56RS0018-01-2020-005028-88
№2а-4207/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2020 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.,
при секретаре Толкачевой М.С.,
с участием:
административного истца - Витрищак Е.П.,
представителя административного истца – Пирской Е.Н.
представителя административных ответчиков – Гордеевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Витрищак Е.П. к администрации г.Оренбурга, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга о признании незаконным постановления, возложения обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Витрищак Е.П. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации г.Оренбурга, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга о признании незаконным постановления, возложения обязанности.
В обоснование своих требований указала, что, являясь матерью троих несовершеннолетних детей, 25 января 2020 года обратилась к административному ответчику с заявлением об оказании муниципальной услуги «Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Целью обращения с указанным заявлением не являлось получение жилья в социальный найм и улучшение жилищных условий, конечной целью являлось получение единовременной денежной выплаты за полагающийся ей как многодетной матери земельный участок, что предусмотрено постановлением Правительства Оренбургской области от 28 июня 2019 года №439-ПП «Об утверждении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, единовременной денежной выплаты в целях улучшения жилищных условий взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно»
Постановлением администрации города Оренбурга N-п от 7 мая 2020года ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» по тем основаниям, что не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ пятилетний срок со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Считает, указанное постановление незаконным и необоснованным, поскольку умышленных намеренных действий по отчуждению недвижимого имущества, с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях не совершала.
Сделка по отчуждению принадлежащей ей на праве собственности 1/2 доли комнаты в ... в размере 7,95 кв м была совершена 4 сентября 2019года задолго до возникновения у нее права на предоставление земельного участка и возможного получения за него денежной компенсации, была вынужденной мерой и направлена на улучшение жилищных условий, создания благоприятных условий проживания детям.
Просит суд признать незаконным постановление администрации г. Оренбурга от 7 мая 2020 года N-П «Об отказе Витрищак Е.П. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма»; обязать администрацию г. Оренбурга принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории «многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей».
В судебном заседании административный истец Витрищак Е.П. заявленные административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного истца Пирская Е.Н. настаивала на удовлетворении иска в полном объеме, по доводам указанным в иске. Кроме того, указала на тот факт что с момента достижения старшим сыном совершеннолетия, а именно с 1 апреля 2020года Витрищак Е.П. утратила статус многодетной семьи, а следовательно обращение с данным иском является единственным способом восстановления нарушенного права.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Гордеева М.С., действующая на основании доверенностей, против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, указанным в письменных возражениях по делу.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Частью 4 статьи 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 4 Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право принимать муниципальные правовые акты по вопросам обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан на основании и во исполнение положений, установленных настоящим Законом. Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий Оренбургской области обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия Оренбургской области надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.
Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования.
Законом Оренбургской области от 23 ноября 2005 года № 2733/489-III-ОЗ утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется структурным подразделением либо должностным лицом органа местного самоуправления, уполномоченными главой муниципального образования. Для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане (законные представители - для недееспособных граждан) подают заявление в письменном виде или в форме электронного документа уполномоченному органу по месту своего жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Частью 9 статьи 5 Закона предусмотрено, что после проведенной проверки заявление гражданина и представленные документы выносятся уполномоченным органом на рассмотрение главы муниципального образования. Решение по результатам рассмотрения заявления и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов, необходимых для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимается не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в уполномоченный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Постановлением администрации г.Оренбурга от 28 декабря 2016 г. №4113-п утвержден Реестр муниципальных услуг города Оренбурга, в том числе по постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с постановлением Оренбургского городского Совета от 19 мая 2005 года № 119 на территории города Оренбурга установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 13,5 кв м общей площади занимаемого жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 3 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 № 2733/489-III-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по установленным настоящим Законом основаниям принимаются: малоимущие граждане - для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда; иные, определенные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или законом Оренбургской области категории граждан - для предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда.
Решением Оренбургского городского Совета от 28 июня 2011 № 187 утверждено Положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга.
Согласно пункту 2.92 Положения Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга осуществляет реализацию переданных администрации города Оренбурга отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан в соответствии с законом Оренбургской области.
Так же организует предоставление муниципальных услуг, включенных в Реестр муниципальных услуг города Оренбурга (пункт 2.103 Положения).
Постановлением администрации г. Оренбурга от 3 июня 2013 года №1215-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Подпунктом 12 пункта 2 указанного регламента установлено, что заявителями на предоставление муниципальной услуги являются многодетные семьи.
Из материалов дела следует, что Витрищак Е.П. является матерью ФИО ... года рождения, ФИО, ... года рождения, ФИО, ....
Согласно справке от 14 января 2020 года N, выданной филиалом ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения», Витрищак Е.П. является многодетной матерью, данная справка действительна до 1 апреля 2020года.
Административный истец вместе с детьми ФИО, ФИО, ФИО проживает по адресу: ... ... ..., которая приобретена согласно договору купли-продажи от 16 июля 2019 года с использованием денежные средства по ипотечному кредитованию, а также средства по государственному сертификату материнского капитала. Площадь указанной квартиры составляет 33,3 кв м.
В собственности ФИО находится 1/3 доли (площадь 18,56 кв м) в ....
25 января 2020года Витрищак Е.П. обратилась через Государственное автономное учреждение Оренбургской области «Оренбургский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории «многодетная семья, имеющая трех и более несовершеннолетних детей» с составом семьи 4 человека, в связи с обеспеченностью общей площадью жилых помещений менее учетной нормы.
7 мая 2020 года администрацией г. Оренбурга вынесено постановление №589-п «Об отказе Витрищак Е.П. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма».
Основанием для отказа послужило то, что у Витрищак Е.П. не истек пятилетний срок со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Не согласившись с указанным постановлением, административный истец в установленные статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ сроки обратился с административным иском в суд, в котором ставит вопрос о незаконности постановления.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, приведенные в оспариваемом постановлении основания для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях не основаны на законе.
В соответствии со статьей 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что необходимым условием реализации права на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий только в том случае, если не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий.
Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, являются: изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок; обмен жилыми помещениями; невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке; изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака; вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов); выдел доли собственниками жилых помещений; отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля. 2007 года № 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы граждан, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Как следует из материалов дела и установлено судом при принятии оспариваемого постановления административный ответчик исходил из суммарной площади всех жилых помещений принадлежащих на праве собственности Витрищак Е.П. и ее детям.
При этом суммарная площадь была определена с учетом площади квартиры по адресу: ... ... ..., составляющей 33,3 кв м; 1/3 доли в ... (площадь 18,56 кв м) ... принадлежащей сыну ФИО, а также ? доли комнаты (размер 7,95 кв м) в ... принадлежащей на праве собственности Витрищак Е.П. до 4 сентября 2019года.
Согласно договору купли-продажи от 4 сентября 2019года Витрищак Е.П. продала принадлежащую ей ? долю комнаты (размер 7,95 кв м) в ... за ....
На момент продажи указанного имущества по состоянию на 4 сентября 2019 года семья Витрищак Е.П. состояла из 3 человек и была обеспечена жилой площадью из расчета: 33,3 кв м + 18,56 кв м / 3=17,3 кв м.
Таким образом, в результате продажи Витрищак Е.П. ? доли комнаты, по адресу ... приобретение квартиры по адресу: ... ... ..., повлекло отчуждение части имущества и снижение обеспеченности жилой площадью ее и двоих детей ФИО, ФИО, но не повлекло обеспеченности ниже учетной нормы, равной 13,9 кв м. Следовательно действия Витрищак Е.П. не привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении семьи административного истца другим жильем.
Нуждаемость семьи Витрищак Е.П. возникла только с 30 декабря 2019 года после рождения третьего ребенка (33,3 кв м+18,56 кв м/4=12,97 кв м).
С учетом изложенного отчуждение Витрищак Е.П. части принадлежащего ей имущества не может рассматриваться в качестве намеренных действий, имеющих целью быть принятой на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, проанализировав представленные административным истцом доказательства подтверждающие тот факт, что денежные средства полученные от продажи доли квартиры были направлены на частичное погашение обязательств по ипотечному кредитованию, что подтверждается справкой по операциям ПАО «Сбербанк России» от 11 июня 2020 года, а также на проведение ремонтных работ в новом приобретенном жилье по ..., на покупку бытовой техники для создания благоприятных условий проживания семьи, что также подтверждается кассовыми чеками, договором подряда от 9 августа 2019 года, суд приходит к выводу о том, что действия административного истца по продаже доли в квартире по ... не могут быть расценены как действия, направленные на ухудшение жилищных условий в целях приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Критерием намеренного ухудшения жилищных условий служит отсутствие объективных причин для совершения действий, приведших к созданию положения, вследствие которого гражданин признается нуждающимся в предоставлении жилого помещения или денежных средств на его приобретение за счет средств бюджета.
В ходе судебного разбирательства, суду представлены доказательства того, что отчуждение вышеуказанной доли носило объективно вынужденный характер, а денежные средства, вырученные с ее продажи, направлены на улучшение жилищных условий.
Указанные выше обстоятельства, по мнению суда, являются достаточным основанием для вывода об отсутствии у Витрищак Е.П. намерения по ухудшению жилищных условий с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и о не законности отказа в принятии административного истца на такой учет.
Так как на момент обращения с заявлением имелись правовые основания для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях семьи Витрищак, члены которой обеспечены жилой площадью ниже учетной нормы, принимая во внимание, что с 1 апреля 2020года с достижением совершеннолетнего возраста сына ФИО, Витрищак Е.П. утратила статус многодетной семьи, суд приходит к выводу о законности требований о возложении на административного ответчика обязанность принять семью Витрищак Е.П. на учет нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175,180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Витрищак Е.П. к администрации г.Оренбурга, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга о признании незаконным постановления, возложения обязанности – удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации города Оренбурга от 7 мая 2020 года N-п «Об отказе Витрищак Е.П. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма»; возложить обязанность на администрацию г. Оренбурга принять Витрищак Е.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма по категории «многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей».
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись О.В. Ермошкина
Решение в окончательной форме принято 10 августа 2020 года
Судья подпись О.В. Ермошкина
Оригинал подшит в дело №2а-4207/2020
находящегося в производстве
Ленинского районного суда г. Оренбурга