ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-1905/2022 (33а-23832/2021) (2а-2149/2021)
город Уфа 09 февраля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Портновой Л.В.,
судей Багаутдиновой А.Р.,
Зиновой У.В.,
при секретаре судебного заседания Мухаметзянове Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Десяткина ВА к администрации сельского поселения Авдонский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в выдаче постановления о присвоении адреса земельному участку и возложении обязанности выдать постановление о присвоении почтового адреса, по апелляционной жалобе Десяткина ВА на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Зиновой У.В., судебная коллегия
установила:
Десяткин В.А. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование требований указал, что на основании постановления главы Миловского сельсовета № ... от 26 марта 1993 года ему предоставлен земельный участок для строительства жилого дома. В 2019 году перед оформлением права собственности на земельный участок, в связи с отсутствием в постановлении адресных характеристик земельного участка, обратился в администрацию сельского поселения Авдонский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с заявлением о выдаче постановления о присвоении адреса земельному участку, представив в качестве правоустанавливающего документа упомянутое постановление от 26.03.1993, выдано постановление № ... от 18 ноября 2019 года о присвоении адреса: Российская Федерация, Республика Башкортостан, Уфимский муниципальный район. Сельское поселение .... Представитель административного истца обратился в Федеральную службу кадастра и картографии с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, как ранее учтенного объекта недвижимости, без проведения межевания, приложив постановление о предоставлении земельного участка и постановление о присвоении адреса, указав в заявлении адрес, присвоенный в 2019 году. Земельный участок поставлен на кадастровый учет без координат с присвоением кадастрового номера ..., с указанием адреса Республика Башкортостан, Уфимский район. Десяткин В.А. обратился в Управление Росреестра по Республике Башкортостан с заявлением о регистрации права собственности Десяткина В.А. на вышеуказанный земельный участок В уведомлении об отказе разъяснено, что указанный в адресных характеристиках адрес: Уфимский район, не предоставляет возможности определить точное местоположение земельного участка. 23 июля 2020 года представитель истца повторно обратился в администрацию Авдонского сельсовета с заявлением о присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером .... Административным ответчиком отказано в присвоении адреса данному земельному участку с указанием, что испрашиваемый адрес ранее присвоен земельному участку с кадастровым номером ..., и не может быть присвоен другому объекту адресации, а приложенная копия постановления от 1993 года о выделении земельного участка не позволяет с точностью идентифицировать выделенный земельный участок как участок с кадастровым номером ..., поскольку границы указанного земельного участка не установлены, сведения для заполнения раздела 2 «сведения о зарегистрированных правах» отсутствуют. Административный истец считает отказ администрации сельского поселения Авдонский сельсовет необоснованным и незаконным. При обращении в администрацию сельского поселения как в первом, так и во втором случае к заявлению о присвоении адреса земельному участку прикладывал копию постановления № ... от 26 марта 1993 года.
Административный истец просил признать незаконным отказ администрации сельского поселения Авдонский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (исх. 410) от 11 августа 2020 года в выдаче постановления о присвоении адреса земельному участку ... и обязать администрацию сельского поселения Авдонский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан выдать постановление о присвоении почтового адреса земельному участку с кадастровым номером ...: Российская Федерация, Республика Башкортостан, МР Уфимский район, СП ...
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Десяткина В.А. отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Десяткин В.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении его исковых требований, в обоснование указал доводы, повторяющие правовую позицию, отраженную в административном исковом заявлении, отметив, что административный ответчик не сделал ни единого запроса в органы кадастрового учета, судом не учтено, что сведения о земельном участке отсутствуют в ФИАС. Отказав в иске, суд лишил истца возможности получить постановление об адресе земельного участка.
Принимая во внимание, что неявившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика, полагавшего решение суда законным и обоснованным, и указавшего, что в настоящее время земельному участку присвоен адрес, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» указано, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
В силу положений части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом таких нарушений при рассмотрении административного дела допущено не было.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Судом первой инстанции установлено, что 23 июля 2020 года представитель Десяткина В.А. – Кайнов С.А. обратился в администрацию сельского поселения Авдонский сельсовет Муниципального района Республики Башкортостан с заявлением о присвоении адреса: Республика Башкортостан, Уфимский район, ..., земельному участку с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., принадлежащему Десяткину В.А. на основании постановления главы администрации Миловский сельсовет №... от 26.03.1993. В приложении представлены копия указанного постановления и выписка из ЕГРН.
Письмом от 11.08.2020 исх.№410 Администрацией сельского поселения Авдонский сельсовет Муниципального района Уфимский район указанному земельному участку ....
Административному истцу предложено представить документы, свидетельствующие о возникновении у заявителя права собственности на участок, которому необходимо присвоить адрес, вместе с данными о границах земельного участка, либо представить документы, свидетельствующие том, что земельный участок с кадастровым номером ... является земельным участком с кадастровым номером ..., которому присвоен испрашиваемый адрес.
Наряду с этим, из материалов дела следует, что постановлением главы администрации Миловского сельсовета №... о 26 марта 1993 года «О выделении земельного участка» Десяткину В.А. – жителю п.Новый выделен «земельный участок в количестве ... га для строительства индивидуального жилого дома, рядом с участком Дъяконова В.Н.».
Постановлением №... от 18 ноября 2019 года, испрашиваемый административным истцом адрес: Российская Федерация, Республика Башкортостан, Уфимский муниципальный район, сельское поселение ..., присвоен земельному участку с условным номером ....
Разрешая заявленные административные исковые требования Десяткина В.А., суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ администрации сельского поселения Авдонский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в выдаче постановления о присвоении адреса земельному участку обоснован, содержит причины отказа со ссылкой на п.п. 40, 41 Правил, в связи с невозможностью по представленным Десяткиным В.А. документам прийти к однозначному выводу о принадлежности ему земельного участка с кадастровым номером ..., и о том, что земельный участок с указанным кадастровым номером является тождественным земельному участку с условным номером ..., и находится на территории Авдонского сельсовета и принадлежит определенному кадастровому кварталу.
Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда первой инстанции правильным, основанным на установленных по делу обстоятельствах и представленных доказательствах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 №1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее по тексту Правила), которые устанавливают порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, и перечень объектов адресации.
Согласно статье 3 Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям уникальности: один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (строению), сооружению; обязательности: каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с настоящими Правилами; легитимности: правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.
Объектом адресации являются, в том числе земельный участок (за исключением земельного участка, не относящегося к землям населенных пунктов и не предназначенного для размещения на них объектов капитального строительства) (статья 5 Правил).
Заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса (далее - заявление) подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации: а) право хозяйственного ведения; б) право оперативного управления; в) право пожизненно наследуемого владения; г) право постоянного (бессрочного) пользования (пункт 27).
Заявление составляется лицами, указанными в пункте 27 Правил (далее - заявитель), по форме, устанавливаемой Министерством финансов Российской Федерации.
В силу положений пункта 34 Правил к документам, на основании которых уполномоченными органами принимаются решения, предусмотренные пунктом 20 настоящих Правил, относятся: а) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на объект (объекты) адресации (в случае присвоения адреса зданию (строению) или сооружению, в том числе строительство которых не завершено, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства которых получение разрешения на строительство не требуется, правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок, на котором расположены указанное здание (строение), сооружение); б) выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости, следствием преобразования которых является образование одного и более объекта адресации (в случае преобразования объектов недвижимости с образованием одного и более новых объектов адресации); в) разрешение на строительство объекта адресации (при присвоении адреса строящимся объектам адресации) (за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания (строения), сооружения получение разрешения на строительство не требуется) и (или) при наличии разрешения на ввод объекта адресации в эксплуатацию; г) схема расположения объекта адресации на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (в случае присвоения земельному участку адреса); д) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, являющемся объектом адресации (в случае присвоения адреса объекту адресации, поставленному на кадастровый учет); е) решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение (в случае присвоения помещению адреса, изменения и аннулирования такого адреса вследствие его перевода из жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение); ж) акт приемочной комиссии при переустройстве и (или) перепланировке помещения, приводящих к образованию одного и более новых объектов адресации (в случае преобразования объектов недвижимости (помещений) с образованием одного и более новых объектов адресации); з) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, который снят с государственного кадастрового учета, являющемся объектом адресации (в случае аннулирования адреса объекта адресации по основаниям, указанным в подпункте «а» пункта 14 настоящих Правил); и) уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений по объекту недвижимости, являющемуся объектом адресации (в случае аннулирования адреса объекта адресации по основаниям, указанным в подпункте «а» пункта 14 настоящих Правил).
Согласно пункту 34 Правил документы, указанные в подпунктах «б», «д», «з» и «и» пункта 34 настоящих Правил, представляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или действующим на основании решения указанного органа подведомственным ему федеральным государственным бюджетным учреждением в порядке межведомственного информационного взаимодействия по запросу уполномоченного органа.
В силу пункта 35 Правил, Уполномоченные органы запрашивают документы, указанные в пункте 34 Правил, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах публичной власти федеральной территории и подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления или органам публичной власти федеральной территории организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в таких документах).
Заявители (представители заявителя) при подаче заявления вправе приложить к нему документы, указанные в подпунктах «а», «в», «г», «е» и «ж» пункта 34 настоящих Правил, если такие документы не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления, органа публичной власти федеральной территории либо подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления или органам публичной власти федеральной территории организаций.
Документы, указанные в подпунктах «а», «в», «г», «е» и «ж» пункта 34 настоящих Правил, представляемые в уполномоченный орган в форме электронных документов, удостоверяются электронной подписью заявителя (представителя заявителя), вид которой определяется в соответствии с частью 2 статьи 21.1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно пункту 37 Правил принятие решения о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, а также внесение соответствующих сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр осуществляются уполномоченным органом в срок не более чем 10 рабочих дней со дня поступления заявления.
В силу положений пунктов 40, 41 Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил. Решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.
Из оспариваемого административным истцом решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса, усматривается, что административным ответчиком указано на основания, предусмотренные п.п. а, г пункта 40 Правила в связи с тем, что с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил, и отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
У суда апелляционной инстанции также не имеется оснований не согласится с выводами суда первой инстанции об обоснованности отказа административного ответчика, поскольку из представленных административным истцом документов усматривается, что им представлена выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером ..., а также копия постановления администрации Миловский сельсовет №... от 26.03.1993 о предоставлении ему земельного участка и присвоении данному участку адреса.
Вместе с тем, из указанной выписки из ЕГРН не следует, что земельный участок, с заявлением о присвоении адреса которому обратился административный истец, принадлежит административному истцу.
Также из указанной выписки не следует и информации, что данный земельный участок тождественен земельному участку с условным номером ....
Так, согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером ..., дата присвоения кадастрового номера: 26.03.1993, адрес: Республика Башкортостан, р-н Уфимский; площадь – ... кв.м.; категория земель - не установлена; вид разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома; статус записи об объекте недвижимости: сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные». Особые отметки: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; Сведения, необходимые для заполнения Раздела 2 «Сведения о зарегистрированных правах», отсутствуют. Сведения для заполнения раздела 3 «Описание местоположения земельного участка», отсутствуют (л.д.17, 18).
Вопреки доводам административного истца каких-либо документов, из которых бы следовало, что земельный участок с кадастровым номером ... был поставлен на кадастровый учет на основании постановления администрации Миловский сельсовет №... от 26.03.1993 о предоставлении ему земельного участка, административным истцом при подаче заявления представлено не было.
При таких обстоятельствах, административный ответчик обоснованно сослался на невозможность присвоения адреса объекту адресации, поскольку по представленным документам установить идентичность земельных участков, а также принадлежность земельного участка административному истцу установить возможным не представлялось.
Доводы представителя административного истца о том, что административный ответчик не произвел межведомственных запросов по истребованию необходимых документов, возможности получения которых самостоятельно был лишен административный истец, суд апелляционной инстанции находит не состоятельным, поскольку упомянутыми Правилами регламентирован перечень документов, прилагаемый к заявлению о присвоении адреса, а в случае их не приложения - истребования в соответствующих органах.
Между тем, выписка из ЕГРН на земельный участок, о присвоении адреса которому просил административный истец, была приложена представителем Десяткина В.А. к заявлению, необходимости ее истребования не имелось.
Опись документов, принятых у Десяткина В.А. РГАУ МФЦ г.Уфа для оказания государственной услуги о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, и на основании которых был поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером ..., к перечню документов, подлежащих истребованию, не отнесена. Самим административным истцом данная опись представлена не была.
Исходя же из представленных административным истцом документов, административный ответчик объективно не имел возможности установления тождественности земельных участков ... и ..., и присвоения земельному участку ... того же адреса, что уже был присвоен земельному участку ....
Административным истцом какой-либо документ, из которого бы следовало, что постановка на учет земельного участка с кадастровым номером ... произведена на основании постановления о предоставлении земельного участка от 26.03.1993 №..., в том числе опись документов, принятых для оказания государственной услуги о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, административному ответчику представлен не был.
Доводы представителя истца в суде апелляционной инстанции о том, что административный ответчик произвел присвоение адреса после судебного разбирательства, как признание неправомерности их действий, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку представителем административного ответчика также пояснено, что присвоение адреса произведено после ознакомления с материалами дела, в которых была представлена опись принятых у Десяткина В.А. документов, из которых усматривалось, что земельный участок ... поставлен на кадастровый учет на основании постановления о предоставлении земельного участка от 26.03.1993 №..., между тем при подаче административным истцом заявления о присвоении адреса, им такого документа представлено не было.
Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции о правомерности оспариваемого отказа административного ответчика, выраженного в письме от 11.08.2020 №410.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Доводы административного истца, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов решения суда, не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, основанием для отмены решения суда не являются.
Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам административного дела, судебной коллегией не установлено.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Десяткина ВА – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Л.В. Портнова,
Судьи А.Р. Багаутдинова
У.В. Зинова
Справка: судья Вахитова Г.М.