Дело №12-209/2024
РЕШЕНИЕ
21 ноября 2024г. г.Ишимбай
Судья Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан Васикова Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП «СтерлитамакВодоКанал» ГО г.Стерлитамак Республики Башкортостан на постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ПФО Зориной Е.А. №10632621240244294634 от 07.06.2024 о привлечении МУП «СтерлитамакВодоКанал» к административной ответственности по ч.6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ПФО Зориной Е.А. №10632621240244294634 от 07.06.2024 МУП «СтерлитамакВодоКанал» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ПФО, директор МУП «СтерлитамакВодоКанал» Р.А. Рахматуллин принес жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование указывает, что груз, который перевозился на автомашине Shacman, г/н №, относится к категории сыпучих. Так, согласно материальному пропуску № от 23.04.2024 вес груза составлял 15 м3, перевозилась песчано-гравийная смесь (ПГС). В силу физических свойств данные грузы в процессе движения смещаются, а у водителя отсутствуют рычаги контроля за распределением груза. Потому полагает, что в действиях МУП «СтерлитамакВодоКанал» отсутствует состав административного правонарушения.
Защитник МУП «СтерлитамакВодоКанал» ГО г.Стерлитамак Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание государственный инспектор МТУ Ространснадзора по ПФО Зорина Е.А., не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлено.
Судья, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав защитника, изучив жалобу и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 12.21.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения РФ определено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 17 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ).
В силу части 2 статьи 31 указанного Федерального закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением случаев, указанных в данной норме, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями этой статьи.
В силу части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов административного дела следует, что постановлением государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ПФО Зориной Е.А. №10632621240244294634 от 07.06.2024 МУП «СтерлитамакВодоКанал» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Из вышеуказанного постановления следует, что 23.05.2024 года в 09:47:05 по адресу: 10 км. 655 м автодороги Стерлитамак-Белорецк-Магнитогорск, Республика Башкортостан, водитель управляя тяжеловесным транспортным средством ShacmanSX32488L344C, г/н №, в нарушение п.23.5ПДД РФ, ч.1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2023 №2060 "Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства", осуществлял движение тяжеловесного ТС без специального разрешения, согласно акту № 16454 измерения параметров ТС превысил предельно допустимый показатель по осевой нагрузке одиночного ТС на 66,28% (5,302 т.) на ось №2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 13,302 т. на ось №2 при допустимой нагрузке 8 т на ось, по осевой нагрузке одиночного ТС на 71,56% (5,725 т) на ось №3 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 13,725 т на ось №3 при допустимой нагрузке 8 т на ось.
На запрос от 27.05.2024, направленным в ФКУ Росдормониторинг, о наличии специального разрешения на движение тяжеловесного ТС с г/н № за период, включающий 23.05.2024, по маршруту, проходящему через РБ, автодорога Стерлитамак-Белорецк-Магнитогорск 10 км + 655 м, получен отрицательный ответ, специальное разрешение не выдавалось.
Указанные обстоятельства подтверждаются фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеющего функцию фотосъемки, актом взвешивания № 16454 от 23.05.2024 результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, при применении автоматического пункта весового и габаритного контроля (далее - АПВГК), заводской номер № свидетельство о поверке № № ОТ 21.11.2023, поверка действительна до 20.11.2024 года.
Согласно ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Описанные обстоятельства послужили основанием для привлечения МУП «СтерлитамакВодоКанал» к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия МУП «СтерлитамакВодоКанал» верно квалифицированы по ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП Российской Федерации.
Довод жалобы о возможном смещении сыпучего груза при перевозке не может повлечь освобождение МУП «СтерлитамакВодоКанал» от административной ответственности, а лишь указывает на обоснованность его привлечения к ответственности. Поскольку принимая решение о перевозке того или иного груза собственник, водитель либо иное ответственное лицо должны обеспечить соблюдение допустимой нагрузки на оси транспортного средства с учетом характеристик груза.
При этом следует отметить, что представленный материальный пропуск №1068 от 23.05.2024 не подтверждает, что в момент фиксации правонарушения автомашина заявителя двигалась без превышения предельно допустимого показателя по осевой нагрузке.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем, суд полагает возможным снизить назначенное МУП «СтерлитамакВодоКанал» наказание по следующим основаниям.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Судом установлено, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет ограничение прав лица, поскольку влечет избыточное использование административного принуждения, не сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и назначено без учета реального имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности лица.
Учитывая, установленные статьей 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачи законодательства об административных правонарушениях, а именно защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина, охрану здоровья граждан, а также предупреждение административных правонарушений; цели административного наказания, установленные статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, исходя из характера выявленных нарушений, отсутствия отягчающих ответственность лица обстоятельств, суд считает, что снижение назначенного юридическому лицу административного наказания в виде штрафа до 200 000 рублей будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
Таким образом, постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ПФО Зориной А.Е. № 10632621240244294634 от 07.06.2024 по существу является законным, обоснованным и подлежит изменению только в части назначенного административного наказания.
Руководствуясь ст.ст. 30.6. - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ПФО Зориной Е.А. №10632621240244294634 от 07.06.2024 по факту привлечения МУП «СтерлитамакВодоКанал» (ИНН 0268000188) к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ - изменить в части размера назначенного административного наказания в виде штрафа, снизив его до 200 000 (двести тысяч) рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня со дня вручения или получения копии решения.
Судья п/п Р.Р. Васикова
Верно: судья Р.Р. Васикова
Решение не вступило в законную силу ____________ секретарь суда_________
Решение вступило в законную силу____________ секретарь суда_________
Судья_______________ Р.Р. Васикова
Подлинник решения подшит в материалы дела об административном правонарушении № 12-209/2024 Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан.