Дело № 2-411/2019
25RS0029-01-2018-009239-31
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
30 апреля 2019 года Уссурийский районный суд Приморского края
в составе председательствующего судьи Рябенко Е.М.,
при секретаре Савлуковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Танасьева Е. А. к Администрации Уссурийского городского округа Приморского края, Управлению имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа Приморского края, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Танасьев Е.А. обратился в суд с указанным исковым заявлением, изменённым в ходе рассмотрения дела, мотивировав его тем, что ДД.ММ.ГГ он обратился с письмом в комиссию по подготовке и проведению публичных слушаний администрации Уссурийского городского округа Приморского края и предложением включить в бюджет Уссурийского городского округа на ДД.ММ.ГГ год расходы на восстановление и ремонт девяти захоронений советских военных лётчиков, погибших при выполнении своего воинского долга во время вооружённого конфликта между Южной и Северной Кореей в период 1950-1953 годы в муниципальную программу на ДД.ММ.ГГ год.
Указанные воинские захоронения расположены в первом секторе Уссурийского городского кладбища, в них покоятся останки следующих девяти лётчиков ВВС СССР:
Р¤РРћ1,ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° рождения, майор, командир звена 16 истребительного авиационного полка, РїРѕРіРёР± РЅР° боевом вылете ДД.РњРњ.ГГ,сорвавшись РІ штопор,
Р¤РРћ2, ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° рождения, подполковник, заместитель командира 821 истребительного авиационного полка, РїРѕРіРёР± РЅР° боевом вылете ДД.РњРњ.ГГ, столкнувшись СЃ ведомым,
Р¤РРћ3, ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° рождения, штурман 726 истребительного авиационного полка, РїРѕРіРёР± РІ воздушном Р±РѕСЋ ДД.РњРњ.ГГ,
Р¤РРћ4, ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° рождения, майор, помощник РїРѕ Р’Р’РЎ командира 64 истребительного авиационного РєРѕСЂРїСѓСЃР°, РїРѕРіРёР± ДД.РњРњ.ГГ, совершив ночной таран СЃ самолётом противника,
Р¤РРћ5, ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° рождения, майор, командир первой авиаэскадрильи 415 истребительного авиационного полка, РїРѕРіРёР± РІ воздушном Р±РѕСЋ ДД.РњРњ.ГГ,
Р¤РРћ6, ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° рождения, подполковник, РїРѕРіРёР± РїСЂРё посадке самолёта, возвращаясь СЃ боевого задания, ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґСѓ
Р¤РРћ7, ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° рождения, майор, скончался РѕС‚ ран после воздушного Р±РѕСЏ,
Р¤РРћ8, ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° рождения, майор, РїРѕРіРёР± РІ воздушном Р±РѕСЋ,
Р¤РРћ9, ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° рождения, майор командир авиаэскадрильи 726 истребительного авиационного полка, РїРѕРіРёР± РІ воздушном Р±РѕСЋ ДД.РњРњ.ГГ.
Упоминание РѕР± этих погибших советских военных лётчиках имеется РІ РєРЅРёРіРµ «Советские асы корейской войны» автора Сайдова Р.Рђ., издание 2-Рµ, исправленное Рё дополненное, Рњ:Фонд «Русские витязи», 2016, РєРЅРёРіР° выпушена тарижом 1000 экземпляров.
В ответе администрации УГО от ДД.ММ.ГГ сообщалось о том, что данные захоронения являются бесхозяйными недвижимыми вещами и на учёте в Уссурийском городском округе как муниципальное имущество они не значатся.
С данным ответом истец не согласен, полагает, что на основании п.6 ст.6 и на ст. 10 Закона РФ от 14.01.1993 № 4192-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» орган местного самоуправления обязан проводить работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
,Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что РЅР° момент рассмотрения стало известно, что паспорта РІРѕРёРЅСЃРєРёС… захоронений изготовлены РЅР° шесть погибших советских военных летчиков: Р¤РРћ1, Р¤РРћ10, Р¤РРћ9, Р¤РРћ3, Р¤РРћ4, Р¤РРћ5 истец РїСЂРѕСЃРёР» обязать администрацию РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РІ течение трёх месяцев после вступления решения РІ законную силу поставить РЅР° государственный учёт, изготовив соответственно паспорт РІРѕРёРЅСЃРєРѕРіРѕ захоронения РЅР° РґРІСѓС… советских военных лётчиков: Р¤РРћ6, ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° рождения, майора, погибшего РїСЂРё посадке самолёта, возвращаясь СЃ боевого задания РІ ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґСѓ, РЅР° Р¤РРћ7, ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° рождения, майора, скончавшегося РѕС‚ ран после воздушного Р±РѕСЏ, обязать Управление имущественных отношений администрации УГО РІ течение месяца после вступления РІ законную силу судебного решения РїРѕ делу провести необходимые действия для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ требованиями РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 225 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃ требованием Рѕ признании права муниципальной собственности РЅР° восемь РІРѕРёРЅСЃРєРёС… захоронений советских военных лётчиков: майора Р¤РРћ1, подполковника Р¤РРћ2, майора Р¤РРћ9, майора Р¤РРћ3, майора Р¤РРћ4,майора Р¤РРћ5, подполковника Р¤РРћ6, майора Р¤РРћ7 СЃ последующей постановкой указанных выше РІРѕРёРЅСЃРєРёС… захоронений советских военных лётчиков РЅР° баланс РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края Рё взыскать расходы РїРѕ оплате государственной пошлины РІ размере 300 рублей РІ долевом РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃ ответчиков.
Р’ судебном заседании истец Рё его представитель настаивали РЅР° заявленных исковых требованиях РїРѕ основаниям, указанным выше, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что оснований для обращения СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј РІ СЃСѓРґ положило то, что указанные РІРѕРёРЅСЃРєРёРµ захоронения находятся РІ ненадлежащем состоянии, Р·Р° РЅРёРјРё необходим СѓС…РѕРґ, обязанность РїРѕ приведению РёС… РІ надлежащее состояние указанным выше законом возложена РЅР° органы местной власти. Требование РІ отношении РІРѕРёРЅСЃРєРѕРіРѕ захоронения Р¤РРћ8 РёРјРё РЅРµ заявляется, так как Сѓ погибшего Р¤РРћ8 имеются родственники, которые следят Р·Р° захоронением.
Представитель администрации УГО в судебном заседании не признала исковые требования, пояснив, что администрация УГО является ненадлежащим ответчиков по делу, так как органом, который должен заниматься государственным учётом воинских захоронений является уполномоченный орган субъекта федерации. Просила в иске отказать.
Представитель Управления имущественных отношений администрации УГО в судебном заседании не признала исковые требования, пояснив, что в порядке ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, воинские захоронения не являются недвижимыми объектами, поэтому просила отказать в иске к Управлению имущественных отношений.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации, извещённый о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, дело в порядке ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в его отсутствие.
Суд, выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" в редакции Федерального закона от 19.07.2018 N 214-ФЗ увековечению подлежит память: погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества; погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств; умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей, погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.
В соответствии со ст. 3 указанного Закона захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
Как следует из письма Управления культуры администрации УГО, сообщения ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны» Российской Федерации, сообщения временно исполняющего обязанности военного комиссара г.Уссурийска, а также подтверждается учетными карточками воинских захоронений, фототаблицами захоронений и надгробными табличками на них, на территории Уссурийского городского кладбища( в первом секторе) находятся воинские захоронения военных летчиков, погибших в вооружённом конфликте в Северной Корее, которые не имеют статус объектов культурного наследия местного или регионального значения, не включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В указанных воинских захоронениях покоятся останки следующих военных лётчиков ВВС СССР:
Майора Р¤РРћ1, ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° рождения, уроженца XXXX ( РІ алфавитной РєРЅРёРіРµ офицерского состава полка место рождения- XXXX, так РІ документе), командира звена 16 истребительного авиационного полка, РїРѕРіРёР± РїСЂРё выполнении боевого задания ДД.РњРњ.ГГ,
Подполковника Р¤РРћ2 (отчество, так РІ документе), ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° рождения, уроженца XXXX, заместителя командира полка, инструктора-летчика РїРѕ технике пилотирования 821 истребительного авиационного полка 190 авиационной истребительной РґРёРІРёР·РёРё, РїРѕРіРёР± РїСЂРё выполнении служебных обязанностей РїСЂРё выполнении боевого задания ДД.РњРњ.ГГ,
Майора Р¤РРћ3, ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° рождения, уроженца XXXX, штурмана-летчика 726 истребительного авиационного полка 133 истребительной авиационной РґРёРІРёР·РёРё, РїРѕРіРёР± РІ воздушном Р±РѕСЋ ДД.РњРњ.ГГ,
Майора Р¤РРћ4, 1922 РіРѕРґР° рождения (дата рождения, место рождения РЅРµ указаны), начальника воздушно-стрелковой службы управления 64 истребительного авиационного РєРѕСЂРїСѓСЃР°, РїРѕРіРёР± ДД.РњРњ.ГГ,
Майора Р¤РРћ5, ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° рождения ( РІ штатно-должностной Рё алфавитной книгах офицерского состава полка дата рождения-ДД.РњРњ.ГГ), уроженца XXXX, командир авиаэскадрильи 415 истребительного авиационного полка, РїРѕРіРёР± РїСЂРё исполнении служебных обязанностей ДД.РњРњ.ГГ,
Майора Р¤РРћ9, ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° рождения ( так РІ документе, точная дата рождения РЅРµ указана), уроженца XXXX, командира авиаэскадрильи 726 истребительного авиационного полка 133 истребительной авиационной РґРёРІРёР·РёРё, РїРѕРіРёР± РІ воздушном Р±РѕСЋ ДД.РњРњ.ГГ,
Лейтенанта Р¤РРћ7,ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° рождения, уроженца XXXX, лётчика 3 истребительного авиаполка, ДД.РњРњ.ГГ умер РѕС‚ полученных повреждений РїСЂРё авиакатастрофе,
Майора Р¤РРћ8, ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° рождения, уроженца XXXX, заместителя командира полка, инспектора-летчика РїРѕ технике пилотирования Рё теории полета 235 истребительного авиаполка 37 истребительной авиадивизии, ДД.РњРњ.ГГ РїРѕРіРёР± РїСЂРё катастрофе самолета,
Подполковника Р¤РРћ6, ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° рождения, РїРѕРіРёР± РІ ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґСѓ (сведения Рѕ нём отсутствуют РІ военном комиссариате Рі.РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєР°, РІ карточке учета офицерского состава РІ Центральном архиве Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ РѕРЅ РЅРµ значится). Однако, его захоронение СЃ надгробной табличкой имеется РЅР° РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕРј кладбище, что подтверждается пояснениями сторон Рё фототаблицей.
Учетные карточки РІРѕРёРЅСЃРєРёС… захоронений составлены РЅР° Р¤РРћ2, Р¤РРћ5, Р¤РРћ1, Р¤РРћ9, Р¤РРћ4, Р¤РРћ3
Рстец РїСЂРѕСЃРёР» обязать Администрацию УГО поставить РЅР° государственный учёт РІРѕРёРЅСЃРєРёРµ захоронения Р¤РРћ6 Рё Р¤РРћ7, изготовив соответственно паспорта РІРѕРёРЅСЃРєРёС… захоронений РґРІСѓС… лётчиков.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.
В соответствии с частью 3 статьи 22 указанного закона при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.
В соответствии со статьями 5,6 Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" в редакции Федерального закона от 19.07.2018 N 214-ФЗ регулирующего вопросы государственного учета и содержания воинских захоронений с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами, включая братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, воинские захоронения подлежат государственному учету местными органами власти и управления и ответственность за их содержание возлагается на органы местного самоуправления.
РЎ учётом положений приведённых выше законов которые обязанность органов местного самоуправления РїРѕ государственному учету Рё содержанию РІРѕРёРЅСЃРєРёС… захоронений РЅРµ ставят РІ зависимость РѕС‚ РёС… принадлежности Рё отнесения Рє объектам федерального или местного значения, требования истца Рѕ возложении РЅР° администрацию УГО обязанности поставить РЅР° государственный учет РІРѕРёРЅСЃРєРёРµ захоронения РґРІСѓС… советских лётчиков Р¤РРћ6 Рё Р¤РРћ7 путем изготовления паспортов РІРѕРёРЅСЃРєРёС… захоронений подлежат удовлетворению.
Срок, в течение которого данные требования должны быть удовлетворены, в течение трёх месяцев с момента вступления решения в законную силу, судом признается разумным, поэтому в данной части требования также подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования истца о возложении обязанности на администрацию УГО провести необходимые действия для обращения в суд в соответствии со ст. 225 ГК РФ с требованием о признании права муниципальной собственности на восемь воинских захоронений советских лётчиков с последующей постановкой их на баланс Уссурийского городского округа Приморского края, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п.1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности ( п.3).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Рстцом РЅРµ представлено доказательств, подтверждающих, что указанные РёРј РІРѕРёРЅСЃРєРёРµ захоронения являются недвижимыми вещами РІ смысле, придаваемом этому понятию статьями 225 Рё 130 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, С‚.Рµ. тому, что РёС… перемещение без несоразмерного ущерба РёС… назначению невозможно.
Кроме того, положениями Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" не предусмотрена возможность признания воинских захоронений - могил - бесхозяйными и передачи их в чью-либо собственность.
С учётом изложенного, в удовлетворении данных требований суд отказывает, а также в требованиях к Управлению имущественных отношений администрации УГО и Министерству обороны Российской Федерации как ненадлежащим ответчикам по делу.
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с администрации УГО в размере 150 рублей, то есть с учётом частичного удовлетворения требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Обязать администрацию РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края поставить РЅР° государственный учёт РІРѕРёРЅСЃРєРёРµ захоронения Р¤РРћ6 Рё Р¤РРћ7 путём изготовления паспортов указанных РІРѕРёРЅСЃРєРёС… захоронений РІ течение трёх месяцев СЃ момента вступления настоящего решения РІ законную силу.
Требования о возложении на администрацию Уссурийского городского округа Приморского края обязанности провести необходимые действия для обращения в суд в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации с требованием о признании права муниципальной собственности на восемь воинских захоронений советских лётчиков с последующей постановкой их на баланс Уссурийского городского округа Приморского края и требования к Управлению имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа, Министерству обороны Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Взыскать с администрации Уссурийского городского округа Приморского края в пользу Танасьева Е. А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца, с момента его изготовления в окончательной форме в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд.
Судья Е.М. Рябенко
Решение составлено 06 мая 2019 года.