Решение по делу № 2-284/2022 от 25.05.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Куйтун 20 июля 2022 года

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре судебного заседания Кондратьевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-284/2022 по искам прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Лермонтовского, Тулюшского, Каразейского, Андрюшинского, Кундуйского, Харикского, Большекашелакского, Барлукского, Чеботарихинского, Иркутского муниципальных образований об обязании организовать диспансеризацию муниципальных служащих,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куйтунского района Иркутской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми заявлениями к администрациям Лермонтовского, Тулюшского, Каразейского, Андрюшинского, Кундуйского, Харикского, Большекашелакского, Барлукского, Чеботарихинского, Иркутского муниципальных образований о возложении обязанности организовать диспансеризацию муниципальных служащих.

В обосновании иска указано, что в рамках осуществления прокуратурой Куйтунского района надзора в сфере соблюдения органами местного самоуправления района требований законодательства о муниципальной службе, а также об охране здоровья граждан установлено, что в нарушение требований указанного законодательства последними не проводится диспансеризация муниципальных служащих.

Установлено, что администрациями Тулюшского, Каразейского, Андрюшинского, Кундуйского, Харикского, Большекашелакского, Барлукского, Чеботарихинского, Иркутского, Лермонтовского муниципальных образований требования законодательства о муниципальной службе в данной части не соблюдаются. Осмотр муниципальных служащих врачами с целью установления их состояния здоровья в течение 2021 г., истекшего периода 2022 г. не проводился, денежные средства на эти цели в бюджете муниципального образования не заложены. До настоящего времени диспансеризация муниципальных служащих не организована и не проведена, муниципальные служащие администрации Тулюшского, Каразейского, Андрюшинского, Кундуйского, Харикского, Большекашелакского, Барлукского, Чеботарихинского, Иркутского, Лермонтовского муниципальных образований диспансеризацию не проходили, договор с медицинским учреждением на проведение диспансеризации не заключался, график прохождения муниципальными служащими диспансеризации главами администрации не составлялся и не утверждался.

Изложенное подтверждается информацией администрации Тулюшского муниципального образования от 17.05.2022 № 501, Каразейского муниципального образования от 17.05.2022 № 73, Андрюшинского муниципального образования от 17.04.2022 № 60, Куйдуйского муниципального образования от 16.05.2022 № 106, Харикского муниципального образования от 17.05.2022 № 272, Большекашелакского муниципального образования от 16.05.2022 № 35, Барлукского муниципального образования от 17.05.2022, Чеботарихинского муниципального образования от 16.05.2022 № 88, Иркутского муниципального образования от 17.05.2022, Лермонтовского муниципального образования от25.05.2022 № 106, информацией главного врача ОГБУЗ «Куйтунская районная больница» от 21.03.2022 № 474.

Таким образом, непроведение ежегодной диспансеризации влечет нарушение муниципальными служащими обязанностей по соблюдению ограничений, установленных Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», что является недопустимым, поскольку в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 указанного закона, муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболеваний, препятствующего прохождению муниципальной службы, и подтвержденного заключением медицинской организации.

Просит обязать администрации Тулюшского, Каразейского, Андрюшинского, Кундуйского, Харикского, Большекашелакского, Барлукского, Чеботарихинского, Иркутского, Лермонтовского муниципальных образований организовать и провести диспансеризацию муниципальных служащих Тулюшского, Каразейского, Андрюшинского, Кундуйского, Харикского, Большекашелакского, Барлукского, Чеботарихинского, Иркутского, Лермонтовского муниципальных образований в соответствии с Порядком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими РФ и муниципальными служащими, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 984н.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Куйтунского района Хертуева А.О. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрации Барлукского муниципального образования по доверенности Дубровский Д.Н. исковые требования признал.

Представители ответчиков администраций Каразейского, Андрюшинского, Кундуйского, Харикского, Большекашелакского, Чеботарихинского, Иркутского, Лермонтовского, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Органами государственной власти на федеральном уровне установлено, что профилактика заболеваемости, как один из ключевых принципов охраны здоровья населения страны, должна осуществляться непосредственно путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения (ч.4 ст. 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323).

В соответствии с ч. 4 ст. 46 Федерального закона № 323-ФЗ диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 46 Федерального закона № 323-ФЗ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными. Порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств, прохождение и прекращение муниципальной службы, а также определение правового статуса муниципальных служащих регулируется Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ).

Данным законом установлено, что нахождение на муниципальной службе связано с ограничениями, которые муниципальный служащий обязан соблюдать. К таким ограничениям относится наличие заболеваний, препятствующее прохождению муниципальной службы и подтверждающееся заключением медицинской организации (п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 25-ФЗ).

Финансирование муниципальной службы в силу ст. 34 Федерального закона № 25-ФЗ осуществляется за счет средств местных бюджетов. Нанимателем для муниципального служащего согласно ч. 2 ст. 2 указанного закона является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет его представитель.

Таким образом, финансирование прохождения муниципальными служащими диспансеризации осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.

Положениями п. 4 ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальным служащим гарантировано медицинское обслуживание. Прохождение диспансеризации является частью данной медицинской гарантии и не может нарушать законные интересы муниципальных служащих.

Правила прохождения диспансеризации лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальные должности муниципальной службы, а также выдачи заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению определяются Порядком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н (далее - Порядок).

Согласно п.п. 2. 3 Порядка под диспансеризацией, применительно к настоящему Порядку, понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболевании, в том числе препятствующих прохождению муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья муниципального служащего.

Диспансеризация муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих должна проводиться ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований (п.п. 4-8 Порядка).

Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком ее прохождения утвержденным представителем нанимателя (работодателем).

Гражданские служащие и муниципальные служащие проходят диспансеризацию в сроки, установленные таким графиком. В случае невозможности прохождения диспансеризации в установленные сроки по уважительным причинам сроки ее прохождения согласуются с представителем нанимателя (работодателем). Для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список гражданских служащих или муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение.

Медицинское учреждение на основании полученного от представителя нанимателя (работодателя) поименного списка гражданских служащих или муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утверждает совместно с представителем нанимателя (работодателем) календарный план проведения диспансеризации.

Пунктом 17 Порядка установлено, что медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения.

Таким образом, анализ норм законодательства, регулирующего вопросы прохождения муниципальной службы, охраны здоровья в части вопросов, регулирующих прохождение диспансеризации муниципальных служащих, в совокупности свидетельствует о реализации посредством их применения гарантий, закрепленных в ст. 41 Конституции РФ гарантирующих охрану здоровья населения и оказание медицинской помощи.

Судом установлено, что администрациями Тулюшского, Каразейского, Андрюшинского, Кундуйского, Харикского, Большекашелакского, Барлукского, Чеботарихинского, Иркутского, Лермонтовского муниципальных образований требования законодательства о муниципальной службе в данной части не соблюдаются. Осмотр муниципальных служащих врачами с целью установления их состояния здоровья в течение 2021 г., истекшего периода 2022 г. не проводился, денежные средства на эти пели в бюджете муниципальных образований не заложены. До настоящего времени диспансеризация муниципальных служащих не организована и не проведена, муниципальные служащие администрации Тулюшского, Каразейского, Андрюшинского, Кундуйского, Харикского, Большекашелакского, Барлукского, Чеботарихинского, Иркутского, Лермонтовского муниципальных образований диспансеризацию не проходили, договор с медицинским учреждением на проведение диспансеризации не заключался, график прохождения муниципальными служащими диспансеризации главами администрации не составлялся и не утверждался.

Изложенное подтверждается информацией администрации Тулюшского муниципального образования от 17.05.2022 № 501, Каразейского муниципального образования от 17.05.2022 № 73, Андрюшинского муниципального образования от 17.04.2022 № 60, Куйдуйского муниципального образования от 16.05.2022 № 106, Харикского муниципального образования от 17.05.2022 № 272, Большекашелакского муниципального образования от 16.05.2022 № 35, Барлукского муниципального образования от 17.05.2022, Чеботарихинского муниципального образования от 16.05.2022 № 88, Иркутского муниципального образования от 17.05.2022, Лермонтовского муниципального образования от 25.05.2022 № 106, информацией главного врача ОГБУЗ «Куйтунская районная больница» от 21.03.2022 № 474.

Таким образом, непроведение ежегодной диспансеризации влечет нарушение муниципальными служащими обязанностей по соблюдению ограничений, установленных Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», что является недопустимым, поскольку в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 указанного закона, муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболеваний, препятствующего прохождению муниципальной службы, и подтвержденного заключением медицинской организации.

Удовлетворяя заявленные требования, суд установил, что выявленное проведенной прокурорской проверкой нарушение требований действующего законодательства в виде не проведения диспансеризации муниципальных служащих администрации, также не проведение мероприятий по ее организации в 2021 и 2022 г.г., является нарушением законодательства Российской Федерации, а, следовательно, подлежит устранению ответчиками.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом объема работ подлежащих исполнению, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда равный 3 месяцам с момента вступления решения в силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора Куйтунского района удовлетворить.

Обязать администрации Тулюшского, Каразейского, Андрюшинского, Кундуйского, Харикского, Большекашелакского, Барлукского, Чеботарихинского, Иркутского, Лермонтовского муниципальных образований организовать и провести диспансеризацию муниципальных служащих в соответствии с Порядком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими РФ и муниципальными служащими, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 984н, в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.

Судья Степаненко В.П.

2-284/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Чеботарихинского муниципального образования
администрация Тулюшского муниципального образования
администрация Лермонтовского муниципального образования
Администрация Барлукского муниципального образования
Администрация Андрюшинского муниципального образования
администрация Большекашелакского муниципального образования
администрация Харикского муниципального образования
Администрация Кундуйского муниципального образования
Администрация Каразейского муниципального образования
Администрация Иркутского муниципального образования
Суд
Куйтунский районный суд Иркутской области
Судья
Степаненко Владимир Павлович
Дело на сайте суда
kuytunsky.irk.sudrf.ru
25.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2022Передача материалов судье
30.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2022Судебное заседание
21.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2022Дело оформлено
12.09.2022Дело передано в архив
20.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее