Дело № 2а-837/2021 29 марта 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска
в составе председательствующего судьи Поликарповой С.В.,
при секретаре Ершовой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Быстрова С. А. к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о признании незаконными рапорта, дисциплинарного взыскания в виде выговора,
установил:
Быстров С. А. обратился в суд с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – учреждение) о признании незаконными рапорта от 16 мая 2019 года, дисциплинарного взыскания, наложенного 21 мая 2019 года (по рапорту от 17 мая 2019 года).
В обоснование требований указал, что в период его содержания в учреждении с 15 мая 2019 года по 11 июля 2019 года на него были составлены рапорты за нарушение режима содержания в виде нахождения его на не заправленном спальном месте. Полагает, что его не известили о составлении оспариваемых актов, чем лишили его возможности дать объяснения по данному факту. Оспариваемыми актами нарушены его права, что в дальнейшем может повлиять на решение суда при решении вопроса о смягчении вида наказания или условно-досрочном освобождении. Названные обстоятельства послужили основанием для обращения его в суд с рассматриваемыми требованиями.
В судебное заседание административный истец, заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времен и месте судебного заседания, не явились, в связи с чем заседание проведено в их отсутствие.
Представитель учреждения Горбатова Ю.Н. в судебном заседании с иском не согласилась, сославшись на пропуск срока на обращение в суд с данными требованиями. Также указала, что рапорт не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку по его итогам не было вынесено постановление о привлечении Быстрова С.А. к дисциплинарной ответственности. Более того, постановлением от 25 марта 2021 года первым заместителем прокурора Архангельской области старшим советником юстиции Белогуровым С.В. было отменено постановление врио начальника учреждения Антропова А.В. от 21 марта 2019 года о привлечении Быстрова С.А. к дисциплинарной ответственности в виде объявления выговора.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса (далее - УИК РФ) осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.
Частью второй указанной статьи предусмотрено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
На основании ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ) задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон №103-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (ст.16 Федерального закона №103-ФЗ).
Согласно приложению №1 к Приказу Минюста РФ от 14 октября 2005 года № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (далее - Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы) указываются такие обязанности подозреваемых и обвиняемых, как: соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы; выполнять законные требования администрации СИЗО; соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел; соблюдать правила пожарной безопасности; бережно относиться к имуществу СИЗО; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения; после подъема заправлять свое спальное место и не расправлять его до отбоя; не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников СИЗО, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц; не препятствовать сотрудникам СИЗО, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей; не совершать умышленных действий, угрожающих жизни и здоровью других лиц; быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками СИЗО; обращаться к сотрудникам СИЗО на "Вы" и называть их "гражданин" или "гражданка"; при входе в камеры сотрудников СИЗО по их команде вставать и выстраиваться в указанном месте; при движении под конвоем или в сопровождении сотрудников СИЗО держать руки назад; по требованию сотрудников СИЗО, иных должностных лиц сообщать свою фамилию, имя, отчество; соблюдать тишину; дежурить по камере в порядке очередности.
Пунктом 4 главы 1 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы предусмотрено, что лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1). Невыполнение ими своих обязанностей и правил поведения влечет ответственность в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3 Приложения №1 Правил подозреваемым и обвиняемым запрещается занавешивать и менять без разрешения администрации спальные места.
В силу статьи 38 Федерального закона №103-ФЗ за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться следующие меры взыскания: выговор; водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых - на срок до семи суток.
В силу ч. 1 ст. 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Статьей 39 Федерального закона № 103-ФЗ предусматривается, что взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются начальником места содержания под стражей или его заместителем, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 40 настоящего Федерального закона. За одно нарушение на виновного не может быть наложено более одного взыскания. Взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого. Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения - не позднее месяца со дня его наложения. До наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт.
Взыскание в виде выговора налагается в устной или письменной форме, другие взыскания - в письменной форме.
Согласно ч.2 ст. 117 УИК РФ выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего.
Если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания (п.8 ст. 117 УИК РФ).
Пунктом 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 (далее – Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений), установлено, что осужденные обязаны исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы; являться по вызову администрации ИУ и давать объяснения по вопросам исполнения приговора, а также давать письменные объяснения по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания (в случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу).
Согласно п.21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств. Распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, транзитно-пересыльных пунктах, одиночных камерах производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах.
Как установлено судом, приговором Северодвинского городского суда Архангельской области от 02 февраля 2018 года Быстров С.А. осужден по ч.3 ст.30, ч.1. ст.105 УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, приговор вступил в законную силу 11 апреля 2018 года.
29 марта 2018 года Быстров С.А. этапирован в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Архангельской области на основании наряда УФСИН России по Архангельской области от 28 марта 2018 года №29/ТО/29-399н.
Прибыл Быстров С.А. 15 мая 2019 года в учреждение из ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области на основании ст.77.1 УИК по постановлению СО ОМВД по г. Северодвинску в качестве обвиняемого по ч.1 ст.161 УК РФ на 2 месяца.
11 июля 2019 года административный истец этапирован для отбывания наказания в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области.
Прибыл Быстров С.А. в ФКУ СИЗО-4 24 июля 2019 года на основании ст. 77.1 УИК РФ по постановлению СО ОМВД по г. Северодвинску в качестве обвиняемого по ч.1 ст.161 УК РФ на 2 месяца, а 17 сентября 2019 года этапирован для отбывания наказания в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области. Прибыл в СИЗО-4 08 октября 2019 года на основании ст.77.1 1 УИК РФ по постановлению СО ОМВД по г. Северодвинску в качестве обвиняемого по ч.1 ст.161 УК РФ на 1 месяц. 03 ноября 2019 года этапирован для отбывания наказания в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области.
Из материалов дела следует, что оператором отдела режима и надзора Поповой О.А. составлен в отношении административного истца рапорт №1087 от 16 мая 2019 года на имя врио начальника учреждения Антропова А.В. о том, что 16 мая 2019 года в 11 час. 11 мин. по средствам видеонаблюдения выявлено, что заключенный под стражу Быстров С.А., содержащийся в камере №48 находился на не заправленном спальном месте. Тем самым Быстров С.А. нарушил п.1 Приложения №1 ПВР СИЗО УИС и п.1 ст. 36 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
По данному рапорту был составлен акт, согласно которому Быстров С.А. отказался давать письменные объяснения.
Иных мер по взысканию применено не было. Иного материалы дела не содержат.
В последующем оператором отдела режима и надзора Петровым А.В. составлен рапорт №1102 от 17 мая 2019 года на имя врио начальника учреждения Антропова А.В. о том, что 17 мая 2019 года в 16 час. 00 мин. по средствам видеонаблюдения выявлено, что заключенный под стражу Быстров С.А., содержащийся в камере №48 находился на не заправленном спальном месте. Тем самым Быстров С.А. нарушил п.1 Приложения №1 ПВР СИЗО УИС и п.1 ст. 36 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
По данному рапорту был составлен акт от 17 мая 2019 года, согласно которому Быстров С.А. отказался давать письменные объяснения по факту нахождения на не заправленном спальном месте. Акт составили и подписали три работника учреждения.
По данному факту постановлением врио начальника учреждения Антропова А.В. было вынесено постановление о наложении дисциплинарного взыскания на заключенного под стражу Быстрова С.А. в виде объявления выговора.
Как следует из предоставленных по запросу суда материалов проверки по обращению Быстрова С.А. постановлением первого заместителя прокурора Архангельской области старшим советником юстиции Белогуровым С.В. от 25 марта 2021 года на основании ч.1 ст. 33 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» было отменено постановление врио начальника учреждения Антропова А.В. от 21 марта 2019 года о привлечении Быстрова С.А. к дисциплинарной ответственности в виде объявления выговора.
Таким образом, судом установлено, что фактически права административного истца рапортом от 16 мая 2019 года не нарушены, поскольку меры дисциплинарного взыскания в отношении него по данному рапорту не принимались.
Более того, постановление врио начальника учреждения Антропова А.В. от 21 марта 2019 года отменено в установленном порядке, определенном Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», таким образом, отсутствует факт привлечения административного истца к дисциплинарной ответственности оспариваемым постановлением.
Кроме того, истец пояснил в ходе заседания то, что фактически о вынесенном в 2019 году рапорте от 16 мая 2019 года и постановлении о привлечении его к дисциплинарному взысканию от 21 марта 2019 года (фактически от 21 мая 2019 года) он узнал еще в мае 2019 года. Причин, препятствующих своевременному обжалованию, в материалы дела истец не предоставил. Как не предоставил и данных о возможном нарушении данными актами его прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Если законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ).
Поскольку ст. 227.1 КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением указанной категории, данные сроки подлежат исчислению по общим правилам главы 22 КАС РФ и составляют три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
С административным исковым заявлением истец обратился в декабре 2020 года, следовательно, срок для обращения в суд в рассматриваемом случае им пропущен.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 179-180, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований по административному исковому заявлению Быстрова С. А. к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о признании незаконными рапорта, дисциплинарного взыскания в виде выговора отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Поликарпова