Дело №2-536/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 13 марта 2018 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Шторхуновой М.В.,
при секретаре Подсосонной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воровой Александры Ивановны к администрации Первомайского района Алтайского края, Карабановой Клавдии Ивановне, Бовыриной Людмиле Ивановне о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Ворова А.И. обратилась в суд с иском к администрации Первомайского района Алтайского края, в котором указала, что решением администрации Зудиловского сельского совета Первомайского района ее матери Копыловой А.П. передан в собственность земельный участок общей площадью 0,14 га по АДРЕС. На момент передачи земельного участка ее мать состояла в браке с отцом К.. До передачи родители пользовались данным земельным участком и в 1977 году на нем непланово возвели самовольно жилой дом общей площадью 39,3 кв.м.
ДАТА К. умерла, наследниками первой очереди являются муж – К. и дочери Ворова А.И., Карабанова К.И., Бовырина Л.И. К нотариусу с заявлением о принятии наследства никто не обращался, истец приняла наследство, а именно осуществляла текущий ремонт дома, следила за его сохранностью.
ДАТА умер К., с заявлением о принятии наследства обратилась истец, сестры Бовырина Л.И., Карабанова К.И. отказались от принятия наследства в пользу истца.
Однако в настоящее время она лишена возможности оформить переход прав на жилой дом, т.к. жилой дом не сдан в эксплуатацию, является самовольной постройкой.
На основании изложенного истец просит признать за ней в порядке наследования право собственности на жилой дом, находящийся по АДРЕС, общей площадью 39,3 кв.м, жилой 31,5 кв.м.
Третьи лица Бовырина Л.И., Карабанова К.И. исключены из числа третьих лиц и привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены – Бурцев А.В., Бурцева О.В., действующие в интересах несовершеннолетней Бурцевой К.А.
Истец Ворова А.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Представитель истца Карабанов И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики Карабанова К.И., Бовырина Л.И. в судебном заседании исковые требования признали в полном объеме. Суду пояснили, что дом построен самовольно, после смерти отца К. они отказались от наследства в пользу сестры.
Представитель ответчика - Администрации Первомайского района Алтайского края в суд не явился, извещен надлежаще о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в суд не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявление в деле.
Третьи лица – Бурцев А.В., Бурцева О.В., действующие в интересах несовершеннолетней Бурцевой К.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения представителя истца, ответчиков, требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся, извещенных надлежащим образом лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Воровой А.И. подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что К. и К. состояли в браке.
Решением администрации Зудиловского сельсовета АДРЕС от ДАТА К. передан в собственность земельный участок, находящийся по АДРЕС (л.д.7). Выдано свидетельство о праве собственности на землю (л.д.8).
Как следует из пояснений сторон, супругами Копыловыми без получения соответствующих разрешений на указанном земельном участке выстроен жилой дом общей площадью 39,3 кв.м.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
ДАТА К. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 34).
Каких-либо договоров, изменяющих законный режим имущества супругов, между Копыловыми не заключалось.
В состав наследственного имущества входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ). Следовательно, принадлежащая наследодателю К. 1/2 доля в праве собственности на жилой дом и 1/2 доля земельного участка по АДРЕС подлежат включению в наследственную массу.
В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
К. завещание не составляла, в связи с чем принадлежащее ей имущество (имущественные права) наследуется по закону.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Наследниками первой очереди к имуществу наследодателя К. являются ее супруг К., дочери Ворова (до брака Копылова) А.И., Бовырина (до брака Копылова) Л.И., Карабанова (до брака Копылова) К.И. (л.д. 36,37,39,40,41,42,43,44).
В силу ч.1 и ч.4 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Часть 1 ст. 1154 ГК РФ предусматривает, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
После смерти К. в установленный законом срок с заявлением о принятии наследства к нотариусу обратилась Ворова А.И., Бовыриной Л.И., Карабановой К.И. поданы заявления об отказе по всем основаниям от наследования причитающийся им доли на наследство в пользу сестры Воровой А.И. (л.д. 86-90).
На основании заявления нотариусом Воровой А.И. выданы свидетельства о праве на наследство по закону на компенсационную выплату в размере <данные изъяты> (л.д.98,102)
ДАТА умер К. (л.д.35).
К. завещание не составлял, в связи с чем, принадлежащее ему имущество (имущественные права) – 1/2 доля в праве собственности на жилой дом и 1/2 доля земельного участка по АДРЕС наследуется по закону.
Наследниками первой очереди по закону к имуществу умершего К. являются дочери Ворова (до брака Копылова) А.И., Бовырина (до брака Копылова) Л.И., Карабанова (до брака Копылова) К.И.
Из ответа временно исполняющего обязанности нотариуса Межмуниципального нотариального округа г.Новоалтайска и Первомайского района Алтайского края Колесникова А.С. следует, что после смерти К., умершего ДАТА, заведено наследственное дело по заявлению Воровой А.И. Дочерями наследодателя Бовыриной Л.И., Карабановой К.И. поданы заявления об отказе по всем основаниям наследования от причитающийся ем доли на наследство в пользу сестры Воровой А.И. (л.д.60-63).
На основании заявления нотариусом Воровой А.И. было выданы свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок в границах прилагаемого плана общей площадью 0,1552 га по АДРЕС, а также на компенсационную выплату на закрытые счета (л.д.81,85).
Свидетельство о праве на наследство по закону на спорный жилой дом не было выдано, так как правоустанавливающих документов на жилой дом не представлено.
Сведений о другом имуществе наследодателей Копыловых не имеется.
Согласно пункту 2 статьи 1152 ГК ПФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Из выписки из технического паспорта по состоянию на ДАТА следует, что жилой АДРЕС по АДРЕС, имеет общую площадь 39,3 кв.м, в том числе жилую – 31,5 кв.м. На техническом паспорте имеются отметки о том, что на возведение строения Лит А документов не представлено (л.д.24-28).
Суду не представлено разрешительных документов на возведение жилого дома, поэтому суд приходит к выводу о самовольно возведенном жилом доме.
В силу ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 26, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда.
В силу ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Как установлено судом, согласования на постройку указанного жилого дома истцами получено не было.
Согласно Техническому заключению НОМЕР, составленному Сибирским филиалом АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», в результате обследования установлено, что техническое состояние строительных конструкций и коммуникаций жилого дома (Лит. А) по АДРЕС в АДРЕС соответствует СП 55.13330.2011. Угрозы для жизни и здоровья граждан не выявлено. Жилой дом (Лит.А) пригоден для дальнейшей эксплуатации и может быть сохранен в установленном законом порядке (л.д.19-23).
Из справки НОМЕР от ДАТА о соответствии объекта пожарным нормам и правилам (в части противопожарных расстояний по отношению к соседним жилым домам) следует, что исследуемый жилой дом (Литер А) по АДРЕС в АДРЕС не соответствует требованиям противопожарной безопасности СП 4.13130.2013 противопожарных расстояний по отношению к соседнему жилому дому по АДРЕС в АДРЕС. В случае возникновения пожара имеется угроза распространения пожара между соседними строениями. Не соответствие требованиям противопожарных норм оказывает влияние на увеличение пожарных рисков (ухудшение системы обеспечения безопасности людей и защиты имущества). Исследуемый жилой дом (Литер А) по АДРЕС в АДРЕС при нормальной эксплуатации не создает угрозы для жизни и здоровья граждан (л.д.135).
Как усматривается из заключения Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» жилой дом (литер А), возведенный на участке по адресу: АДРЕС, не соответствует:
п. 5.3.2 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства»: фактическое расстояние от индивидуального жилого дома (литер А), расположенного по АДРЕС, до красной линии улицы составляет примерно 4,00 м (должно быть не менее5 м.),
п. 2.12 п.1 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»: фактическое расстояние от хозяйственных построек (литер Г,Г1), расположенных на земельном участке по АДРЕС, до межи соседнего земельного участка составляет менее 0,50 м (должно быть не менее 1 м); противопожарное расстояние между деревянным жилым домом, расположенным по АДРЕС, и деревянным жилым домом по АДРЕС – составляет более 11,0 м (должно быть не менее 15 м); до деревянной хозпостройки, расположенной по АДРЕС составляет примерно 9,0 м (л.д.12-13).
Между тем, выявленные несоответствия расстояний не могут быть признаны существенным и препятствующим реализации права лица на признание права собственности на жилое помещение. Указанные несоответствия являются незначительными, собственники соседних жилых домов и земельных участков против удовлетворения исковых требований не возражают, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Воровой А.И. удовлетворить.
Признать за Воровой А.И. право собственности на жилой дом, расположенный по АДРЕС, общей площадью 39,3 кв.м, жилой 31,5 м.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Шторхунова
Мотивированное решение изготовлено 16.03.2018.