Дело № г. Дзержинск
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 августа 2018 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Беловой А.В., при секретаре Виноградовой Л.Д.,
с участием прокурора Адиатулиной Л.А.,
представителя административного истца по доверенности ФИО4, административного ответчика Мезенцева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления МВД России по г. Дзержинску Нижегородской области к Мезенцеву В.А. об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
УМВД России по г. Дзержинску Нижегородской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Мезенцеву В.А. об установлении в отношении него административного надзора, мотивируя тем, что приговором Дзержинского городского суда Нижегородской области от 21.07.2016 г. Мезенцев В.А. был осужден по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.
Постановлением Дзержинского городского суда от 05.12.2016 г. условное осуждение Мезенцеву отменено, и он направлен в места лишения свободы.
02.06.2017 г. Мезенцев В.А. освобожден из <данные изъяты> по отбытию наказания. С момента освобождения Мезенцев В.А. неоднократно допускал совершение административных правонарушений, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, а именно 24.12.2017 г. по ст. 20.21 КоАП РФ - административный штраф 500 руб.; 23.07.2018 г. по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ - административный штраф в размере 510 руб.
Кроме того, Мезенцев В.А. официально не трудоустроен, нигде не зарегистрирован, по месту жительства характеризуется отрицательно.
Поскольку преступление совершено Мезенцевым В.А. небольшой тяжести в условиях рецидива, судимость в настоящее время не погашена (дата погашения судимости - 02.06.2020 г.), УМВД России по г. Дзержинску Нижегородской области просит суд установить в отношении него административный надзор сроком до погашения судимости, то есть до 02.06.2020 г. со следующими ограничениями:
1. Явка на регистрацию в отдел полиции по месту жительства или пребывания 4 раза в месяц (первый, второй, третий, четвертый четверг).
2. Запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания ежедневно с 22:00 часов до 06:00 часов утра следующего дня.
3. Запретить покидать пределы Нижегородской области.
4. Запретить посещение торговых предприятий, специализирующихся на торговле спиртными напитками, в том числе в разлив.
5. Запретить пребывание в местах проведения массовых мероприятий и участие в них.
Представитель административного истца УМВД России по г. Дзержинску по доверенности ФИО4 в судебном заседании административное исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Мезенцев В.А. в судебном заседании пояснил, что заявленные требования ему понятны, он с ними не согласен.
Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению частично - снизить число явок на регистрацию до двух в месяц, с назначением административного надзора Мезенцеву В.А. сроком до погашения судимости, суд пришел к следующему.
В силу п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом №64-ФЗ от 06.04.2011г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту - Закон).
Согласно ст. 1 Закона административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Законом.
Согласно ст. 2 Закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего при наличии оснований, предусмотренных ч.3 ст.3 Закона, а именно, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (п. 2 ч. 3).
Из приведенных предписаний Закона следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения преступления и наличие факта совершения в течение одного года двух и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
За совершение преступления в условиях рецидива административный надзор устанавливается от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона).
Установление административного надзора является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлено интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в ст.3 Закона, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 Закона).
Согласно ст. 4 Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
В силу п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в ч. 1 ст. 3 Закона, административных правонарушений, предусмотренных п.п. 2 ч. 3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
Как следует из правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В соответствии с абз. 1 и 2 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017г. №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений. Часть 1 ст. 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
Разъяснения Верховного Суда РФ относительно права суда установить иные, не указанные в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел административные ограничения, подлежат применению с учетом положений ч.8 ст.272 КАС РФ, и касаются тех ограничений, которые предусмотрены федеральным законом.
Судом установлено, что приговором Дзержинского городского суда Нижегородской области от 21.07.2016 г. Мезенцев В.А. был осужден по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.
Постановлением Дзержинского городского суда от 05.12.2016 г. условное осуждение Мезенцеву В.А. было отменено, и он направлен в места лишения свободы.
02.06.2017 г. Мезенцев В.А. освобожден из <данные изъяты> по отбытию наказания.
Мезенцев В.А. осужден за совершение преступления небольшой тяжести в условиях рецидива, данная судимость не погашена, кроме того, в течение года совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную нравственность, а именно: 24.12.2017 г. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.21 КоАП РФ, за что постановлением начальника ОП № УМВД России по г. Дзержинску Нижегородской области от 24.12.2017 г. был подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 руб.; 15.07.2018 г. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, за что постановлением начальника ОП № УМВД России по г. Дзержинску Нижегородской области от 24.12.2017 г. был подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 510 руб.
Указанные постановления не обжалованы и вступили в законную силу. Срок, указанный в ст. 4.6 КоАП РФ, по данным правонарушениям не истек.
Учитывая, что Мезенцев В.А. был осужден за совершение преступления небольшой тяжести в условиях рецидива, судимость за которое не погашена, допустил совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную нравственность, отрицательно характеризуется по месту жительства, нигде не работает, проживает без регистрации, учитывая, что заявленные административные исковые требования направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия на Мезенцев В.А. в целях предотвращения совершения правонарушений, соответствуют характеру, степени общественной опасности совершенного им преступления, обстоятельствам его совершения, требования об установлении в отношении него административного надзора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным, в связи с чем, заявленное требование подлежит удовлетворению, кроме этого установление судом данного административного ограничения направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, предупреждение совершения Мезенцевым В.А. преступлений и правонарушений. Административный иск содержит требования на обязательную явку поднадзорного на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания четыре раза в месяц. С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает возможным снизить количество явок до двух в месяц.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона, административное ограничение в виде обязательной явки поднадзорного лица на регистрацию в орган внутренних дел включает в себя обязательную явку в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания или фактического нахождения для регистрации. Административный иск содержит требования об обязательной явке поднадзорного лица на регистрацию в орган внутренних дел только по месту жительства или по месту пребывания, в связи с чем, указанные требования подлежат удовлетворению с указанием также «по месту фактического нахождения».
Рассматривая требование о запрете ежедневно с 22-00 часов до 06-00 часов следующего дня пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, суд полагает их также подлежащими удовлетворению, поскольку Мезенцев В.А. совершил преступление в ночное время, с указанием также «по месту фактического нахождения», в связи с внесением изменений в ст. 4 Закона Федеральным законом от 28.05.2017г. №102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Заявленное в административном иске требование об установление запрета на посещение торговых предприятий, специализирующихся на торговле спиртными напитками, в том числе в разлив, подлежит удовлетворению, поскольку Мезенцев В.А. привлекался к административной ответственности по ст.20.21 КоАП РФ.
Рассматривая заявленные требования об установлении запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, а также требование о запрете выезда за пределы Нижегородской области, суд полагает их также подлежащими удовлетворению, так как они обоснованы предоставленными материалами дела, в том числе характеристикой Мезенцева В.А., который проживает без регистрации, характером совершенного преступления, в связи с чем указанные требования подлежат удовлетворению.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п.п. 1 и 2) ст. 3 Закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
С учетом изложенного, суд считает целесообразным установить административный надзор в отношении Мезенцева В.А. сроком до погашения судимости, что отвечает требованиям п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона, оснований для снижения указанного срока, с учетом предоставленных суду документов, не имеется. Установить при этом Мезенцеву В.А. следующие ограничения:
1. Явка два раза в месяц в отдел полиции по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица для регистрации.
2. Запретить ежедневно с 22-00 часов до 06-00 часов следующего дня пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.
3. Запретить посещение торговых предприятий, специализирующихся на торговле спиртными напитками, в том числе в разлив.
4. Запретить выезд за пределы Нижегородской области.
5. Запретить пребывание в местах проведения массовых мероприятий и участие в них.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 62, 180, 270-273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление УМВД России по г.Дзержинску Нижегородской области - удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Мезенцева В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, установив следующие ограничения:
1. Явка два раза в месяц в отдел полиции по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица для регистрации.
2. Запретить ежедневно с 22-00 часов до 06-00 часов следующего дня пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.
3. Запретить посещение торговых предприятий, специализирующихся на торговле спиртными напитками, в том числе в разлив.
4. Запретить выезд за пределы Нижегородской области.
5. Запретить пребывание в местах проведения массовых мероприятий и участие в них.
В удовлетворении заявленных требований об установлении количества явок в отдел полиции по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица для регистрации в большем размере - отказать.
Административный надзор в отношении Мезенцева В.А. установить на срок до погашения судимости.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Федеральный судья: п/п А.В. Белова
Копия верна:
Федеральный судья: