Дело №33-914 Судья Белякова Н.В. 2017 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Козловой Е.В.,
судей Кустова А.В., Лозовой Н.В.
при секретаре Сергеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
21 февраля 2017 года
по докладу судьи Лозовой Н.В.
дело по апелляционной жалобе ООО Управляющая организация «Возрождение»
на решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 12 декабря 2016 года, которым постановлено:
«Иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Возрождение» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Возрождение» (ОГРН 1126908001241, ИНН 6908013453) обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу получить в администрации города Вышний Волочек Тверской области акт готовности к отопительному периоду 2016-2017 г.г. в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: Тверская область, город Вышний Волочек, улица Вагжанова, дом 71, 78, улица Демьяна Бедного, дом 69, Казанский проспект, дом 114, 125, улица Красных Печатников, дом 43, улица Котовского, дом 45-47, Лермонтовский переулок, дом 16, улица Рабочая, дом 67/101, Речной переулок, дом 12, улица Сиверсова, дом 5-9, улица 9-го Января, дом 59/43, дом 71, улица Ямская, дом 173-а, в соответствии с требованиями приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду».
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Возрождение» (ОГРН 1126908001241, ИНН 6908013453) обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу получить согласованные (утвержденные) в администрации города Вышний Волочек Тверской области паспорта готовности в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: Тверская область, город Вышний Волочек, улица Вагжанова, дом 71, 78, улица Демьяна Бедного, дом 69, Казанский проспект, дом 114, 125, улица Красных Печатников, дом 43, улица Котовского, дом 45-47, Лермонтовский переулок, дом 16, улица Рабочая, дом 67/101, Речной переулок, дом 12, улица Сиверсова, дом 5-9, улица 9-го Января, дом 59/43, дом 71, улица Ямская, дом 173-а, к эксплуатации в зимних условиях 2016-2017 г.г., заполненные по форме и соответствующие требованиям, установленным постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Возрождение» (ОГРН 1126908001241, ИНН 6908013453) в доход местного бюджета муниципального образования «Город Вышний Волочек» государственную пошлину в сумме СУММА».
Судебная коллегия
установила:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Управляющая организация «Возрождение» о понуждении к совершению действий по получению акта готовности к отопительному периоду 2016-2017 г.г. в соответствии с требованиями приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду»; паспортов готовности к эксплуатации в зимних условиях 2016-2017 г.г., заполненных по форме и соответствующих требованиям, установленным постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», в отношении четырнадцати многоквартирных домов в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной по заданию прокуратуры Тверской области проверки исполнения ООО УО «Возрождение», осуществляющим управление (обслуживание) многоквартирными домами (17 домов в городе и 1 - в районе), законодательства о подготовке жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2016-2017 г.г. выявлены нарушения: несоблюдение требований к получению паспортов готовности домов к эксплуатации в зимних условиях.
Согласно акту проверки администрацией города Вышний Волочек Тверской области от 15 сентября 2016 года готовности к отопительному периоду 2016-2017 г.г. управляемых им 14 многоквартирных домов по адресам: Тверская область, город Вышний Волочек, улица Вагжанова, дом 71, дом 78; улица Демьяна Бедного, дом 69; Казанский проспект, дом 114, дом 125; улица Красных Печатников, дом 43; улица Котовского, дом 45-47; Лермонтовский переулок, дом 16; улица Рабочая, дом 67/101; Речной переулок, дом 12; улица Сиверсова, дом 5-9; улица 9-го Января, дом 59/43, дом 71; улица Ямская, дом 173-а, и информации администрации от 16 сентября 2016 года выявлено, что ему не выданы утвержденные администрацией города паспорта готовности домов к эксплуатации в зимних условиях в соответствии с постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», поскольку организацией не выполнены основные требования по подготовке к отопительному периоду.
Ненадлежащее исполнение ответчиком требований жилищного законодательства, регламентирующего порядок содержания многоквартирных домов, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, проживающих в перечисленных многоквартирных домах, поскольку ответчиком не обеспечено исполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем.
Прокурор Антонова К.В. в судебном заседании поддержала исковые требования.
Представители ответчика ООО УО «Возрождение» Скворцов М.В., Володенько Е.А. в суде иск не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях, о том, что выездная проверка готовности подведомственного ему жилищного фонда ни прокуратурой, ни администрации города не проводилась. Обществом осуществлен весь комплекс необходимых работ и мероприятий по подготовке к осенне-зимнему отопительному периоду 2016-2017 г.г., направляло в администрацию города документы, необходимые для оценки готовности потребителя тепловой энергии к отопительному периоду. Предоставление части документов в срок после 15 сентября 2016 года обусловлено не его бездействием, а несвоевременным предоставлением актов гидравлических испытаний по ряду многоквартирных домов ресурсоснабжающей организацией ООО «Вышневолоцкая ТГК». На момент начала отопительного периода (26-27 сентября 2016 года) во всех многоквартирных домах запущены системы отопления, жалоб на отсутствие отопления в квартирах от жителей многоквартирных домов не поступало. Проведение испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления и горячего водоснабжения (гидравлические испытания) в отопительный период является недопустимым как в силу закона, так и с технической точки зрения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Вышний Волочек Тверской области Яковлева Ю.С. в ходе судебного слушания дела исковое заявление поддержала, пояснив, что паспорта готовности к отопительному периоду выданы в отношении трех домов. Акт о неготовности ООО УО «Возрождение» к отопительному периоду оформлен ввиду представления управляющей организацией пакета документов с актами гидравлических испытаний, которые не соответствуют требованиям законодательства.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе директор ООО УО «Возрождение» Ульянов В.В. просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска прокурора.
Законом не установлена обязанность управляющей организации получить в администрации акт готовности и согласованные паспорта готовности к отопительному периоду, управляющая организация обязана оформить и сдать необходимые документы в администрацию города, а администрация города обязана выдать согласованные паспорта и акт готовности.
15 сентября 2016 года представило в администрацию города все необходимые документы, замечаний с указанием сроков их исполнения не выдано, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для невыдачи актов и паспортов готовности к отопительному сезону.
Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Из акта проверки готовности общества к отопительному сезону не следует, что оно не представило акты гидравлических испытаний системы отопления либо провело гидравлические испытания ненадлежащим образом. В материалы дела представлена справка о том, что многоквартирные дома оборудованы чугунными радиаторами, и предельное давление при проведении испытаний не может превышать 0,6 МПа.
Решение суда неисполнимо, так как суд не указал, какие конкретно действия должен совершить ответчик, чтобы получить документы. Получение актов и паспортов готовности к отопительному периоду 2016-2017 г.г. после окончания данного отопительного сезона не соотносится ни с действующим законодательством, ни со здравым смыслом.
На апелляционную жалобу от старшего помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Антоновой К.В. поступили возражения, в которых критикуются доводы жалобы и содержится просьба оставить её без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статей 113-118 ГПК РФ, кроме прокурора Мироновой М.С., не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. При таких обстоятельствах судебная коллегия на основании статей 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав докладчика по делу, выслушав пояснения прокурора Мироновой М.С., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции - без изменения, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления закреплены в статье 328 ГПК РФ.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым и достаточным проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судом установлено, что Постановлением Главы города Вышний Волочек от 13 июля 2016 года № 241 утверждена Программа проведения проверки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2016-2017 г.г., целью которой является оценка готовности к отопительному периоду путем проведения проверок готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии, теплоснабжающие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения города. Комиссией по проверке готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии она проводится на предмет соблюдения требований по готовности к отопительному периоду, установленных Правилами № 103. Срок проведения проверки определен с 15 августа по 2 сентября 2016 года. Результаты проверки комиссии оформляются актом. В случае отсутствия замечаний комиссии при администрации города Вышний Волочек по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к осенне-зимнему отопительному периоду 2016-2017 г.г. и оценке готовности к отопительному периоду выдаются паспорта готовности к отопительному периоду 2016-2017 гг. в течение 3 рабочих дней с даты обращения потребителей в администрацию города Вышний Волочек, оформленные по рекомендуемому образцу согласно приложения 4 к настоящей Программе.
Собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: Тверская область, город Вышний Волочек, улица Вагжанова, дом 71, 78, улица Демьяна Бедного, дом 69, Казанский проспект, дом 114, 125, улица Красных Печатников, дом 43, улица Котовского, дом 45-47, Лермонтовский переулок, дом 16, улица Рабочая, дом 67/101, Речной переулок, дом 12, улица Сиверсова, дом 5-9, улица 9 Января, дом 59/43, дом 71, улица Ямская, дом 173-а, выбран способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией, которой избрано ООО УО «Возрождение».
Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО УО «Возрождение» законодательства о подготовке жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2016-2017 г.г., в ходе которой выявлено, что жилые дома по вышеуказанным адресам к отопительному сезону не подготовлены, паспорта готовности к отопительному сезону управляющей организации не выданы.
Согласно графику проведения проверки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2016-2017 гг., утвержденному постановлением Главы города Вышний Волочек от 22 августа 2016 года № 269-1, проверка готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2016-2017 г.г. в отношении ООО УО «Возрождение» запланирована на 1 сентября 2016 года.
Из акта проверки готовности ООО УО «Возрождение» к отопительному периоду 2016-2017 г.г. от 15 сентября 2016 года комиссией, утвержденной постановлением Главы города Вышний Волочек от 13 июля 2016 года № 241, следует, что такая проверка проведена в отношении названных многоквартирных домов и комиссия пришла к выводу о неготовности управляющей организации к отопительному периоду 2016-2017 г.г., рекомендовано представить, в том числе, акт промывки внутренней системы отопления, водоподогревателя (горячего водоснабжения) с подписью представителя ресурсоснабжающей организации.
ООО УО «Возрождение» не получены в администрации города Вышний Волочек Тверской области акты готовности к отопительному периоду в соответствии с требованиями Приказа № 103, и согласованные (утвержденные) в администрации города Вышний Волочек Тверской области паспорта готовности, заполненные по форме и соответствующие требованиям, установленным постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
В связи с тем, что ответчик, являясь управляющей организацией в отношении перечисленных многоквартирных домов, принял на себя обязанность надлежащим образом содержать их общее имущество в соответствии с установленными требованиями, обязанности по подготовке домов к отопительному периоду 2016-2017 г.г. в полной объеме не исполнил, суд первой инстанции решил, что исковые требования прокурора к ООО УО «Возрождение» о понуждении к совершению действий подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия полагает решение суда законным, а доводы жалобы основанными на неверном определении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (п. 1.1 ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Как следует из п. 2.3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу пп. «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период (п. 2.6.1).
Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отоплениям печей (п. 2.6.3 Правил № 170).
Подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции) (п. 2.6.5 Правил № 170).
Готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием, в том числе, паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение № 9) (п. 2.6.10 Правил № 170).
На основании пункта 4 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103, в отношении многоквартирных домов проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям настоящих Правил лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения.
Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (п. 5 Правила № 103).
При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III - V настоящих Правил. В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки (п. 6 Правил № 103).Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду.
Паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранен в срок, установленный Перечнем (п. 9 Правил № 103).
Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований (п. 10 Правил № 103).
Ссылки апеллянта на то, что выездная проверка готовности к отопительному периоду многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УО «Возрождение», администрацией города Вышний Волочек Тверской области и Вышневолоцким межрайонным прокурором не проводилась, являлись предметом оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется, так как в соответствии с требованиями Приказа № 103 осуществление проверки проводится на основании документов, подтверждающих выполнение требований по готовности, а осмотр объектов проверки проводится лишь при необходимости.
Вопреки толкованию подателя жалобы действующего законодательства, орган местного самоуправления не обязан выдавать акт готовности и согласованные паспорта готовности к отопительному периоду в случае несоответствия представленных документов установленным требованиям, напротив, управляющая организация обязана представить в администрацию все необходимые документы, оформленные в соответствии с установленными требованиями.
Представленные ООО УО «Возрождение» в материалы дела копии актов гидравлических испытаний в отношении управляемых многоквартирных домов при наличии у комиссии по проверке готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии замечаний к указанным документам не свидетельствуют о выполнении ответчиком в полном объеме обязанности по их подготовке к отопительному периоду 2016-2017 г.г.
Доводы жалобы об отсутствии замечаний по заявлению общества о выдаче актов и паспортов готовности к отопительному сезону опровергаются актом проверки готовности ООО УО «Возрождение» к отопительному периоду 2016-2017 г.г. от 15 сентября 2016 года комиссией, утвержденной постановлением Главы города Вышний Волочек от 13 июля 2016 года № 241.
Утверждение апеллянта о неисполнимости решения ввиду того, что суд не указал, какие конкретно действия оно должно совершить, чтобы получить требуемые документы, не могут повлиять на вывод судебной коллеги о законности оспариваемого решения, поскольку вышеприведенными нормативными правовыми актами урегулирован порядок подготовки домов к отопительному сезону и получения при этом надлежащих документов, подтверждающих их готовность к потреблению тепловой энергии.
Доводы подателя жалобы об отсутствии смысла в получении паспортов готовности домов к отопительному сезону 2016-2017 г.г. после его окончания, не могут служить основанием для отмены решения, поскольку в материалах дела такие паспорта готовности домов к эксплуатации в зимних условиях, согласованные (утвержденные) администрацией города Вышний Волочек Тверской области, а также доказательства их готовности в срок до 15 сентября 2016 года, отсутствуют.
Таким образом, выводы суда соответствуют положениям действующего законодательства, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлены.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 12 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО Управляющая организация «Возрождение» - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Козлова
Судьи А.В. Кустов
Н.В. Лозовая