Решение по делу № 2а-571/2018 от 17.05.2018

Дело № 2а-571/2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

14 июня 2018 года Г.Шебекино

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе :

Председательствующего судьи Подрейко С.В.,

При секретаре Пензевой Е.А.,

с участием административного истца Гончрова Д.А., представителя административного ответчика администрации городского поселения «Город Шебекино» Черкашина Н.И. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гончарова ФИО6 к администрации городского поселения «Город Шебекино» Шебекинского района Белгородской области о признании незаконными постановления о снятии с учета, решения по жалобе,

у с т а н о в и л :

Гончаров Д.А. обратился в суд с указанным административным иском. Просит признать незаконным постановление (решение) главы администрации г.Шебекино от 18.08.2017 года, а также решение главы администрации г.Шебекино об отказе в удовлетовреении жалобы об исключении из списков очередников на получение жилищного сертификата как участника ликвидации последствий Чернобыльской аварии от 18.03.2018 года; признать за ним право на получение жилищного сертификата как участника ликвидации последствий Чернобыльской АЭС; восстановить его в очереди в списках на получение жилищного сертификата как участника ликвидации последствий Чернобыльской АЭС.

В обоснование требований указал, что он, как участник ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, был поставлен жилищной комиссией администрации Шебекинского района на очередь на получение жилищного сертификата. Постановлением администрации городского поселения «Город Шебекино» № <данные изъяты> от 18.08.2017 года был снят с учета. Данное решение обжаловал в административном порядке главе администрации городского поселения «Город Шебекино», но 18.03.2018 года в удовлетоворении жалобы было отказано. С данными решениями не согласен, поскольку на момент постановки на очередь имелись все условия для получения жилищного сертификата как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На настоящий момент данные условия не отпали, не изменились его жилищные условия. Он является собственником 2/3 доли в праве на квартиру № <данные изъяты> в доме № <данные изъяты> по ул.<данные изъяты> в г.<данные изъяты>. 1/3 доли принадлежит постороннему человеку, поэтому квартира фактически является коммунальной.

В судебном заседании административный истец Гончаров Д.А. поддержал заявленные требования. Пояснил, что считает неправомерной его постановку в администрации города Шебекино на жилищный учет в общую очередь, так как он, как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеет право на получение государственного жилищного сертификата.

Представитель административного ответчика администрации городского поселения «Город Шебекино» Черкашин Н.И. согласно письменных пояснений, пояснений в судебном заседании, иск не признал, заявил о применении последствий пропуска срока на обращение с административным исковым заявлением в суд, поскольку оспариваемое решение было получено Гончаровым Д.А. по почте 25.08.2018 года. Указал также на то, что оспариваемое решение затрагивает права и законные интересы административного истца, но и иных граждан, а административный истец не является лицом, уполномоченным обращаться в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц. Кроме того, административный истец был исключен из участия в государственной программе «Жилище» на 2011-2015 года администрацией Шебекинского района еще 26.01.2012 года, о чем был информирован письмом от 31.02.2012 года. Административный истец самостоятельно на основании личного заявления на имя главы администрации Шебекинского района от 26.11.2007 года отказался участвовать в программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Просит учесть также, что состоять на жилищном учете имеют право граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в том числе при обеспеченности жилым помещением ниже учетной нормы. Обеспеченность административного истца жилым помещением значительно превышает учетную норму, установленную решением Совета депутатов Шебекинского района от 30.05.2006 года № 3 – 15 кв.м.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные Гончаровым Д.А. требования не подлежащими удовлетворению.

Из материалов учетного дела установлено, что Гончаров Д.А. постановлением главы Шебекинского района и г.Шебекино № 1595 от 22.07.2003 года был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющий, согласно ст.36 ЖК РСФСР, первоочередное право на предоставление жиль в г.Шебекино, как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, по первоочередному списку № 829, по общему списку № 1917.

11.05.2006 года им подано заявление в администрацию Шебекинского района о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Белгородской области.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указанным гражданам гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (ГЖС).

Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 названных Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: в отношении граждан, указанных в п. п. "а" - "е" п. 5 Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (пп. а. п. 17 Правил).

Согласно выписке из протокола № 1 заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Шебекинского района от 26.01.2012 года Гончаров Д.А. был исключен из списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Об этом Гончаров Д.А. был уведомлен письмом от 31.01.2012 года. В письме также сообщено о передаче личного учетного дела в администрацию городского поселении «Город Шебекино» по месту учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

В соответствии с ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Постановлением главы администрации городского поселения «Город Шебекино» № <данные изъяты> от 18.08.2017 года Гончаров Д.А. снят с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а именно в связи с обеспеченностью жильем на одного члена семьи свыше учетной нормы.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Как при подаче административного искового заявления, так и в судебном заседании, Гончаров Д.А. указал на то, что обратился в суд за защитой нарушенного права на получение государственного жилищного сертификата.

Однако, обжалуемым решением Гончаров Д.А. снят с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, и его право на получение государственного жилищного сертификата им не нарушено.

По этим основаниям требования истца не подлежат удовлетворению.

Суд находит обоснованными и доводы представителя административного ответчика о пропуске административным истцом срока подачи административного искового заявления.

В силу частей 5, 7, 8 статьи 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Исходя из указанных правовых норм, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. При этом обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд в силу части 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.

Согласно части 5 статьи 138 этого же Кодекса в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного данным Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Согласно почтового уведомления о вручении копию обжалуемого постановления от 18.08.2017 года Гончаров Д.А. получил 25.08.2017 года, что не отрицал административный истец в судебном заседании.

Согласно правилам исчисления процессуальных сроков, предусмотренным частью 3 статьи 92 КАС РФ, течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало, в связи с чем, трехмесячный срок подачи административного искового заявления об оспаривании постановления главы администрации г.Шебекино от 18.08.2017 года истек 25.11.2018 года.

Настоящий административный иск подан в суд 17.05.2018 года, т.е. по истечении 8 месяцев после ознакомления с оспариваемым постановлением и, как следствие, административным истцом пропущен трехмесячный срок, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ.

Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока и которые непосредственно были бы связаны с личностью административного истца, не представлено.

Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления в установленный законом срок, административным истцом не приведено.

Пропуск срока обращения в суд, является в данном деле самостоятельным и достаточным основанием к отказу в защите даже нарушенного права.

Факт обращения с жалобой на постановление в администрацию Шебекинского района не свидетельствует об уважительности причин пропуска, поскольку данная жалоба была направлена не в вышестоящий орган, информация по данному обращению была направлена 18.03.2018 года администрацией города Шебекино. Кроме того, данная жалоба была подана 18.02.2018 года, то есть за пределами срока подачи административного искового заявления.

Учитывая приведенные выше нормы процессуального законодательства, и то обстоятельство, что пропуск срока является значительным, а также отсутствие у административного истца уважительных причин для восстановления процессуального срока, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в иске и по данному основанию.

Требования административного истца об оспаривании решения главы администрации г.Шебекино от 18.03.2018 года по его жалобе также не подлежат удовлетворению, поскольку, как указано ранее, решение по его жалобе не принималось, ему направлена информация органом, чье решение он обжаловал.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Гончарова ФИО7 к администрации городского поселения «Город Шебекино» Шебекинского района Белгородской области о признании незаконными постановления о снятии с учета, решения по жалобе - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда через Шебекинский райсуд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть 19.06.2018 года.

Судья Подрейко С.В.

2а-571/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Гончаров Дмитрий Алексеевич
Гончаров Д. А.
Ответчики
Администрация г. Шебекино
Другие
Департамент строительства, транспоррта и ЖКХ
Суд
Шебекинский районный суд Белгородской области
Дело на странице суда
shebekinsky.blg.sudrf.ru
17.05.2018Регистрация административного искового заявления
17.05.2018Передача материалов судье
21.05.2018Решение вопроса о принятии к производству
21.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2018Подготовка дела (собеседование)
30.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2018Судебное заседание
19.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2018Дело оформлено
12.04.2020Регистрация административного искового заявления
12.04.2020Передача материалов судье
12.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2020Подготовка дела (собеседование)
12.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2020Дело оформлено
12.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее