Решение по делу № 2-938/2017 от 21.03.2017

                                 Дело № 2-938/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2017 года                                        г. Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополь в составе:

Председательствующего                Мох Е.М.,

при секретаре                    Балакиной К.С.,

с участием представителя истца        Тушинцева О.В.,

представителя ответчика             Филонова А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к Стайкову Кириллу Алексеевичу, Управлению государственной регистрации права кадастра Севастополя, третье лицо Правительство г. Севастополя о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, признании права отсутствующим, истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении сведений о границах земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в лице представителя Афонина Д.К. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Стайкову К.А. о признании недействительным свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество ... от ..., истребовании у ответчика земельного участка ..., площадью 0,1 га, расположенного по адресу: ... (кадастровый номер ..., ранее присвоенный кадастровый номер ...) в собственность субъекта Российской Федерации города федерального значения Севастополя, а также с требованием об исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах данного земельного участка. Свои требования мотивировал тем, что проведенной прокуратурой Нахимовского района проверкой было установлено, что распоряжение о передаче в собственность земельных участков по ... гражданам-членам ОК «ЖСТИЗ «Каньон» Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось. По информации ГКУ «Архив города Севастополя» распоряжение № 953-р от 02.04.2010 г. касается вопроса предоставления разрешения «дачному-строительному товариществу «Щеголек» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в районе урочища Аязьма для индивидуального дачного строительства и не связано с предоставлением прав собственности на земельные участки членам ОК «ЖСТИЗ «Каньон». Кроме того, согласно сведений Департамента аппарата Губернатора и Правительства ни ответчик, ни иные члены ОК «ЖСТИЗ «Каньон» не обращались в Севастопольскую городскую государственную администрацию с заявлениями о предоставлении им в собственность земельных участков по .... Приобретение Стайковым К.А. прав на земельный участок ..., площадью 0,1 га, расположенный по адресу: ... (кадастровый номер ..., ранее присвоенный кадастровый номер ...) на основании свидетельства о праве собственности при отсутствии решений органов власти г. Севастополя о возникновении такого права, является основанием для его отмены в судебном порядке. На основании вышеизложенного, просит признать недействительным свидетельство о праве собственности на земельный участок общей площадью 0,1 га, расположенный по адресу: ..., истребовать данный земельный участок в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах спорного земельного участка.

Определением Нахимовского районного суда города Севастополя от 17.07.2017 привлечено к участию в деле в качестве соответчика Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, одновременно исключив его из состава третьих лиц.

В судебном заседании представитель истца Тушинцев О.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив аналогично изложенному в описательной части решения. Просил иск удовлетворить. Указал, что в материалы дела представлены достаточные доказательства тому, что распоряжение № 953-р от 02.04.2010 г. о предоставлении в собственность членам ОК «ЖСТИЗ «Каньон» земельных участков Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось. Наличие подлинника данного распоряжения в Архивном фонде Главного управления Государственного земельного кадастра г. Севастополя не может свидетельствовать о принятии вышеуказанного постановления, поскольку в архивных материалах, переданных в Государственное казенное учреждение Архив г. Севастополя распоряжений Севастопольской городской администрации находится распоряжение № 953-р от 02.04.2010 г., касающееся вопроса предоставления разрешения «дачному строительному товариществу «Щеголек» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в районе урочища Аязьма для индивидуального дачного строительства. Кроме того, пояснила, что согласно журналу выдачи бланков распоряжений СГГА бланк, на котором было издано распоряжение № 953-р от 02.04.2010 г. о предоставлении в собственность членам ОК «ЖСТИЗ «Каньон» земельных участков, было получено специалистом управления земельного кадастра позднее даты издания данного распоряжения, что также свидетельствует о том, что распоряжение № 953-р от 02.04.2010 г. о предоставлении в собственность членам ОК «ЖСТИЗ «Каньон» земельных участков Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось.

Ответчик Стайков К.А. в судебное заседание не явился, направил своего представителя Филонова А.О., который в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку обращение в суд с данным иском является намерение исправить ошибку органа государственной власти при распоряжении спорным земельным участком. Считает, что исковые требования противоречат правовым позициям, изложенным в решения Европейского суда по правам человека, что является основанием для отказа в иске.

Ответчик Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, времени и месте проведения судебного заседания был извещен надлежащим образом и заблаговременно.

Представитель третьего лица Правительства г. Севастополя в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, выразил согласие с исковыми требованиями.

           Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено, что Распоряжением СГГА № 735-р от 23.03.2010 года ОК «ЖТИЗ «Каньон» предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка для строительства и обслуживания квартала индивидуальных домов коттеджного типа в районе ..., ориентировочной площадью 20 га.

В материалы дела истцом представлена надлежащим образом заверенная архивная копия Распоряжения СГГА № 953-р от 02.04.2010 года о предоставлении обслуживающему кооперативу «Дачно-строительное товарищество «Щеголек» разрешения на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка для индивидуального дачного строительства в районе урочища Аязьма, ориентировочной площадью 22 гектара.

Согласно сообщению Департамента аппарата губернатора Севастополя в адрес прокуратуры г. Севастополя от 27.04.2015 года по обращением в СГГА членов ОК «ЖСТИЗ «Каньон» с заявлениями о передаче в собственность земельных участков, указано, что граждане с такими заявлениями не обращались. Аналогичная информация представлена ГКУ «Архив г. Севастополя в адрес Директора Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя. Также указано на то, что в документах архивного фонда СГГА, находящихся на хранении в ГКУ Архив города Севастополя за 2010 год, имеется распоряжение № 735-р от 23.03.2010 года ОК «ЖСТИЗ «Каньон» предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка для строительства и обслуживания квартала индивидуальных домов коттеджного типа в районе ..., ориентировочной площадью 20 га. Иных распоряжений, касающихся предоставления в собственность членам ОК «ЖСТИЗ «Каньон» земельных участков, в том числе по ..., не имеется.

     11 марта 2014 года Верховной Радой Автономной Республики Крым и Севастопольским городским Советом принята Декларация о независимости Республики Крым и г. Севастополя, согласно которой провозглашено Крым независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.

20 марта 2014 года Государственной Думой Российской Федерации, а 21 марта 2014 года Советом Федерации одобрен Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Федеральным Конституционным Законом от 21 марта 2014 года N 36-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов, подписанный в городе Москве 18 марта 2014 года.

Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города - героя Севастополя" установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.

В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Кроме того, как следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.

Согласно пункту 2 статьи 25, пунктам 1, 7, 9 статьи 27 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 5-ЗС "О правительстве Севастополя" к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью города Севастополя и контроля за ее эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществление управления в области земельных отношений.

Из положения о Департаменте по земельным и имущественным отношениям, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 года №883-ПП последний осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, и имеет право направлять заявления в суд, в случаях предусмотренных законодательством.

В связи с изложенным, суд полагает, что Департамент по земельным и имущественным отношениям является надлежащим истцом.

В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права, действовавшие на момент возникновения данных правоотношений.

Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения сорных правоотношений) определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.

Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины, гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.

Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.

К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства относительно отведения земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.

Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Суду не предоставлены сведения, документально подтверждающие издание распоряжения Севастопольской городской государственной администрацией в пределах предоставленной компетенции о передаче ответчику указанного земельного участка в собственность по его обращению в соответствии с требованиями ст. 116,118 ЗК Украины.

Соответственно суду не предоставлены решения, связанные с передачей ответчику в собственность, как физическому лицу, земельного участка Севастопольской городской государственной администрацией.

Согласно представленным Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя сведениям, за ответчиком Стайковым К.А. 18.02.2017 зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок.

В силу п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество, в иных случаях, предусмотренных законом.

По смыслу указанных правовых норм прекращение права собственности на объект недвижимости возможно исключительно по волеизъявлению собственника или по основаниям, указанным в законе. Иное толкование данных норм означает нарушение принципа неприкосновенности собственности, абсолютного характера правомочий собственника, создает возможность прекращения права собственности по основаниям, не предусмотренным законом.

В связи с выше установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности без соответствующего правового основания, помимо воли его собственника, в связи с чем, исковые требования истца об истребовании в пользу субъекта Российской Федерации города федерального значения Севастополя из незаконного владения ответчика Стайкова К.А. земельного участка ... площадью 0,1 га, расположенного по адресу ..., являются обоснованными, доказанными и подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах, требования истца о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка ответчика суд считает нецелесообразным разрешать в качестве отдельных исковых требований, поскольку все вышеуказанные требования поглощаются исковым требованием об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.

Согласно статье 23 Федерального Конституционного Закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" на территории города федерального значения Севастополя с 18 марта 2014 года действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В соответствии с пп.4 п.2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об истребовании спорного земельного участка в пользу города федерального значения Севастополя, соответствует абз. 13 ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В силу ст. 125 ЗК Украины, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав.

В соответствии с пп.4 п.2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, в связи с тем, что в материалах дела имеются копии распоряжения иного содержания, но с аналогичными реквизитами, суд приходит к выводу о доказанности истцом факта не вынесения в установленном порядке Распоряжения СГГА № 953-р от 02.04.2010 года о передаче в собственность земельных участков гражданам-членам ОК «ЖСТИЗ «Каньон». Кроме того, отсутствуют сведения, документально подтверждающие издание распоряжения Севастопольской городской государственной администрацией в пределах предоставленной компетенции о передаче ответчику указанного земельного участка в собственность по его обращению в соответствии с требованиями ст. 116,118 ЗК Украины, что также подтверждает юридический факт отсутствия права собственности ответчика на указанный земельный участок.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика Стайкова К.А. в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197, 268 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к Стайкову Кириллу Алексеевичу, Управлению государственной регистрации права кадастра Севастополя, третье лицо Правительство г. Севастополя о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, признании права отсутствующим, истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении сведений о границах земельного участка, удовлетворить частично.

Истребовать в пользу города федерального значения Севастополя из чужого незаконного владения Стайкова Кирилла Алексеевича земельный участок площадью 0,1 га расположенный по адресу ..., земельный участок ..., кадастровый номер ..., ранее присвоенный кадастровый номер ....

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Стайкова Кирилла Алексеевича государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 11 сентября 2017 года.

2-938/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Ответчики
Стайков К.А.
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Другие
Филонов А.О.
Правительство Севастополя
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Мох Е.М.
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
21.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2017Передача материалов судье
22.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2017Подготовка дела (собеседование)
02.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2017Судебное заседание
22.06.2017Судебное заседание
17.07.2017Судебное заседание
05.09.2017Судебное заседание
11.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее