 0100), холодного водоснабжения (код услуги 0400), водоотведения (код услуги 0500), каких – либо иных льгот на жилищно–коммунальные услуги данный код льготной категории не предусматривает.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Порядком №438 не урегулировано предоставление льготы на ОДН (общедомовых нужд), при этом судом приняты во внимание доводы Депратамента о том, что на сегодняшний день порядок предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки по оплате за общедомовые нужды не разработан.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что с внесением изменений Законом Республики Крым от 30.03.2016г. №231-ЗРК/2016 в Закон Республики Крым от 17.12.2014г. №35-ЗРК/2016 норматив для предоставления субсидии не изменялся, ввиду чего Департамент имел возможность начислять льготу лишь в пределах 21 кв.м. общей площади.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в части признания незаконным бездействие ООО «СК «Комфорт» и Департамента труда и социальной защиты населения за период с 30.03.2016г. по 27.03.2018г., выразившееся в не предоставлении истцу 50% льгот по оплате за услуги по содержанию дома, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений, и общедомовые нужды (ОДН), включающие в себя водоснабжение, электроэнергию и вывоз ТБО. Отказывая в удовлетворении иска в указанной части заявленных требований, судом учтено, что незаконной бездеятельность ответчиков может быть признана в случае, если на них нормативным актом возложены обязанности, которые ответчики не выполняют, тогда как отсутствие НПА регулирующего процедуру начисления и выплаты предусмотренных законом льгот свидетельствует об отсутствии со стороны ответчиков противоправной бездеятельности.

Судом также учтено, что тот факт, что с внесением изменений Законом Республики Крым от 30.03.2016г. №231-ЗРК/2016 в Закон Республики Крым от 17.12.2014г. №35-ЗРК/2016 норматив для предоставления субсидии не изменялся и отсутствие порядка регулирующего процедуру начисления и выплаты предусмотренных законом льгот, не могут быть признаны достаточными основаниями для начисления истцу льгот в размере мене, чем предусмотрено Законом.

Вышеуказанные обстоятельства не должны ограничивать право истца на получение установленной Законом меры социальной поддержки, в связи с чем, суд считает необходимым обязать ООО «СК «Комфорт» провести по лицевому счёту Ветрова А.В. за период с 30.03.2016г. по 27.03.2018г. перерасчёт по оплате за услуги по содержанию жилого помещения, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений, перерасчёт общедомовых нужд (ОДН) по электроэнергии, водоснабжению и вывоза ТБО (твёрдых бытовых отходов) с учётом компенсации указанных расходов в размере 50%, установленных Законом Республики Крым № 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» от 17.02.2014г. (в редакции, действовавшей в период с 30.03.2016г. по 27.03.2018г.).

Что касается требований истца о взыскании с ответчиков морального вреда, суд считает необходимым истцу в удовлетворении данной части исковых требований отказать, учитывая следующее.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Следовательно, на законодательном уровне и в правоприменительной практике термин "моральный вред" определяется как физические или нравственные страдания, которые претерпевает физическое лицо вследствие противоправного посягательства на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага или иные неимущественные права.

В отдельных случаях моральный вред может компенсироваться и при нарушении имущественных прав граждан. Но такие основания должны быть предусмотрены законом, на что прямо указано в ст. 151, п. 2 ст. 1099 ГК РФ*(1).

Однако ни гражданское законодательство, ни действующее законодательство не содержат норм, которые бы предусматривали возможность компенсации морального вреда в случае нарушения прав граждан на установление мер социальной поддержки.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание отсутствие противоправной бездеятельности со стороны ответчиков, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении исковых требований в части взыскания с ответчика морального вреда.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд–

Р Е Ш И Л:

          Исковое заявление Ветрова А.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Сервисная компания «Комфорт», Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя, о признании бездеятельности противоправной, понуждении совершить определённые действия и взыскании морального вреда – удовлетворить частично.

Обязать ООО «СК «Комфорт» провести по лицевому счёту Ветрова А.В. за период с 30.03.2016г. по 27.03.2018г. перерасчёт по оплате за услуги по содержанию жилого помещения, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений, перерасчёт общедомовых нужд (ОДН) по электроэнергии, водоснабжению и вывоза ТБО (твёрдых бытовых отходов) с учётом компенсации указанных расходов в размере 50%, установленных Законом Республики Крым № 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» от 17.02.2014г. (в редакции, действовавшей в период с 30.03.2016г. по 27.03.2018г.).

В удовлетворении остальной части исковых требований к ООО «СК «Комфорт» – отказать.

В удовлетворении исковых требований к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя – отказать.

        Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

В полном объёме решение составлено и подписано 19.10.2018г.

    Судья                                                     Е.И. Холодная

2-1613/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Ветров А.В.
Ответчики
Генеральный директор ООО "СК Комфорт"
Другие
Департамент труда и социальной защиты населения г. Симферополя
Суд
Киевский районный суд г. Симферополь
Судья
Холодная Елена Изевна
Дело на странице суда
kiev-simph.krm.sudrf.ru
16.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2018Передача материалов судье
19.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.05.2018Предварительное судебное заседание
19.07.2018Судебное заседание
17.08.2018Судебное заседание
26.09.2018Судебное заседание
15.10.2018Судебное заседание
19.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее