ДЕЛО № 2а-2643/2021
УИД 92RS0004-01-2021-003471-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2021 года город Севастополь
Резолютивная часть оглашена 19 октября 2021 года.
Полный текст решения составлен 25 октября 2021 года.
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Чан В.П.,
при секретаре судебного заседания Маннаповой И.А.,
с участием представителя административного истца Смирнова С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2643/2021 по административному иску Управления Федеральной налоговой службы России по городу Севастополю к Старикову ЮН о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы России по городу Севастополю (далее - УФНС по г.Севастополю) обратилось в суд с административным иском к Старикову Ю.Н., в котором просило взыскать задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год, за 2018 год пени в общем размере 29 130,86 рублей, указав, что Стариков Ю.Н. (ИНН №, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по г.Севастополю (далее - Межрайонная ИФНС России № по г.Севастополю). С ДД.ММ.ГГГГ Стариков Ю.Н. состоит на учете в Управлении Федеральной налоговой службы по г.Севастополю (далее - УФНС России по г.Севастополю), в том числе, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве индивидуального предпринимателя плательщика страховых взносов. В соответствии с пп.2 п.1 ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) являлся плательщиком страховых взносов, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам. В соответствии со ст.57 Конституции РФ, пп.1 п.1, пп.1 п.3.4 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплатить законно установленные налоги, страховые взносы. Таким образом, размер страховых взносов, подлежащих уплате Стариковым Ю.Н. за расчетный период 2017 год, составил: 1) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 23 400 рублей; 2) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 4 590 рублей, 3) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2018 год исчисленные за период фактического нахождения на учете в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 642,22 рубля; 4) страховые взносы на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2018 год исчисленные за период фактического нахождения на учете в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 141,29 рубль. В установленные сроки страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование ответчиком не уплачены. В связи с тем, что Стариков Ю.Н. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год в установленный срок не уплатил, налоговым органом начислены пени на суммы недоимки, которая образовалась у плательщика в результате неисполнения им обязанности по уплате страховых взносов: 1) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 134,15 рублей; 2) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 26,34 рублей; 3) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 164, 49 рубля; 4) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 32,37 рубля. В связи с неоплатой страховых взносов должнику направлено требование от 02.03.2018 года № 9840 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов. В установленный срок до 26.03.2018 года требование от 02.03.2018 года № 9840 не исполнено, в связи с чем, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель административного истца Смирнов С.И. исковые требования поддержал, просил административный иск удовлетворить, дав пояснения, аналогичные содержанию искового заявления.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом. С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.57 Конституции Российской Федерации, ст.3, подп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. ч.1, 2 ст.287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст.70 НК РФ должно недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст.48 НК РФ).
Судом установлено, что Стариков Ю.Н. (ИНН №, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: г<данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в Межрайонной ИФНС России № по г.Севастополю.
С ДД.ММ.ГГГГ Стариков Ю.Н. состоит на учете в Управлении Федеральной налоговой службы по г.Севастополю (далее - УФНС России по г. Севастополю). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в Межрайонная ИФНС России № по г.Севастополю в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии с пп.2 п.1 ст.419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
Согласно ст.430 НК РФ плательщики, указанные в пп.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 23 400 рублей за расчетный период 2017 год; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4 590 рублей за расчетный период 2017 год.
В соответствии с п.5 ст.430 НК РФ если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, размер страховых взносов, подлежащих уплате ответчиком Стариковым Ю.Н. за расчетный 2017 год, составил: 1) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 23 400 рублей; 2) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 4 590 рублей, 3) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2018 год исчисленные за период фактического нахождения на учете в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 642,22 рубля; 4) страховые взносы на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2018 год исчисленные за период фактического нахождения на учете в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 141,29 рубль.
В установленные сроки страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование Стариковым Ю.Н. не уплачены.
В соответствии с п.5 ст.432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
ДД.ММ.ГГГГ Стариков Ю.Н. снят с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст.75 НК РФ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов (страховых взносов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
В связи с тем, что Стариков Ю.Н. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год в установленный срок не уплатил, налоговым органом начислены пени на суммы недоимки, которая образовалась у плательщика в результате неисполнения им обязанности по уплате страховых взносов: 1) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 134,15 рублей; 2) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 26,34 рублей; 3) по страховых взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 164, 49 рублей; 4) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 32,37 рубля.
В связи с неоплатой страховых взносов должнику направлено требование от 02.03.2018 года № 9840 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов. В установленный срок до 26.03.2018 года требование от 02.03.2018 № 9840 ответчиком не исполнено.
Налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, как пропущенный по уважительной причине.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2 ст.48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок на подачу заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз.3 пункта 3 ст.48 НК РФ).
Таким образом, ст.48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч.6 ст.286 КАС РФ).
Суд приходит к выводу о том, что ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании задолженности не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом в материалы дела представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч.1 ст.286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Из системного анализа приведенных выше правовых норм следует, что при отсутствии спора о праве на взыскание налогов налоговый орган вправе обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с физического лица налога, сбора, пеней, штрафов, а в районный суд лишь после отмены судебного приказа.
Вместе с тем, при наличии спора о праве налоговый орган вправе обратиться с административным иском непосредственно в районный суд.
Как следует из материалов дела УФНС к мировому судье соответствующего судебного участка с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Старикова Ю.Н. задолженности по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не обращалось.
В силу п.1 ст.204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации относительно течения сроков исковой давности, изложенной в п.17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», которая подлежит применению по аналогии в спорном правоотношении, в силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, если такое заявление было принято к производству. Положение пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, а также других предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требований.
Следовательно, в данном административном деле имеет значение дата обращения в суд 05.08.2021 года, которая свидетельствует о пропуске срока исковой давности.
Суд считает, что у налогового органа имелось достаточно времени с 26.09.2018 года (истечение срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций) для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что УФНС является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в максимально короткий срок с момента вынесения определения мирового судьи, материалы дела не содержат.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца за судебной защитой, не установлено, поэтому следует отказать в восстановлении срока, поскольку при проявлении достаточной меры заботливости истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный срок.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено, а не укомплектованности численности правового отдела, таковым не является.
Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с ч.8 ст.286 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В связи с изложенным заявленные требования административного истца подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы России по городу Севастополю к Старикову ЮН о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.П. Чан