<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 апреля 2018 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Булыгиной С.А.
при секретаре Свахиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Енисейская ТГК (ТГК-13)» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» о возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что в распоряжении Управления находится информация и документы, свидетельствующие о том, акционерное общество «Енисейская ТГК (ТГК-13)», при осуществлении эксплуатации источника водоснабжения, расположенного <адрес>, нарушает действующее санитарное законодательство, а именно: Федеральный закон «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Управлением в ДД.ММ.ГГГГ по заявлению <данные изъяты> по доверенности от АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ № о соответствии государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам зоны санитарной охраны поверхностного водозабора <адрес> филиала <данные изъяты> АО «Енисейская ТГК». В соответствии с представленным для получения санитарно- эпидемиологического заключения <данные изъяты> экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ указанный водозабор - поверхностный, береговой, ковшевой. Забор воды осуществляется береговой насосной станцией <адрес> В состав водозаборного сооружения <данные изъяты> входит водозаборный ковш, береговая насосная станция <данные изъяты> камеры переключений и система трубопроводов. В соответствии с ответом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ проект зоны санитарной охраны поверхностного водозабора <адрес> филиала <данные изъяты> АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» не утвержден, что свидетельствует о том что, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены. Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ проекта зоны санитарной охраны <адрес> АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируются хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственность. С учетом уточненных исковых требований, просили обязать ответчика в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: представить на утверждение в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края на утверждение проект зоны санитарной охраны <адрес> АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)».
Представитель истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Филиппова Д.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» Дончак О.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, суду пояснила, что они исполняют требования закона, но необходимо достаточно времени для выполнения заявленных истцом требований, в настоящее время работа по составлению проекта ведется, по его готовности он будет предоставлен на утверждение в министерство. Просят отказать в удовлетворении требований.
Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
Указанные положения Конституции РФ получили свое развитие в положениях статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», исходя из которых, граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания.
Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека.
К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, теплые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Таким образом, несоблюдение санитарного законодательства оказывает негативное воздействие на среду обитания человека.
В силу ст.2 ФЗ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных нрав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые, устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения пли распространения заболевания.
В силу ст. 11 указанного ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Статьей 43 Водного Кодекса Российской Федерации определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, для которых устанавливаются зоны санитарной охраны, т.е. территории и акватории, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с пунктом 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения как зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.В СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрены мероприятия организационного, технического, гигиенического и противоэпидемического характера, конкретный комплекс которых определяется в проекте зоны санитарной охраны в каждом случае в зависимости от вида источника (подземный или поверхностный), степени его естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качество воды и ограничение использования для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей. Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с п. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображаются на картах градостроительного зонирования.
Земельные участки, расположенные в первом и втором поясах утвержденных зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность (п.п. 14 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу ст. 8 Федерального закона Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года предусмотрено, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу ст. 8 Федерального закона Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года предусмотрено, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.
В силу положений ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 15.10.2009 №525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным осуществлять утверждение проектов зон санитарной охраны, является министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Судом установлено, что управлением в ДД.ММ.ГГГГ по заявлению некоммерческой организации <данные изъяты> по доверенности от АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ № о соответствии государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам зоны санитарной охраны <адрес> АО «Енисейская ТГК».
В соответствии с представленным для получения санитарно- эпидемиологического заключения <данные изъяты> экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ указанный водозабор - поверхностный, береговой, ковшевой. Забор воды осуществляется <адрес> В состав водозаборного сооружения <данные изъяты> входит водозаборный ковш, береговая насосная станция <данные изъяты> камеры переключений и система трубопроводов.
В соответствии с ответом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ проект зоны санитарной охраны поверхностного водозабора <адрес> АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» не утвержден, что свидетельствует о том что, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены.
Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ проекта зоны санитарной охраны поверхностного водозабора <адрес> АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируются хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственность.
Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зоны санитарной охраны поверхностного водозабора <адрес>» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в поверхностном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому фактору.
Указанное не соответствует требованиям ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой водные объекты, используемые в целях питьевого п хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источником биологических, химических факторов вредного воздействия на человека.
Совокупность исследованных судом доказательств позволяет сделать вывод о том, что ответчиком были допущены вышеуказанные правонарушения, в связи с чем заявленные стороной истца требования о возложении на ответчика обязанности представить на утверждение в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края проект зоны санитарной охраны поверхностного водозабора <адрес> АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)».
С учетом требований ст. 206 ГПК РФ, исковые требования истца о наложении обязанности, подлежат удовлетворению с установлением реального срока выполнения – в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать акционерное общество «Енисейская ТГК (ТГК-13)» в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу представить на утверждение в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края проект зоны санитарной охраны поверхностного водозабора <адрес> АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)».
Взыскать с акционерного общества «Енисейская ТГК (ТГК-13)» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья С.А. Булыгина
Мотивированное решение составлено 28.04.2018 года.