Дело № 2а-326/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 февраля 2021 года Озерский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Селиной Н.Л..
при секретаре Стоцкой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алексашкина В.В., Алексашкиной Н.А. к Управлению Жилищно-коммунального хозяйства администрации Озерского городского округа Челябинской области, администрации Озерского городского округа Челябинской области об оспаривании отказа в выдаче предписания, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Алексашкин В.В., Алексашкина Н.А. обратились в Озерский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Жилищно-коммунального хозяйства администрации Озерского городского округа Челябинской области (далее по тексту «УЖКХ ОГО») об оспаривании отказа в выдаче предписания, возложении обязанности.
В обоснование иска указали, что проживают в <адрес>, управляющей организацией является ООО «ЖЭК-4». 26-27 ноября 2020г. прошел снег, установился снежный покров, в связи с чем придомовая территория находится в неудовлетворительном состоянии: внутридворовой проезд от снега до асфальта не очищен, тротуары метут и очищают от снега нерегулярно, снег на отмостках не убирают, он тает сам по себе. В связи с чем 30.11.2020г. обратились в администрацию ОГО с заявлением о нарушении Правил благоустройства территории ОГО и других нормативно-правовых актах, просили выдать ООО «ЖЭК-4» предписание о выполнении необходимых мероприятий и работ по устранению нарушений. 11.12.2020г. письмом за подписью первого заместителя главы ОГО в удовлетворении требований отказано. Полагают отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы потребителей услуг на обеспечение безопасного и комфортного проживания, а так же на сохранение дома в жилом состоянии. Просят суд признать отказ вынести предписание незаконным, обязать повторно рассмотреть заявление о выдаче предписания, вынести частное определение в адрес Прокуратуры ЗАТО г. Озерск о контроле за ходом выполнения предписания и результатами повторного рассмотрения заявления, возместить судебные расходы.
Доводы в обоснование иска дополнили, изложив их в уточненном исковом заявлении(л.д.59-65).
Судом в качестве соответчика по делу привлечена администрации Озерского городского округа Челябинской области (далее по тексту «администрация ОГО»).
В судебном заседании административный истец Алексашкин В.В., на заявленных требованиях настаивал, пояснил аналогично доводам, изложенным в иске и уточнении доводов по иску иска.
Административный истец Алексашкина Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена, ранее на заявленных требованиях настаивала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие(л.д.95142).
Представители административных ответчиков УЖКХ ОГО, администрация ОГО в судебное заседание не явились, извещены (л.д.100-103).
От представителя УЖКХ ОГО поступил отзыв по делу (л.д.104-108, 109, 143), где против удовлетворения иска возражали, указали, что оснований для выдачи предписания не имелось, просили в иске отказать.
Заинтересованное лицо ООО «ЖЭК-4» в судебное заседание не явились, извещены. Направили в адрес суда заявление в котором просили в удовлетворении иска отказать(л.д.101, 135-137).
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд отказывает в удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что Алексашкина Н.А. является собственником квартиры по адресу: <адрес>(л.д.34).
Алексашкин В.В. и Алексашкина Н.А. зарегистрированы по указанному адресу по месту жительства (л.д. 57,58).
Как следует из протокола общего собрания собственников многоквартирного дома по <адрес> от 29.01.2011г., жильцами дома в качестве управляющей компании избрано ООО «ЖЭК-4»(л.д.7580).
Установлено, что часть квартир в МКД принадлежит муниципальному жилому фонду (л.д.27-29).
Установлено, что 30.11.2020г. истцы через Интернет-приемную обратились в администрацию ОГО с заявлением о нарушении Правил благоустройства территории ОГО и других нормативно-правовых актов, просил немедленно прислать комиссию, проверить изложенные факты, выдать предписание о выполнении необходимых мероприятий и работ по устранению нарушений, возбудить административное производство по ст. 7.23 КоАП РФ, установить виновных лиц и привлечь их к административной ответственности (л.д.110-113).
11.12.2020г. посредством электронной почты истцы получили ответ № 01-01-24/1571 за подписью первого заместителя главы ОГО, в котором указано, что при осмотре придомовой территории многоквартирного дома не установлено нарушений Правил благоустройства территории ОГО, на отмостках снежный покров отсутствует, наледи и рыхлого снега на территории нет. Основания для возбуждения административного производства в отношении Управляющей компании отсутствуют (л.д.31-32).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Административные истцы оспаривают действия административных ответчиков, выразившиеся в отказе вынести предписание в адрес управляющей организации по заявлению административных истцов.
В силу п.п. 9 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с п. 1.1. ст. 20 Жилищного кодекса РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.(п.2.1. ст. 20 ЖК РФ).
В силу ч. 3 ст. 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Советом депутатов Озерского городского округа Челябинской области от 18.09.2013г. принято решение № 152 которым утверждено Положение о муниципальном жилищном контроле на территории Озерского городского округа Челябинской области(л.д.43-49).
Согласно п. 7 указанного Положения, муниципальный жилищный контроль осуществляется специально уполномоченным органом - Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Озерского городского округа Челябинской области (далее - Уполномоченный орган).
Проведение муниципального жилищного контроля осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок в порядке и с соблюдением процедур, установленных Федеральным законом. Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проверок, утверждаемого Уполномоченным органом(п.12).
В случае выявления административного правонарушения или нарушений требований жилищного законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Уполномоченного органа, муниципальным жилищным инспектором в соответствии с законодательством выдается предписание об устранений выявленных нарушений, о прекращении нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, о проведении других мероприятий, предусмотренных законодательством. (п.18).
В силу п.п. 6) п. 22 Положения, при осуществлении мероприятий по муниципальному жилищному контролю муниципальный жилищный инспектор имеет право, в том числе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания о несоответствии устава ТСЖ, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Из содержания приведенных норм следует, что основанием для вынесения предписания, является выявление административного правонарушения или нарушений требований жилищного законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Уполномоченного органа.
Уполномоченный органа наделен правом осуществлять плановые и внеплановые проверок в порядке и с соблюдением процедур, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Вынесение предписания в адрес проверяемой организации является правом Уполномоченного органа.
Как следует из материалов дела, административные истцы усматривают нарушение требований жилищного законодательства в том, что 26-27 ноября 2020г. прошел снег, установился снежный покров, в связи с чем придомовая территория находится в неудовлетворительном состоянии: внутридворовой проезд от снега до асфальта не очищен, тротуары метут и очищают от снега нерегулярно, снег на отмостках не убирают, он тает сам по себе.
При этом, административные истцы в подтверждение своих доводов ссылаются, в том числе на данные Челябинской ЦГМС – филиал ФГБУ «Уральское УГМС» с 23.11.2020г. по 25.11.2020г. осадков не было, 26.11.2020г. выпало 0,2 мм осадков, 27.11.2020г. – 2,4 мм, 28.11.2020г.- 1,5 мм. В период с 29.11.2020г. по 02.12.2020г. выпадение осадков не наблюдалось(л.д.25).
В ответ на обращение истца от 30.11.2020г., дан ответ о том, что соответствующими специалистами проведен комиссионный осмотр территории многоквартирного дома № по <адрес>. На момент осмотра не выявлено нарушений, которые могли бы послужить основанием для вынесения соответствующего акта реагирования в отношении УК ООО «ЖЭК-4».
Статус проведенного мероприятия – осмотр, который не может являться основанием для вынесения предписания, поскольку предписание об устранений выявленных нарушений, может являться результатом плановой либо внеплановой проверки, проведенной с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.
Однако учитывая, что Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020г. государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 2020г. введен мораторий на осуществление внеплановых проверок, действия административных ответчиков являются законными, и не нарушают права истцов.
Вместе с тем, следует отметить, что орган местного самоуправления своевременно отреагировал на поступившее заявление истцов, был осуществлен комиссионный осмотр придомовой территории, который не выявил нарушений.
Истцам дан своевременный, мотивированный ответ. Действиями административных ответчиков гарантированное законом право административных истцов не нарушено, несогласие с содержанием ответа само по себе не может служить основанием для удовлетворения административных исковых требований.
Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Указанной совокупности условий, необходимой для удовлетворения требований, по делу не установлено.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований суд отказывает.
Требование о вынесении в адрес Прокуратуры ЗАТО частного определения так же удовлетворению не подлежат.
На основании ч. 1 ст. 200 КАС РФ при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.
При рассмотрении настоящего административного дела, нарушений норм действующего законодательства Российской Федерации со стороны административного ответчика, суд не усмотрел, в связи с чем, требования о вынесении частного определения не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 8 ░░░░░░░ 2021░.