Решение по делу № 2а-655/2022 (2а-3629/2021;) от 20.12.2021

Дело № 2а-655/2022

92RS0004-01-2021-005641-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(полный текст)

15 апреля 2022 года                                                 город Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

Председательствующего судьи Григорьевой У.С.,

при помощнике судьи Смола Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Коваль ФИО5 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица – Главное управление природных ресурсов и экологии г. Севастополя (Севприроднадзор), Министерство обороны Российской Федерации, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство Севастополя о признании отказа незаконным, определении категории земельного участка,

установил:

Коваль А.А. обратилась в суд с указанным административным иском в котором просит признать незаконными действия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по отказу в определении категории земельного участка; обязать административного ответчика в 10-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда установить категорию земельному участку <адрес> га, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , как «земли населенных пунктов».

В обоснование требований административный истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением об определении категории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Однако в предоставлении данной услуги ответчиком было отказано, поскольку согласно информации, указанной в письме Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, в настоящее время границы населенных пунктов города Севастополя в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации не установлены, в связи с чем у административного ответчика отсутствуют правовые основания для определения категории указанного земельного участка как «земли населенных пунктов».

Как полагает Коваль А.А., действия административного ответчика противоречат действующему законодательству, в связи с чем, она обратился в суд.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, обеспечила явку представителя.

Представитель административного истца – Муляр В.Я., действующий на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, указанные в иске, просил требования удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Министерства обороны Российской Федерации Рубцова Т.В. оставила вопрос на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил. Направил в суд материалы на основании которых было принято оспариваемое решение.

Представители заинтересованных лиц: Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор), Министерства обороны Российской Федерации, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительства Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причин неявки суду не сообщили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся участников рассматриваемого дела, извещенных в установленном законом порядке, с учетом представленных сторонами доказательств, учитывая, что информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на официальном сайте Нахимовского районного суда в сети Интернет.

Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Обжалуемое решение вынесено ответчиком 28.10.2021, административное исковое заявление подано в суд 20.12.2021, т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.

Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению, противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.

Судом установлено, что Коваль А.А. является собственником земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер .

Согласно выписки из ЕГРН от 30.08.2018 категория земли земельного участка с кадастровым номером не установлена, вид разрешенного использования: для ведения индивидуального дачного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ Коваль А.А. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об определении категории земельного участка, расположенного по адресу: г. <адрес>

Письмом от 28.10.2021 ГУ-исх-10368/21 Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказано в определении категории земельного, поскольку согласно требованиям пункта 5 Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 №228-ПП (далее – Порядок), определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков с учетом заключения исполнительного органа государственной власти города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства относительно границ населенных пунктов города Севастополя.

Согласно информации, указанной в письме Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 04.10.2021 № 8930/01-10-04-12/03/21 в настоящее время границы населенных пунктов города Севастополя в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации не установлены. Документация по землеустройству, утвержденная в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона в Департаменте архитектуры и градостроительства отсутствует.

В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В силу ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 84 ЗК РФ установлением границ населенных пунктов является утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Из положений статьи 85 ЗК РФ следует, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая производственные и иные территориальные зоны.

Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 ГрК РФ).

Учтенный в ГКН вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.

Фактическое использование земельного участка может быть изменено в соответствии с градостроительным законодательством, что подлежит отражению в ГКН. Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Генеральные планы поселений, городских округов являются документами территориального планирования, под которым понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1, пункты 2, 3 части 1 статьи 18 Градостроительный кодекс Российской Федерации).

Изменение границ населенного пункта согласно статье 84 Земельного кодекса РФ, пункту 4 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ, статье 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» может быть осуществлено:

- посредством утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

- утверждения или изменения схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Включение (исключение) земельных участков из границ населенных пунктов отнесено к компетенции исполнительного органа государственной власти субъекта РФ согласно статье 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, отнесено к компетенции представительного органа местного самоуправления поселения, представительного органа местного самоуправления городского округа - пункт 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом по смыслу статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земельного участка к категории земель населённых пунктов возможно лишь в том случае, если земельный участок располагается в границах населённого пункта.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона города Севастополя от 22.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» до установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, границы населенных пунктов определяются в соответствии в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона, а в случае ее отсутствия – в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.

Как следует из ответа Департамента архитектуры и градостроительства от 04.10.2021 № 8930/01-10-04-12/03/21 в составе Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114, границы населенных пунктов не утверждены.

При этом суд обращает внимание, что Генеральный план города Севастополя, как по состоянию на дату вынесения оспариваемого решения, так и до настоящего времени, в установленном законом порядке не отменен, изменения в части спорного земельного участка в него не вносились.

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка, категория земель, на которой он располагается – не установлена. Доказательств того, что отсутствие категории земли каким-либо образом создаёт истцу препятствия в реализации прав, суду не представлено.

Исходя из положений ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдения сроков обращения в суд; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), - соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Доказательства в порядке ст. 226 КАС РФ, опровергающие сведения, представленные Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в полномочия которого входит предоставление земельных участков, находящихся в собственности города федерального значения Севастополь о полном расположении на земельном участке, переданного в аренду, административным истцом и ее представителем не опровергнуты.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В ходе судебного разбирательства не установлено несоответствие оспариваемого решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 28.10.2021 № ГУ-исх-10368/21 требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов административного истца, сторона которой не обосновала, какие неблагоприятные последствия возникли у нее в результате принятия оспариваемого решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 140–181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Коваль ФИО5 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица – Главное управление природных ресурсов и экологии г. Севастополя (Севприроднадзор), Министерство обороны Российской Федерации, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство Севастополя о признании отказа незаконным, определении категории земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 28.04.2022.

Председательствующий                             У.С. Григорьева

2а-655/2022 (2а-3629/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Коваль Анна Анатольевна
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Главное управление природных ресурсов и экологии г. Севастополя (Севприроднадзор)
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Министерство обороны Российской Федерации
Правительство города Севатсополь
Муляр Вячеслав Яковлевич
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Григорьева Ульяна Сергеевна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
20.12.2021Регистрация административного искового заявления
21.12.2021Передача материалов судье
21.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2022Подготовка дела (собеседование)
19.01.2022Рассмотрение дела начато с начала
19.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2022Судебное заседание
18.03.2022Судебное заседание
25.03.2022Судебное заседание
15.04.2022Судебное заседание
28.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее