Решение по делу № 2а-56/2019 от 12.11.2018

2а-56/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми

в составе судьи Щенникова Е. В.,

при секретаре судебного заседания Габовой Е. А.,

с участием административного истца Юдина А. В.,

административных ответчиков инспектора отдела исполнения наказаний ФКУ УИИ УФСИН России по РК Сазанович А. В., старшего инспектора отдела исполнения наказаний ФКУ УИИ УФСИН России по РК Шишкиной Н. В., старшего инспектора отдела исполнения наказаний ФКУ УИИ УФСИН России по РК Розова А. Ю.,

представителя административного ответчика УФСИН России по РК Филиппова Э.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт

25 января 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Юдина А. В. к ФКУ Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по РК, старшим инспекторам отдела исполнения наказаний ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми Сазановичу А. В., Шишкиной Н. В., Розову А. Ю. о признании решений незаконными,

установил:

Юдин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ УИИ УФСИН России по РК о признании решений о дополнительной явке 20.08.2018, 17.09.2018, 29.10.2018 незаконными. В обоснование заявленных требований указано, что приговором мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 02.04.2018 Юдин А.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 117, ч. 1 ст. 139 Уголовного кодекса Российской Федерации, с назначением наказания в виде ограничения свободы на 1 год 6 месяцев. В период отбывания ограничения свободы Юдину А.В. установлены следующие ограничения: не уходить из места постоянного проживания в ночное время суток, т.е. с 22 часов до 06 часов, за исключением времени нахождения на работе, не менять постоянного места работы и места жительства, не выезжать за пределы муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и муниципального образования городского округа «Сыктывкар» без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, два раза в месяц являться на регистрацию в указанный орган. Во время очередных явок для регистрации в отдел исполнения наказаний ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Республике Коми» административному истцу инспекторами УИИ УФСИН России по РК Шишкиной Н. В. и Розовым А. Ю. были вручены уведомления о дополнительных явках 20.08.2018, 17.09.2018, 29.10.2018. По мнению административного истца, указанные действия сотрудников Инспекции ограничивают его права и свободы, в связи с чем, Юдин А.В. считает, дополнительные вызовы для дачи объяснений по вопросам исполнения приговора необоснованными и незаконными.

Определением суда от 28.11.2018 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены старшие инспекторы отдела исполнения наказаний ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми Шишкина Н. В. и Розов А. Ю.

12.12.2018 Юдин А. В. обратился в суд административным исковым заявлением к ФКУ УИИ УФСИН России по РК о признании решений о дополнительной явке 19.11.2018, 17.12.2018 незаконными.

Определениями судьи от 14.12.2018 данное административное исковое заявление Юдина А. В. принято к производству суда, возбуждено административное дело № 2а-1086/2018, которое объединено с настоящим делом в одно производство, присвоен номер административному делу № 2а-973/2018 (в настоящее время № 2а-56/2019).

Определением суда от 11.01.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечен инспектор отдела исполнения наказаний Уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по РК Сазанович А. В.

В судебном заседании административный истец Юдин А. В. настаивал на требованиях, по доводам изложенным в административном иске и дополнительных письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела.

Административные ответчики инспектор отдела исполнения наказаний ФКУ УИИ УФСИН России по РК Сазанович А. В., старший инспектор отдела исполнения наказаний ФКУ УИИ УФСИН России по РК Шишкина Н. В., старший инспектор отдела исполнения наказаний ФКУ УИИ УФСИН России по РК Розов А. Ю. с доводами административного истца не согласились, указав на то,, что действуют исключительно в рамках полномочий, предоставленных Уголовно-исполнительным кодексом РФ, Положением об УИИ и Инструкцией по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы.

    Представитель административного ответчика УФСИН России по РК Филиппов Э.Э. с иском не согласился, по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ) установлены основные обязанности осужденных.

Как следует из п. 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2013 № 1555-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бунтова Виталия Маратовича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации предусматривает, что назначенное приговором суда наказание подлежит исполнению в установленном законом порядке и согласно условиям его отбывания, образующим его режим, призванный обеспечить охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, создающий условия для формирования у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения, для применения других средств исправления осужденных - воспитательной работы, общественно полезного труда, получения общего образования, профессионального обучения и общественного воздействия (статьи 7, 9, 82, 109 и 141). Исходя из этих требований осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены, требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным (части первая - четвертая статьи 11 УИК Российской Федерации).

Кроме того, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации устанавливает обязанность осужденных являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут ответственность, установленную законом (части пятая и шестая статьи 11, статья 115).

Соответственно, осужденный в силу части пятой статьи 11 УИК РФ обязан представлять объяснения по вопросам, связанным с исполнением приговора, т.е. с такими обстоятельствами, которые непосредственно касаются соблюдения порядка и условий отбывания назначенного ему наказания (требований режима), реализации возложенных на осужденного обязанностей и соблюдения им правоограничений.

Частью 7 статьи 16 УИК РФ закреплено, что наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

В соответствии с чч. 1, 2 ст. 47.1 УИК РФ специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция.

Согласно чч. 1, 2 ст. 50 УИК РФ наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы обязан соблюдать установленные судом ограничения, а также являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания.

В силу чч. 1, 2 ст. 60 УИК РФ надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Порядок применения указанных технических средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

При осуществлении надзора работник уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении.

По смыслу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации защите подлежит только нарушенное право гражданина, при этом в соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен этим же Кодексом.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Рассматривая заявленные Юдиным А.В. требования о признании решений о дополнительных явках в Инспекцию 20.08.2018, 17.09.2018, 29.10.2018, 19.11.2018, 17.12.2018 незаконными, суд считает доводы, изложенные в административном исковом заявлении, необоснованными в силу следующего.

Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что приговором мирового судья Сыктывдинского района Республики Коми от 02.04.2018 Юдин А.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 117, ч. 1 ст. 139 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде ограничения свободы на срок 1 год 6 месяцев, в период отбывания ограничения свободы ему установлены следующие ограничения: не уходить из места постоянного проживания в ночное время суток, то есть с 22 часов до 6 часов, за исключением времени нахождения на работе, не менять постоянного места работы и места жительства, не выезжать за пределы муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и муниципального образования городского округа «Сыктывкар» без согласия специального государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, два раза в месяц являться на регистрацию в указанный орган.

Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы на территории Республики Коми является ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Республике Коми».

В целях исполнения приговора Юдин А.В. явился в отдел исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми (далее по тексту - Инспекция) для постановки на учет 28.05.2018. В день явки в Инспекцию с Юдиным А.В. проведена беседа, в ходе проведения которой инспектором уголовно-исполнительной инспекции Юдину А.В. разъяснены его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий наказания.

Материалами дела подтверждается, что Юдин А.В. дал подписку о том, что он ознакомлен с требованиями законодательства и обязуется явиться по вызову в УИИ для дачи устных и письменных объяснений по вопросам, связанным с отбытием им наказания, явиться в УИ для регистрации два раза в месяц, не позднее семи дней до дня изменения места работы и (или) учёбы уведомить об этом УИИ (в случае, когда судом в отношении осужденного не установлено ограничение на изменение места работы и (или) учебы без согласия УИИ), соблюдать установленные судом ограничения.

Инспекцией Юдину А.В. установлены дни явки на регистрацию (второй и четвертый рабочий четверг месяца), а также дана на руки Памятка осужденному к ограничению свободы, которая также содержит требования об обязательности явки осужденного по вызову УИИ для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием наказания.

    Приказом Минюста России от 11.10.2010 N 258 утверждена Инструкция по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, которая определяет организацию исполнения уголовно-исполнительными инспекциями наказания в виде ограничения свободы.

Так в силу раздела IV указанной инструкции Инспекциями осуществляется надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, который заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия (п. 26).

Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных инспекция: вызывает осужденного на беседы в инспекцию не реже одного раза в месяц в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; не реже одного раза в месяц проводит проверки по месту жительства, работы, учебы осужденного; посещает в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного; наводит справки по месту жительства осужденного, по месту работы и (или) учебы осужденного о его поведении; в отношении осужденных, имеющих ограничения на посещение ими определенных общественных мест, не реже одного раза в месяц проводит проверки в соответствующих местах; своевременно применяет к осужденному установленные законом меры воздействия; принимает решение об использовании аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля к осужденному (п. 27).

Как следует из материалов дела, дополнительные явки 20.08.2018, 17.09.2018, 29.10.2018, 19.11.2018 и 17.12.2018 осуществлялись должностными лицами УИИ для получения объяснений от осужденного по вопросам, связанным с отбываем наказания, предупреждения преступлений и обеспечения надзора. Результаты данных бесед отражены в соответствующих справках о проведении воспитательных бесед.

Таким образом, с учетом приведенных выше требований закона суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными решений должностных лиц ФКУ УИИ УФСИН России по РК по дополнительным явкам Юдина А. В. в инспекцию 20.08.2018, 17.09.2018, 29.10.2018, 19.11.2018, 17.12.2018 для дачи объяснений по вопросам, связанным с исполнением приговора, поскольку оспариваемые действия совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в целях обеспечения порядка и условий исполнения и отбывания наказания, назначенного по приговору суда, и нарушений прав и законных интересов Юдина А. В. не повлекли, в связи с чем, требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Юдина А. В. к ФКУ Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по РК, старшим инспекторам отдела исполнения наказаний ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми Сазановичу А. В., Шишкиной Н. В., Розову А. Ю. о признании решений незаконными – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 30.01.2019.

Судья                         Е.В. Щенникова

2а-56/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Юдин Александр Владимирович
Ответчики
инспектор отдела исполнения наказаний ФКУ УИИ УФСИН России по РК Сазанович А.В.
Старший инспектор отдела исполнения наказаний ФКУ УИИИ УФСИН Росии по РК Розов А.Ю.
ФКУ "УИИ ФСИН по РК"
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми
Старший инспектор отдела исполнения наказаний ФКУ УИИИ УФСИН Росии по РК Шишкина Н.В.
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация административного искового заявления
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее