Дело № 2а-548/2021
УИД 51RS0020-01-2021-000711-76
Мотивированное решение изготовлено 29.07.2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 июля 2021 года город Снежногорск
Полярный районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Болотской Р.В.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области к Петровской О. Г. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени, страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области) обратилась в суд с административным иском к Петровской О.Г. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени, страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени.
В обоснование требований истцом указано, что административный ответчик поставлен на учет в налоговом органе в качестве адвоката, и был обязан к уплате налога на доходы физических лиц, в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административным ответчиком в налоговый орган представлена налоговая декларация о доходах физических лиц за 2016 года по форме 3-НДФЛ, согласно которой налогоплательщиком сумма налога к уплате в бюджет указана в размере 1 365 рублей.
В срок, установленный налоговым законодательством не позднее 15 июля 2017 года, налог на доходы физических лиц за 2016 год Петровской О.Г. уплачен не был. В связи с несвоевременной уплатой суммы налога, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ исчислены пени в размере 3,28 рублей. В связи с тем, что обязанность по налогу в установленный срок ответчиком не была исполнена, в ее адрес направлено требование №... от 25 июля 2017 года об уплате налога и пени, которое административным ответчиком оставлено без внимания.
Кроме того, с учетом уточнений в этой части требований, из Пенсионного Фонда РФ в адрес налогового органа передана задолженность административного ответчика, а именно: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, образовавшаяся до 01 января 2017 года, в общей сумме 1156,03 рублей. Направленное налогоплательщику требование №109315 от 12 сентября 2017 года об уплате, в том числе вышеуказанной задолженности, административным ответчиком исполнено не было.
На основании приказа Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области «О централизации функций по урегулирования задолженности» от 19 апреля 2019 года №04-02/64@ функции по урегулированию задолженности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на территории Мурманской области из ИФНС России по городу Мурманску и межрайонных ИФНС России по Мурманской области переданы в Межрайонную ИФНС России № 9 по Мурманской области.
17 ноября 2020 года по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка №1 Александровского судебного района вынесен судебный приказ №2а-4801/2020 о взыскании с Петровской О.Г. задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени, страховых взносов на обязательное медицинское страхование и пени, который отменен определением мирового судьи 23 декабря 2020 года в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
В связи с чем, с учетом уточненных исковых требований, Межрайонная ИФНС России №9 по Мурманской области просит взыскать с Петровской О.Г. задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере 1365 рублей и соответствующие пени в размере 3,28 рублей; пени, исчисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 508,18 рублей.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело в отсутствие своего представителя. С учетом уточненных исковых требований, просит взыскать с Петровской О.Г. задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере 1365 рублей и соответствующие пени в размере 3,28 рублей; пени, исчисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 508,18 рублей. Кроме того, в представленных уточнениях указал, что задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года отражена в карточке расчетов с бюджетом на основании информации, переданной из Пенсионного Фонда РФ (то есть в составе сальдо). Информация о периодах образования задолженности в КРСБ отсутствует. Представить расчет суммы пени администрируемых Пенсионным Фондом РФ не представляется возможным.
Административный ответчик Петровская О.Г., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просила в удовлетворении заявленных требований в части взыскания задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2016 год и пени отказать, в связи с пропуском срока давности обращения с иском в суд. Кроме того, указала, что в связи с представленными в материалы дела доказательствами, а также отсутствием первичных документов, заявленная сумма задолженности по пени, исчисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 508,18 рублей административным истцом не обоснована. В случае удовлетворения исковых требований в указанной части, просит пени, заявленные ко взысканию, снизить до минимально возможного размера в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса РФ. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Протокольным определением Полярного районного суда Мурманской области от 30 июня 2021 года в качестве заинтересованных лиц привлечены Межрайонная ИФНС России №2 по Мурманской области, ГУ Управление ПФ РФ в ЗАТО Александровск Мурманской области (межрайонное).
Заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России №2 по Мурманской области, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором заявленные требования поддерживает, считает их подлежащими удовлетворению. Просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо, ГУ Управление ПФ РФ в ЗАТО Александровск Мурманской области (межрайонное), извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указало, что в связи с тем, что с 01 января 2017 года уплата страховых взносов и пени, рассчитанной на задолженность за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, производятся плательщиками в налоговые органы, Отделение Пенсионного Фонда РФ сведениями о рассчитанных и уплаченных на непогашенную недоимку с 01 января 2017 года пени не располагает.
В соответствии с положениями частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела.
Исследовав материалы административного дела, материалы административного дела №2а-4801/2020, материалы исполнительных производств №... и №..., суд приходит к следующему.
Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регулируется главой 32 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу подпунктов 2 и 5 части 1, части 2 статьи 287, части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций на административного истца возлагается обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, а также обязанность по представлению доказательств, подтверждающих размер денежной суммы, составляющей платеж либо санкцию, и ее расчет.
Согласно пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
В силу части 3.1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 11.1 КАС РФ. По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительного его исполнения может быть отменен (часть 1 статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений глав 11.1 и 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным. Соответственно, в силу пункта 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мировой судья отказывает в принятии такого заявления.
В таком случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции, в добровольном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 286, части 2 статьи 286 КАС РФ, пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Из анализа вышеприведенных норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа, либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынесен судебный приказ, не усмотрев при этом основания для отказа в принятии заявления налогового органа, установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то указанный срок им признан не пропущенным.
Поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 123.8 КАС РФ), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит обжалованию, то суд при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение. Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что до обращения с настоящим иском в суд, 12 ноября 2020 года Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области обратилась к мировому судье судебного участка №1 Александровского судебного района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Петровской О.Г. спорной задолженности. В связи с поступившими возражениями Петровской О.Г. относительно исполнения судебного приказа, судебный приказ №2а-4801/2020, внесенный 17 ноября 2020 года, был отменен определением мирового судьи от 23 декабря 2020 года.
Таким образом, с административным исковым заявлением о взыскании с Петровской О.Г. обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области вправе была обратиться в срок по 24 июня 2021 года включительно.
Согласно штемпелю отделения почтовой связи, настоящее административное исковое заявление направлено Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области в суд 25 мая 2021 года.
Таким образом, вопреки доводам административного ответчика, административное исковое заявление к Петровской О.Г. подано Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области в суд в установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок.
Разрешая требования в части взыскания с Петровской О.Г. задолженности по пени, исчисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, суд приходит к следующему.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (пункт 1); за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статье 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» адвокаты являются страхователями по пенсионному и социальному страхованию и плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования.
Согласно статье 23 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 01.01.2017, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона).
Согласно части 1 статьи 16 Закона расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 25 Закона в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки начисляются пени.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч. 5 ст. 22 Закона).
Порядок уплаты страховых взносов до 01.01.2017 был урегулирован положениями вышеприведенного Закона, с 01.01.2017 порядок уплаты страховых взносов урегулирован положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшейся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», далее - Закон №243-ФЗ от 03.07.2016).
Таким образом, в настоящее время применительно к указанным видам платежей с административными исковыми заявлениями о взыскании обязательных платежей и санкций вправе обращаться налоговые органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Закон №243-ФЗ от 03.07.2016№ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных ст. 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Письмом Федеральной налоговой службы России от 02.05.2017 №ГД-4-8/8281 разъяснено, что в соответствии с утвержденными Порядками взаимодействия управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации с территориальными органами ПФР и ФСС России, а также Форматами, используемыми при взаимодействии налоговых органов с органами ПФР и ФСС России в части разового обмена информацией, предусмотрена передача сведений, указанных в пункте 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ в налоговые органы в электронном виде.
Согласно пункту 5 Порядка взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утвержденного Федеральной налоговой службой и Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации 22.07.2016, срок представления Отделениями ПФР в Управления ФНС России информации о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, установлен до 01.02.2017.
Из административного искового заявления следует, что органами пенсионного Фонда в налоговый орган переданы сведения о наличии у Петровской О.Г. по отчетным (расчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, неуплаченных, в том числе:
- пени, исчисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 508,18 рублей.
В связи с частичной уплатой страховых взносов и пени Петровской О.Г. было направлено требование об их уплате от №... от 12.09.2017 со сроком исполнения до 13.10.2017, которое до настоящего времени в добровольном порядке административным ответчиком в полном объеме не исполнено.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (часть 3 статьи 48 НК РФ).
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
По этой причине в обоснование заявления о взыскании страховых взносов налоговыми органами должны быть представлены в суд документы, подтверждающие основания возникновения обязательства у плательщика, наступление срока его исполнения, а также соблюдение процедуры его взыскания (расчет по страховым взносам, решение органа ПФР или органа ФСС России по результатам проверки плательщика страховых взносов, требование об уплате и т.д.).
Инспекцией суду не представлены истребованные судом сведения и доказательства периодов образования у Петровской О.Г. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, неуплата которой повлекла начисление спорных пеней, как и сам расчет пеней; первичные документы, подтверждающие обоснованность исчисленных сумм задолженности по страховым взносам; надлежаще заверенные копии вступивших в силу решений о привлечении Петровской О.Г. к ответственности, либо об отказе в привлечении ее к ответственности за неуплату страховых взносов по расчетным (отчетным периодам), истекшим до 01.01.2017, а также доказательства своевременности и полноты принятия мер к взысканию с Петровской О.Г. задолженности по страховым взносам за указанные в иске расчетные периоды.
Принимая во внимание данное обстоятельство, административным истцом суду не представлены доказательства наличия материально-правовых оснований для начисления и взыскания с административного ответчика: пени, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 508,18 рублей, в связи с чем, административный иск в данной части удовлетворению не подлежит.
Разрешая требования о взыскании с Петровской О.Г. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2016 год и пени, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, в том числе, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации
Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц адвокатами определены в статье 227 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (пункт 3 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 209 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения НДФЛ признается, в том числе, доход, полученный налогоплательщиком от источников Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета непосредственно налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и п. 1 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 6 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось сторонами, что Петровская О.Г. состоит на учете в налоговом органе в качестве плательщика, согласно сведениям об учете физических лиц ей был присвоен статус адвоката.
Налогоплательщиком Петровской О.Г. представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2016 год, согласно которой сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет, составила 1 365 рублей. Срок уплаты – 15 июля 2017 года.
Вместе с тем, в установленный в статье 227 Налогового кодекса Российской Федерации срок налог не был уплачен.
В силу положений статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации ответчику начислены пени за просрочку уплаты НДФЛ в размере 3 рублей 28 копеек.
Налоговым органом представлен расчет взыскиваемой суммы пени, который судом проверен, является арифметически верным, альтернативный расчет ответчиком не представлен.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога (сбора) в силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Инспекцией в адрес административного ответчика 08 августа 2017 года направлено требование №... от 25 июля 2017 года об уплате недоимки по НДФЛ за 2016 год в размере 1 365 рублей и пени на недоимку в размере 3 рублей 28 копеек по сроку исполнения до 25 августа 2017 года, которое до настоящего времени Петровской О.Г. не исполнено.
Доказательств, свидетельствующих об исполнении обязанности по уплате указанной задолженности за указанный период в добровольном порядке, административным ответчиком, либо отсутствия указанной задолженности, в нарушение требований статей 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.
Анализируя приведенные правовые нормы в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, принимая во внимание, что Петровская О.Г. в спорный период времени являлась плательщиком налога на доходы физических лиц и обязана была самостоятельно его уплачивать, однако такую обязанность не исполнила, суд приходит к выводу, что заявленные требования Межрайонной ИФНС России №9 по Мурманской области в части взыскания задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере 1 365 рублей и соответствующие пени в сумме 3 рублей 28 копеек являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 103, частью 1 статьи 111, частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы (в том числе налоговые органы), выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных истцов от уплаты государственной пошлины освобождены.
Таким образом, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из общей суммы удовлетворенных требований, с административного ответчика Петровской О.Г. подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административного исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области к Петровской О. Г. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени, страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени – удовлетворить частично.
Взыскать с Петровской О. Г., зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход соответствующего бюджета задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере 1 365 рублей 00 копеек и соответствующие пени в размере 3 рублей 28 копеек, а всего 1 368 рублей 28 копеек.
Взыскать с Петровской О. Г., зарегистрированной по адресу: <адрес>, в бюджет муниципального образования государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
В удовлетворении требования о взыскании задолженности по пени, исчисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 508 рублей 18 копеек – отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области ПСП г. Снежногорск в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Р.В. Болотская