К делу № 2-304/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 марта 2022 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Ситниковой С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Набоковой Б.А.,
с участием помощника прокурора г. Майкопа Беданокова П.В.,
представителя ответчика Администрации МО «г. Майкоп»по доверенности Такахо Р.Ю.,
представителя третьего лица Комитета по управлению имуществом МО «г. Майкоп» по доверенности Меркушева Ю.Н.,
представителя третьего лица АО «Газпром газораспределение Майкоп» по доверенности Миковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Майкопа в защиту интересов неопределенного круга лиц, МО «г. Майкоп», Российской Федерации к Администрации МО «г. Майкоп» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, МО «г. Майкоп», Российской Федерации к ответчику о возложении обязанности. В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения федерального законодательства направленного на развитие газоснабжения и газификации по обращению ФИО1, в ходе которой было установлено, что между улицами Кузнечной и Школьной от ул. Красноармейской до ул. Ленина на территории ст. Ханской МО «Город Майкоп» функционирует газопровод низкого давления, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 01:08:1001041:6. Документы, подтверждающие право собственности на газопровод, расположенный по вышеуказанному адресу, отсутствуют. На балансе администрации МО «Город Майкоп», либо ее структурных подразделений указанный газопровод не состоит.
По результатам проверки 24.08.2021 г. прокуратурой города в адрес руководителя Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствовавших и недопущению их в последующем. Согласно письму Комитета от 13.10.2021 г. в удовлетворении представления отказано в связи с нецелесообразностью принятия газопровода в муниципальную собственность, и необходимостью наличия собственника газопровода. В силу требований действующего законодательства указанные обстоятельства не являются препятствием к постановке газопровода на учет в качестве бесхозяйного. Газопровод является опасным производственным объектом, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого газа. Ненадлежащее использование газовых сетей, отсутствие должного контроля за их техническим состоянием создает угрозу аварийной ситуации в пределах территорий муниципального образования, где они проложены. Уличные газопроводы отнесены опасным производственным объектам, они не могут эксплуатироваться без принадлежности к собственнику, а поэтому должны быть приняты на учет и зарегистрированы в установленном законом порядке. Таким образом, для надлежащей эксплуатации опасного производственного объекта, а также безопасного обеспечения населения газом, у опасного производственного объекта должен быть собственник. Просит суд обязать администрацию МО «Город Майкоп» принять меры к постановке газопровода, расположенного между улицами Кузнечной и Школьной от ул. Красноармейской до ул. Ленина на территории ст. Ханской МО «Город Майкоп» на земельном участке с кадастровым номером 01:08:1001041:6 на учет в качестве бесхозяйного.
В письменных возражениях на иск представитель администрации указал, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно статье 2 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газ; непосредственно его потребителям.
Федеральная система газоснабжения - совокупность действующих н; территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и е деятельность регулируется государством в порядке, установление законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона № 69-ФЗ).
Владельцем вышеуказанной системы является ПАО «Газпром». Акционерное общество «Газпром газораспределение Майкоп» является дочерним общество ПАО «Газпром». Таким образом, в силу Закона, а также в случае фактической эксплуатации спорного газопровода, в том числе получения платы потребителей газа, который проходит по данному газопроводу, признакам собственника обладает АО «Газпром газораспределение Майкоп».
Неоформление надлежащим лицом соответствующих прав не может свидетельствовать о выбытии соответствующего объекта из фактической собственности и служить основанием для его признания бесхозяйным.
Брошенность лицом имущества, которое должно ему принадлежать, отсутствие должного ухода за таким имуществом свидетельствуют не бесхозяйности объектов, а о безответственном отношении собственника осуществлению своих правомочий, что не должно позволять возложить бремя ответственности, в рассматриваемом случае, на орган местного самоуправления.
Согласно общедоступным сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 01:08:1001041:6, расположен по адресу: ст. Ханская, муниципальное образования «Город Майкоп, ул. Школьная, 52. Вид разрешенного использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства.
Из письма АО «Газпром газораспределение Майкоп» следует, что рабочий проект на объект «Газоснабжение ст. Ханской» (кооператив 7) разработан в 2001 г. ООО «Стройгазсервис». При этом в материалах дела отсутствуют сведения о принятии рабочего проекта, каким-либо лицом, в том числе кооперативом № 7, о вводе в эксплуатацию, разграничении балансовой принадлежности, а также о лицах подавших заявку на ввод в эксплуатацию и т.д. Более того, не представлено сведений о том, что данный газопровод вообще функционирует (эксплуатируется) и может быть квалифицирован таковым, а также о том, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о собственнике.
Таким образом, неисполнение обязанностей добросовестного ответственного поведения собственника со стороны вышеуказанных автоматически не допускает возникновения ситуации бесхозяйного отношении принадлежавшего им объекта. Просит в иске отказать.
В письменных возражениях на иск представитель Комитета по управлению имуществом МО «г. Майкоп» указал, что данный газопровод в собственности муниципального образования «Город Майкоп» не находится. вышеуказанный газопровод находится на земельном участке с кадастровым номером 01:08:1001041:6, по адресу: г.Майкоп, ст.Ханская, ул.Школьная, 52 с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства, о чем имеются сведения в ЕГРН.
У данного газопровода должен быть заказчик проектной документации. Материалы дела должны содержать сведения о лицах, которым выдавались разрешения по указанному газопроводу.
Данный газопровод является действующим, в связи с чем в настоящее время им владеют и пользуются.
Пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В этой связи данный газопровод не является бесхозяйным. Газопроводы низкого давления не отнесены законодательством к объектам гражданских прав, изъятым из оборота, или ограниченно оборотоспособным объектам, в связи с чем могут находиться в собственности граждан и юридических лиц. Граждане не лишены возможности передать газопроводы в собственность иных лиц, в том числе эксплуатирующих организаций, а также могут зарегистрировать право собственности на данный газопровод.
Кроме того, необходимо отметить, что в муниципальной собственности отсутствуют организации, обслуживающие газопроводы. Такие организации имеются в ином уровне собственности (АО «Газпром газораспределение Майкоп» и т.п.).
Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 5, в котором указано, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
В силу положений Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69- ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» такими лицами могут являться региональный оператор газификации, газораспределительная организация, единый оператор газификации (статья 2, 13).
Таким образом, орган местного самоуправления не является единственным органом, уполномоченным на подачу заявления о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов. Просит суд отказать прокурору в заявленных требованиях.
В письменных возражениях на иск представитель АО «Газпром газораспределение Майкоп» указала, что в АО «Газпром газораспределение Майкоп» сведений о наличии собственников газопровода не имеется, на балансе общества не числится, техническое обслуживание не осуществляется. Законных оснований зарегистрировать за собой право собственности на спорное имущество общество не имеет. Полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В судебное заседание истец явился, доводы иска поддержал и уточнил заявленные требования относительно объекта, подлежащего постановке на учет в качестве безхозяйного без указания кадастрового номера земельного участка, на котором этот газопровод расположен.
Представитель ответчика в суд явился, доводы письменных возражений поддержал и возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Комитета по управлению имуществом МО «г. Майкоп» в суд явился, доводы письменных возражений поддержал и возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель АО «Газпром газораспределение Майкоп» полагала, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
От представителя третьего лица ООО «Стройгазсервис» поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание и исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной Прокуратурой г. Майкопа проверки соблюдения федерального законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации было установлено, что между улицами Кузнечной и Школьной от ул. Красноармейской до ул. Ленина на территории ст. Ханской МО «Город Майкоп» функционирует газопровод низкого давления, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 01:08:1001041:6.
Согласно сведениям администрации МО «Город Майкоп» и АО «Газпром газораспределение Майкоп», документы, подтверждающие право собственности на газопровод, расположенный по вышеуказанному адресу, отсутствуют. На балансе администрации МО «Город Майкоп», либо ее структурных подразделений, указанный газопровод не состоит.
Согласно выписке из ЕГРН, газопровод находится на земельном участке с кадастровым номером 01:08:1001041:6, по адресу: г.Майкоп, ст.Ханская, ул.Школьная, 52 с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, а также организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 установлено, что основной абонент, это юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином законном основании объектом сети газораспределения и (или) газопотребления.
В силу ч. 6 ст. 14 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по: выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Частью 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Газопровод является опасным производственным объектом.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» линейные объекты топливно-энергетического комплекса — система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
В силу положений ст. 4 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» основными принципами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются, в том числе, взаимная ответственность личности, общества и государства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; непрерывность; обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
В ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» указано, что Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» утверждены Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий)», приказом Минэнерго РФ от 13.12.2011 № 587 утвержден перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, приказом Ростехнадзора от 31.03.2008 № 186 утверждены Общие требования по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов.
Указанными подзаконными актами установлен ряд требований для эксплуатации объектов подобной категории, реализация которых возможна только при наличии собственника.
Согласно положениям ст. 33 Федерального закона РФ от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий: создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет иные мероприятия.
Ненадлежащее использование газовых сетей, отсутствие должного контроля за их техническим состоянием создает угрозу аварийной ситуации в пределах территорий муниципального образования, где они проложены.
Бездействие уполномоченного органа местного самоуправления не отвечает таким принципам противодействия терроризму, установленным п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», как приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, поскольку не проведение всех необходимых мероприятий по обслуживанию газопровода и обеспечению его соответствия предъявляемым законодательством требованиям может способствовать совершению террористических актов, облегчать совершение противоправных действий, что существенно нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, проживающих на территории муниципального образования.
Согласно требованиям ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», уличные газопровода отнесены опасным производственным объектам. Следовательно, они не могут эксплуатироваться без принадлежности к какому-либо собственнику. Для надлежащей эксплуатации опасного производственного объекта, а также безопасного обеспечения населения газом в должны быть приняты на учет и зарегистрированы в установленном законом порядке, согласно требованиям приказа Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г. Майкопа в защиту интересов неопределенного круга лиц, МО «г. Майкоп», Российской Федерации к Администрации МО «г. Майкоп» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Город Майкоп» принять меры к постановке газопровода, расположенного между улицами Кузнечной и Школьной от ул. Красноармейской до ул. Ленина на территории ст. Ханской МО «Город Майкоп», на учет в качестве бесхозяйного.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме..
Председательствующий подпись С.Ю. Ситникова
Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2021-010134-95
Подлинник находится в материалах дела № 2-304/2022
в Майкопском городском суде Республики Адыгея