Дело № 12-283/2022
УИД 59MS0073-01-2022-003702-18
Р Е Ш Е Н И Е
г. Соликамск 24 ноября 2022 года
Судья Соликамского городского суда Пермского края Пантилеева Е.В.
при секретаре судебного заседания Молчановой Н.В.,
с участием старшего помощника Соликамского городского прокурора Желудовской Т.В.,
защитника Брагина С.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Самоукова Евгения Николаевича- Брагина Сергея Александровича на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Соликамского судебного района Пермского края от 16.09.2022 года по ч. 1 ст. 11.7 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» в отношении Самоукова Евгения Николаевича,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Соликамского судебного района глава городского округа-глава администрации Соликамского городского округа Самоуков Е.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.7 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае», назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Заявитель, в лице защитника Брагина С.А., не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратился в Соликамский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и прекратить производство по данному делу. В обоснование доводов жалобы указал, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.7 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» составляет, в частности, неисполнение решения антитеррористической комиссии в Пермском крае, принятого в пределах ее компетенции. Решением АТК в Пермском крае органам местного самоуправления надлежало исполнить п. 1, включающий в себя п.п. 1.1-1.5. Информация об исполнении п.п. 1.1-1.4 представлена в аппарат АТК в Пермском крае своевременно 09.03.2022 года. Срок исполнения п.п. 1.5 органам местного самоуправления был определен 30.06.2022 года с обозначенными промежуточными этапами: до <дата> года провести уточнение перечней мест массового пребывания людей на предмет наличия в них объектов и территорий, на которые не распространяются требования постановлений Правительства Российской Федерации в сфере антитеррористической защищенности, с последующим включением их в перечни мест массового пребывания людей, до 30.05.2022 года обеспечить согласование мест массового пребывания людей с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Пермского края, до <дата> года организовать работу по категорированию и паспортизации объектов (территорий), включенных в перечни мест массового пребывания людей. Информация об исполнении п.п. 1.5 представлена в АТК по Пермскому краю <дата> года. Промежуточные этапы исполнения п.п. 1.5 происходили следующим образом: до 04.05.2022 года уточнение мест массового пребывания людей осуществлялось в период подготовки и проведения заседания АТК в Соликамском городском округе <дата> года и <дата> года в ходе рабочего совещания по вопросам выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления. Независимо от решения Атк в Пермском крае от 25.02.2022 года работа АТК в Соликамском городском округе выполнялась. Обозначенные в п.п. 1.5 решения АТК в Пермском крае промежуточные этапы с перечнем мест массового пребывания людей были своевременно реализованы и выполнены АТК в Соликамском городском округу, однако информация в Атк по Пермскому краю была предоставлена 11.07.2022 года. Принимая объективную сторону правонарушения, согласно которой ответственность наступает за неисполнение решения антитеррористической комиссии в Пермском крае, в связи с тем, что фактически мероприятия были выполнены 20.06.2022 года, то можно сделать вывод об отсутствии в действиях главы городского округа-главы администрации Соликамского городского округа Самоукова Е.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.7 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае». Кроме того, указали, что во исполнения положений Устава Соликамского городского округа распоряжением администрации Соликамского городского округа от 03.06.2022 г. 107-ра распределены обязанности между главой городского округа-главой администрации Соликамского городского округа и его заместителями. Согласно п. 6 данного распоряжения заместитель главы администрации городского округа по вопросам общественной безопасности непосредственно организует, координирует и контролирует деятельность отдела безопасности, осуществляет в соответствии со своей компетенцией делегированные права главы городского округа, вытекающие из полномочий администрации, и обеспечивает выполнение подконтрольными листами, в том числе, функции профилактики терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах Соликамского городского округа. Выполнением действий, необходимых для решения вопросов, изложенных в решении АТК в Пермском крае, непосредственно занимался заместитель главы администрации Соликамского городского округа Швецов А.А. и должностные лицо подведомственных ему подразделений. Также указали, что учитывая, что доказательств наступления неблагоприятных последствий, а также сведений о наличии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, существенного вреда для общества и государства, не представлено, в связи с чем, имеются основания для признания вменяемого административного правонарушения малозначительным.
Самоуков Е.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, направил своего защитника.
Защитник Брагин С.А. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, просила постановление отменить, производство по делу прекратить.
Старший помощник Соликамского городского прокурора Желудовская ТТ.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Частью 1 ст. 11.7 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» предусмотрена ответственность за неисполнение решения антитеррористической комиссии в Пермском крае, принятого в пределах ее компетенции, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от трех до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.
Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимость политических уступок террористам; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности (ч. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
На основании ч. 4.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для организации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений и (или) для реализации решений органов, сформированных в соответствии с настоящей частью, могут издаваться акты (совместные акты) этих органов и формироваться коллегиальные органы по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Такие коллегиальные органы формируются по решению руководителя органа, сформированного в соответствии с настоящей частью, который утверждает положение о коллегиальном органе и его состав. Решения органов, сформированных в соответствии с настоящей частью, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации. Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. 1,6 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Председателем Национального антитеррористического комитета от 17.06.2016 года № 6 утверждено положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения антитеррористическая комиссия в субъекте Российской Федерации является органом, образованным в целях координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления.
На территории Пермского края создана антитеррористическая комиссия, председателем которой является губернатор Пермского края Махонин Д.Н.
Пунктами 1,3,5 Решения председателя антитеррористической комиссии в Пермском крае от 29.08.2018 № 10-025.1-16-1 во исполнение п. 4.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предписано образовать антитеррористические комиссии в муниципальных районах (городских округах) Пермского края, утвердить состав антитеррористической комиссии в муниципальном районе (городском округе) Пермского края согласно приложению, главам муниципальных районов (городских округов) Пермского края организовать работу в соответствии с положением и регламентом антитеррористической комиссии в муниципальном районе (городском округе) Пермского края.
Решением председателя Антитеррористической комиссии в Пермском крае от 29.09.2018 № 10-02.1-16-1 утверждено Положение об антитеррористической комиссии муниципальном районе (городском округе) Пермского края.
На основании п. 4 Положения основной задачей комиссии является организация взаимодействия подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Пермского края и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений и реализация решений Антитеррористической комиссии в Пермском крае на территории муниципального района (городского округа). Решения Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в субъекте Российской Федерации.
В силу ст. 28 Устава Соликамского городского округа глава городского округа является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава городского округа избирается Думой Соликамского городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Глава городского округа возглавляет администрацию Соликамского городского округа и действует от её имени без особой на то доверенности.
Решением Думы Соликамского городского округа IV созыва от 25.02.2021 г. № 859, в соответствии со ст. 28 Устава Соликамского городского округа, Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа-главы администрации Соликамского городского округа, утвержденным решением Думы Соликамского городского округа от 23.11.2020 г. № 809, главой городского округа - главой администрации Соликамского городского округа избран Самоуков Е.Н.
Постановлением главы городского округа от 01.03.2021 года № 25, в соответствии с ч. 4 ст. 28 Устава Соликамского городского округа, решением Думы Соликамского городского округа IV созыва от 25.02.2021 г. № 859 в должность главы городского округа-главы администрации Соликамского городского округа Самоуков Е.Н. вступил с 27.02.2021 года.
Постановлением администраций Соликамского городского округа от <дата> №-па утверждены состав антитеррористической комиссии в Соликамском городском округе, состав рабочей группы и экспертной рабочей группы при антитеррористической комиссии в Соликамском городском округе.
Руководителем антитеррористической комиссии в Соликамском городском округе, в соответствии с п. 3 Положения об антитеррористической комиссии в муниципальном районе (городском округе) Пермского края, утвержденного решением председателя Антитеррористической комиссии в Пермском крае от 29.08.2018 № 10-02.1-16-1, по должности является глава муниципального района (городского округа).
Председателем антитеррористической комиссии в Соликамском городском округе является глава Соликамского городского округа-глава администрации Соликамского городского округа Самоуков Е.Н.
В судебном заседании установлено, что 28.02.2022 года в адрес главы городского округа - главы администрации Соликамского городского округа Самоукова Е.Н. посредством электронного документооборота от руководителя аппарата Антитеррористической комиссии Жихарева В.А. поступила на исполнение выписка из протокола внеочередного заседания антитеррористической комиссии Пермского края от 25.02.2022 года.
В соответствии с п.1.5 внеочередного заседания Антитеррористической комиссии в Пермском крае от 25.02.2022 года по вопросу «О дополнительных мерах по обеспечению антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания людей Пермского края» выработаны дополнительные мероприятия по повышению уровня безопасности объектов данной категории.
Главам муниципальных районов, городских и муниципальных округов Пермского края надлежало провести следующие мероприятия: провести уточнение перечней объектов массового пребывания людей до 04.05.2022 года, обеспечить согласование с территориальными органами государственной власти субъекта перечень мест массового пребывания людей до 30.05.2022 года, организовать работу по категорированию и паспортизации объектов и территорий, включенных в перечень мест массового пребывания людей до 15.06.2022 года.
В соответствии с п. 1.6 об исполнении п. 1.1.-1.4 проинформировать до 10.03.2022 года аппарат АТК в Пермском крае, пункта 1.5 до 30.06.2022 года. Ответственные: главы муниципальных, городских и муниципальных округов Пермского края.
На основании решения Соликамского городского прокурора № от <дата> проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, соблюдение требований законодательства о противодействии нелегальной миграции, соблюдение требований законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, законодательства о межнациональных и межконфессиональных отношениях. Исполнение решений антитеррористической комиссии Пермского края.
В ходе проведенной проверки Соликамской городской прокуратурой установлено, что произведено уточнение перечней объектов массового пребывания людей к <дата> (<дата> перечень объектов массового пребывания людей с сопроводительными письмами направлен в адрес <данные изъяты> для согласования); согласован перечень объектов массового пребывания людей <дата> года (проект постановления в системе электронного документооборота зарегистрирован <дата> года). Ответ об исполнении п. 1.5 решения в адрес руководителя аппарата антитеррористической комиссии в Пермском крае Жихареву В.А. направлен 11.07.2022 года посредством системы электронного документооборота Пермского края за номером СЭД№1390, то есть с нарушением установленного срока.
Выявленные нарушения в результате проверки послужили основанием для вынесения в отношении главы Соликамского городского округа-главы администрации Соликамского городского округа ФИО2 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.7 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае».
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Соликамского судебного района Пермского края от 16.09.2022 года глава городского округа - глава администрации Соликамского городского округа Самоуков Е.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.7 Закона Пермского края «Об административных
Правонарушениях в Пермском крае», ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.08.2022 года, решением о проведении проверки от 25.07.2022 года № года, актом проверки от 25.07.2022 года, выпиской из протокола внеочередного заседания Антитеррористической комиссии Пермского края от 25.02.2022 года, решением Думы Соликамского городского округа IV созыва от <дата> №; решением Председателя антитеррористической комиссии в Пермском крае от <дата> №; постановлением администрации Соликамского городского округа от 17.01.2020 года №-па, постановлением администрации Соликамского городского округа №-па от 02.03.2021 года, ответом администрации Соликамского городского округа об исполнении п. 1.5 решения Антитеррористической комиссии по Пермскому краю от 11.07.2022 года № СЭД-№; должностной инструкцией заместителя главы администрации города Соликамска от 13.10.2017 № № и иными материалами дела, которым мировым судьей дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не доверять перечисленным доказательствам не имеется, они непротиворечивы, согласуются между собой и с иными материалами дела, отвечают требованиям, предъявляемым Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к такого вида доказательствам.
Доводы защитника, указанные в жалобе о том, что выполнением действий, необходимых для решения вопросов, изложенных в решении АТК в Пермском крае, непосредственно занимался заместитель главы администрации Соликамского городского округа Швецов А.А. и должностные лица подведомственных ему подразделений, в связи с чем, Самоуков Е.Н. не является субъектом административного правонарушения, судья находит несостоятельными, поскольку в соответствии с п. 3 Положения об антитеррористической комиссии в муниципальном районе (городском округе) Пермского края, утвержденного решением председателя Антитеррористической комиссии в Пермском крае от 29.08.2018 № 10-02.1-16-1, руководителем антитеррористической комиссии в Соликамском городском округе и ее председателем является по должности именно глава муниципального района (городского округа) Самоуков Е.Н., который является ответственным за организацию и контроль деятельности органа местного самоуправления по вопросам профилактики терроризма на соответствующей территории. С учетом изложенного, субъектом привлечения к административной ответственности за неисполнение решений АТК по ст. 11.7 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» является глава муниципального образования.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Доводы защитника, о том, что имеет место малозначительность, поскольку каких-либо неблагоприятных последствий, а также сведений о наличии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, существенного вреда для общества и государства, не наступило, судья находит несостоятельными, поскольку решения антитеррористической комиссии в Пермском крае обязательны для исполнения органами местного самоуправления, должностными лицами, а отсутствие информации о выполненных мероприятиях антитеррористической направленности в отношении мест массового пребывания людей не позволило аппарату АТК по Пермскому краю получить актуальные (полные) сведения по реализации в Пермском крае субъектами профилактики мер, направленных на обеспечение безопасности гражданского населения, а как следствие, обеспечить подготовку объективных предложений для АТК по выработке дополнительных мер, направленных на повышение качества организации деятельности, обеспечивающей реальное снижение уровня террористических угроз в регионе. Кроме того, неисполнение решения антитеррористической комиссии в Пермском крае в условиях нарастания террористических угроз на территории Российской Федерации снижает значимость вырабатываемых краевой комиссией мер, подрывает ее авторитет.
Действия Самоукова Е.Н. мировым судьей квалифицированы верно по ч. 1 ст. 11.7 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях» в соответствии с установленными обстоятельствами.
Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения Самоукова Е.Н. к административной ответственности, которые могли бы повлечь за собой безусловную отмену состоявшегося по делу постановления, не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 11.7 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях» с учетом имеющихся смягчающих и отсутствием отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
При таких обстоятельствах состоявшееся по делу судебное постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не имеется.
Таким образом, постановление мирового судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены, не усматриваю, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Соликамского судебного района Пермского края от 16.09.2022 года о привлечении главы городского округа-главы администрации Соликамского городского округа Самоукова Евгения Николаевича к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.7 Закона Пермского края от 06.04.2015г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях» оставить без изменения, жалобу Брагина С.А.– без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья Е.В.Пантилеева