Дело № 12-358/2018
РЕШЕНИЕ
Республика Коми, город Ухта |
17 октября 2018 года |
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Аберкон И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации МОГО «Ухта» по доверенности Варнаковой А.В. на постановление и.о. начальника отдела судебных приставов по г. Ухте УФССП России по Республике Коми от 23 августа 2018 года .... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении
юридического лица - администрации Муниципального образования городского округа «Ухта» (ОГРН ....), юридический адрес: ....,
установил:
Постановлением и.о. начальника отдела судебных приставов по г. Ухте УФССП России по Республике Коми Судаева К.А. от 23 августа 2018 года .... администрация МОГО «Ухта» привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении должником - администрацией МОГО «Ухта» содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера о предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда В.О. в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Варнакова А.В. обратилась в Ухтинский городской суд РК с жалобой, в которой просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, указывая, что при составлении протокола об административном правонарушении были допущены существенные процессуальные нарушения, а именно администрация МОГО «Ухта» не была уведомлена о времени и месте составления протокола, протокол об административном правонарушении от 13.08.2018г. .... составлен в отсутствие представителя администрации.
В судебном заседании представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Варнакова А.В. настаивала на удовлетворении жалобы, доводы жалобы поддержала.
Представитель отдела судебных приставов по г. Ухте УФССП России по Республике Коми в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы. В ранее проведенном судебном заседании с доводами жалобы не согласился.
При таких обстоятельствах, согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению дела не имеется.
Выслушав представителя администрации МОГО «Ухта, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы исполнительного производства №...., прихожу к следующему выводу.
Часть 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа. Санкция ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических лиц в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Пунктом 1 ст. 6 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закреплен принцип обязательности вступивших в законную силу постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, в соответствии с которым вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ст. 113 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании исполнительного листа серии ...., выданного Ухтинским городским судом РК 18.05.2015 года по гражданскому делу ...., администрация МОГО «Ухта» обязана предоставить В.О., <...> г. года рождения, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек размером не менее установленной нормы 33 кв.м общей площади на условиях договора найма специализированного жилого помещения в пределах территории МОГО «Ухта».
18.06.2015 года на основании заявления взыскателя и указанного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство № .... в отношении должника - администрации МОГО «Ухта», установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
03.08.2015 года в ходе осуществления принудительного исполнения решения суда за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.
15.08.2016 года должнику вручено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения Ухтинского городского суда Республики Коми по делу .... от 12.02.2015 года в срок до 07.10.2016 года и представлении в ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми документов, подтверждающих исполнение вышеуказанного решения суда.
Постановлением заместителя начальника отдела судебных приставов по г. Ухте УФССП России по Республике Коми Е.В. от 14.12.2016 года .... администрация МОГО «Ухта» привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении должником - администрацией МОГО «Ухта» содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера о предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда В.О. в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
19.01.2017 года должнику вручено требование судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухте от 19.01.2017г. об исполнении решения Ухтинского городского суда Республики Коми по делу .... от 12.02.2015 года в срок до 28.02.2017 года и представлении в ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми документов, подтверждающих исполнение вышеуказанного решения суда.
Данное требование судебного пристава-исполнителя к установленному сроку не исполнено, документы не представлены.
25.04.2018 года должнику вручено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения Ухтинского городского суда Республики Коми по делу .... от 12.02.2015 в семидневный срок со дня получения данного требования и представлении в этот же срок (т.е. до 02.05.2018г.) в ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми документов, подтверждающих исполнение указанного решения суда.
Согласно ответу администрации МОГО «Ухта» от 28.04.2018 года решение суда не исполнено по объективным причинам.
13.08.2018 года в отношении юридического лица - администрации МОГО «Ухта» составлен протокол за .... об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Постановлением и.о. начальника отдела судебных приставов по г. Ухте УФССП России по Республике Коми Судаева К.А. от 23.08.2018 года .... администрация МОГО «Ухта» привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. При этом такому лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении с целью обеспечения ему возможности представить объяснения и замечания по содержанию протокола.
Частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, исходя из положений статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Системный анализ положений ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что составление протокола об административном правонарушении, являющегося основным доказательством по делу об административном правонарушении, не допускается в отсутствие законного представителя юридического лица, при отсутствии доказательств его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола. Под надлежащим извещением необходимо понимать такое извещение, которое позволяет лицу заблаговременно в разумный срок узнать о месте и времени рассмотрения материалов дела об административном правонарушении. Исходя из этого, должностное лицо до составления протокола об административном правонарушении обязано заблаговременно известить (уведомить) лицо, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления протокола об административном правонарушении в целях обеспечения такому лицу возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Однако, при рассмотрении настоящего дела и.о. начальника отдела судебных приставов по г. Ухте УФССП России по Республике Коми не учёл, что должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ.
Так, из содержания протокола .... об административном правонарушении следует, что он составлен судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ухте Ю.Ю. 13 августа 2018 г. в 14 час. 30 мин. в отсутствие законного представителя или защитника администрации МОГО «Ухта».
Данные о надлежащем заблаговременном извещении администрации МОГО «Ухта» о составлении протокола об административном правонарушении 13 августа 2018 г. в 14 час. 30 мин. в материалах дела отсутствуют. Указание в протоколе об административном правонарушении на то, что представителю должника по доверенности В.В. 09.08.2018г. зачитано вслух извещение о вызове на 13 августа 2018 г. к 14 час. 30 мин. для составления протокола, не может являться доказательством надлежащего извещения. При рассмотрении дела и.о. начальника ОСП по г. Ухте УФССП по РК ошибочно сделал вывод о надлежащем извещении представителя администрации МОГО «Ухта» о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
С учетом изложенного, а также доводов заявителя, отсутствие объективных данных, подтверждающих своевременное направление в адрес администрации МОГО «Ухта» извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу, не позволяет сделать вывод о соблюдении должностным лицом требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении в отношении администрации МОГО «Ухта» протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя данного юридического лица. Таким образом, администрация МОГО «Ухта» была лишена возможности реализовать гарантии защиты, предусмотренные ст.ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя или защитника юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при отсутствии надлежащего извещения их о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, является существенным процессуальным нарушением, влекущим признание составленного протокола недопустимым доказательством и, как следствие, прекращение производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
С учетом изложенного, постановление и.о. начальника отдела судебных приставов по г. Ухте УФССП России по Республике Коми от 23 августа 2018 года .... не может быть признано законным и подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу защитника администрации МОГО «Ухта» по доверенности Варнаковой А.В. удовлетворить.
Постановление и.о. начальника отдела судебных приставов по г. Ухте УФССП России по Республике Коми Судаева К.А. от 23 августа 2018 года ...., которым администрация МОГО «Ухта» привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить. Производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении юридического лица – администрации МОГО «Ухта», прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд РК в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья |
И.В. Аберкон |