№ 33-3352/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Аврамовой Н.В.,
судей Гусевой А.В., Голубь Е.С.,
при секретаре судебного заседания Лагуновой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 5 декабря 2023 г. гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кургана в интересах неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Курганская генерирующая компания» о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» на решение Курганского городского суда Курганской области от 8 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Гусевой А.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителей сторон, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Кургана в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ПАО «Курганская генерирующая компания» о возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указывал, что прокуратурой г. Кургана проведена проверка исполнения ПАО «Курганская генерирующая компания» законодательства при подаче горячей воды к системам горячего водоснабжения жилого многоквартирного дома № № по <адрес>. Указанным многоквартирным домом управляет управляющая организация ООО «Новая Волна Курган». Исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению указанного многоквартирного дома, получающим оплату коммунального ресурса, является ПАО «Курганская генерирующая компания», которое обеспечивает поставку горячей воды от источника централизованного теплоснабжения – теплопункта № 25 к системам горячего водоснабжения для жильцов указанного дома. В ходе надзорных мероприятий установлено, что температура горячей воды в трубопроводе горячего водоснабжения (далее – ГВС) на границе балансовой принадлежности внутренних и наружных сетей составила менее 60 °С, а именно + 16°С. Температура горячей воды ниже 60 °С способствует загрязнению воды инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения. Ранее, 1 декабря 2022 г. прокуратурой г. Кургана генеральному директору ПАО «Курганская генерирующая компания» по факту ненадлежащего предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения в обозначенный многоквартирный дом внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено 30 декабря 2022 г. Нарушения при предоставлении коммунальной услуги горячего водоснабжения нормативной температуры не устранены. Таким образом, ПАО «Курганская генерирующая компания», являясь поставщиком ресурсов и коммунальной услуги горячего водоснабжения, приняв на себя обязательства, обязано предоставлять потребителям коммунальные услуги в необходимых для них объемах и надлежащего качества в соответствии с законодательством Российской Федерации, договорами о предоставлении услуг, и несет ответственность за оказание потребителям услуг надлежащего качества, соответствующих требованиям санитарных правил. Подача горячей воды ненадлежащей температуры в местах водоразбора нарушает право на охрану здоровья не только собственников и нанимателей жилых помещений, но и иных лиц, способствует загрязнению воды инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения.
Просил возложить на ПАО «Курганская генерирующая компания» обязанность обеспечить подачу горячей воды на границу сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома № по <адрес>, не менее 60 °С.
В судебном заседании представитель истца прокурор Шишкова А.Н. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ПАО «Курганская генерирующая компания» по доверенности Конышева Е.С. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Курганской области по доверенности Бобырев Н.В., а также представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Курганской области по доверенности Кузнецов Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представители третьих лиц администрации г. Кургана, ООО «Новая Волна Курган» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки в суд не представили.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 8 июня 2023 г., с учетом определения судьи того же суда от 17 июля 2023 г. об исправлении описки в резолютивной части вышеназванного решения, исковые требования прокурора г. Кургана удовлетворены.
На ПАО «Курганская генерирующая компания» возложена обязанность по обеспечению подачи горячей воды на границу сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома № по <адрес>, не менее 60 °С.
С постановленный судебным актом не согласилось ПАО «Курганская генерирующая компания», которым была принесена апелляционная жалоба с просьбой отменить решение Курганского городского суда Курганской области от 8 июня 2023 г.
В обоснование жалобы ответчик ссылается на то, что принятое решение не отвечает требованиям законности, обоснованности и подлежит отмене по основаниям, предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права, выразившимся в неверном толковании закона, а также неприменением закона, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям. Кроме того, указывает, что принятое решение затрагивает права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» ПАО «Курганская генерирующая компания» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку горячей воды для нужд потребителей г. Кургана. Источником горячего водоснабжения жилого дома № по <адрес> является тепловой пункт № 25, принадлежащий ПАО «Курганская генерирующая компания». Параметры горячего водоснабжения на выходе с теплопункта, обеспечивающего поставку горячей воды в указанном жилом доме, поддерживается обществом в соответствии с требованиями, установленными действующей нормативно-технической документацией, в максимально возможном режиме. Также ссылается на постановление администрации г. Кургана от 31 марта 2015 г. № 2953, которым утверждена актуализированная схема теплоснабжения муниципального образования города Кургана на период до 2028 г., указанной схемой определенно, что система горячего водоснабжения в г. Кургане закрытая. Указывает, что пунктом 5.3.1 правил № 170, температура воды, подаваемой к водоразборным точкам, должна быть не менее 60 градусов в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 градусов – в закрытых. Обращает внимание, что при строительстве спорного дома система горячего водоснабжения была спроектирована на основании строительных норм и правил «СНиП II-Г.4 Горячее водоснабжение», утвержденных Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства, в соответствии с которым для обеспечения горячим водоснабжением потребителей требуется расход горячей воды в размере 75-100 литров в сутки из расчета на 1 человека, то есть данная система была направлена на стабильное потребление (расход) горячей воды. Схемой инженерных коммуникаций, расположенных в подвале многоквартирного жилого дома №, предусмотрена система горячего водоснабжения, при которой обеспечение нормативной температуры горячей воды в точках водоразбора возможно только при ее активном водоразборе. В перерывах водоразбора или при малом водоразборе вода в трубопроводах охлаждается, поэтому потребитель, открывая кран после перерыва, получает воду с пониженной температурой. Спорный дом находится на значительном расстоянии от теплового пункта. В связи с указанным, при недостаточном разборе воды жителями данного дома она застаивается в трубопроводе и остывает до температур ниже нормативной, особенно в холодный период времени. Поскольку жители дома в недостаточной степени потребляют горячую воду, то нормативный расход воды, при котором температура поддерживалась бы на установленном уровне, не обеспечивается. Таким образом, для обеспечения жителей данного дома горячей водой, соответствующей установленным нормативам, реализованная в нем система горячего водоснабжения должна использоваться жителями в соответствии со строительными нормами, на основании которых данная система была спроектирована и построена. Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, в связи с неверным толкованием положений Закона о водоснабжении и не применении «СНиП II-Г.4 Горячее водоснабжение», которые регулируют требования к режиму потребления соответствующего коммунального ресурса. Считает, что неприменение норм материального права, регулирующих порядок приведения качества горячего водоснабжения на территории городского округа в соответствие с нормативными требованиями, привело суд первой инстанции к ошибочному выводу о том, что ПАО «Курганская генерирующая компания» является единственным лицом, ответственным за приведение качества горячего водоснабжения в соответствии с требованиями действующего законодательства. Полагает, что в отсутствие утвержденной инвестиционной программы развития объектов централизованной системы горячего водоснабжения, эксплуатируемых ПАО «Курганская генерирующая компания» в границах муниципального образования г. Кургана, общество не имеет возможности осуществить мероприятия по строительству циркуляционных трубопроводов. Ссылается на то, что во исполнение требований действующего законодательства ПАО «Курганская генерирующая компания» разработало и направило в администрацию г. Кургана акт технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения на территории г. Кургана. В ответ администрация г. Кургана сообщила, что акт не соответствует установленным действующим законодательством требованиям и направлен на доработку. Данный акт технического обследования неоднократно дорабатывался и изменялся на основании представленных органом местного самоуправления замечаний. Последняя редакция акта была направлена в администрацию г. Кургана в 2020 г., однако он вновь не был согласован. Указывает, что замечания к последней редакции акта не соответствуют требованиям действующего законодательства, в частности пункту 35 Требований № 437/пр. В связи с чем полагает, что администрация г. Кургана отказывает в согласовании акта технического обследования по надуманным основаниям, тем самым препятствует процессу разработки и принятия инвестиционной программы. В отсутствие технического задания не может быть разработана и утверждена инвестиционная программа развития объектов централизованной системы горячего водоснабжения, эксплуатируемых ПАО «Курганская генерирующая компания» в границах муниципального образования г. Кургана. Без данной программы общество не имеет возможность компенсировать собственные расходы, которые оно должно понести в связи с необходимостью приведения качества горячей воды в соответствие с требованиями действующего законодательства в доме № по <адрес>. Считает, что реализация мер, направленных на привидение качества горячей воды на территории г. Кургана в соответствие с установленными нормативами, представляет собой не выполнение каких-либо мероприятий со стороны ресурсоснабжающей организации, а является результатом комплексного взаимодействия структур органа местного самоуправления и ресурсоснабжающей организации. Отмечает, что ПАО «Курганская генерирующая компания» прикладывает все возможные усилия для обеспечения потребителей спорного жилого дома качественным коммунальным ресурсом, но по указанным причинам температура горячей воды на вводе в здание не круглосуточно соответствует нормативной. Полагает, что суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что орган местного самоуправления принимает непосредственное участие в реализации процедуры привидения качества горячей воды на территории г. Кургана в соответствие с нормативными требованиями, тем самым полагает, что оспариваемое решение затрагивает права и обязанности администрации г. Кургана, поскольку без ее участия исполнить решения суда не представляется возможным, таким образом, суду первой инстанции надлежало привлечь администрацию г. Кургана к участию в деле в качестве соответчика.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Кургана просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ПАО «Курганская генерирующая компания» по доверенности Конышева Е.С. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель процессуального истца прокурор Меньщикова Т.Н., действующая на основании доверенности, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
С учетом положений частей 3, 4 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статья 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что ПАО «Курганская генерирующая компания» является организацией, осуществляющей поставку коммунального ресурса в виде горячей воды в многоквартирный жилой дом № по <адрес>.
Управляющей компанией указанного многоквартирного жилого дома являлась ООО «Новая Волна Курган».
Горячая вода в спорный жилой дом поступает из теплового пункта № 25.
7 февраля 2023 г. государственным жилищным инспектором Государственной жилищной инспекции Курганской области проведена проверка многоквартирного жилого дома по указанному адресу, в ходе которой установлено, что температура горячей воды на вводе в дом составила 16 °С.
1 декабря 2022 г. прокуратурой г. Кургана в адрес ПАО «Курганская генерирующая компания» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, выразившегося в предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с нарушением температурного режима.
Согласно ответу ПАО «Курганская генерирующая компания» от 30 декабря 2022 г. общество проводит технический анализ альтернативных технологических решений, направленных на обеспечение надлежащей температуры горячей воды, поставляемой потребителям, без выполнения мероприятий по реконструкции тепловых сетей (в связи с отсутствием утвержденной инвестиционной программы сетей горячего водоснабжения).
В связи с тем, что выявленные нарушения ПАО «Курганская генерирующая компания» в установленные законом сроки не устранило, прокурор г. Кургана в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском.
Проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности с учетом обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ПАО «Курганская генерирующая компания», являясь ресурсоснабжающей организацией, получающей от потребителей плату обязано предоставлять потребителям коммунальные услуги в необходимых для них объемах и надлежащего качества в соответствии с законодательством Российской Федерации, договорами о предоставлении услуг. При этом, учитывая, что доказательств подачи горячей воды температурой не менее 60 °С в жилой дом № по <адрес> надлежащего качества суду не представлено, заявленные прокурором г. Кургана исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции верными.
В силу положений части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Данной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
На основании пунктов 1, 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также – договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).
Пунктом 4 Правил № 354 определено, что коммунальная услуга по горячему водоснабжению представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а так же помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Приложения № 1 к Правилам № 354 необходимо обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Требования к качеству подачи горячей воды установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170.
В соответствии с пунктом 5.3.1 названных Правил качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 °С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 °С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 °С.
Гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, обязательные для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения, устанавливаются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 20, действующими на момент проведения проверки и утратившими законную силу с 1 марта 2021 г.
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (пункт 2.2 СанПин 2.1.4.2496-09).
Пунктом 2.3 СанПин 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на: предупреждение загрязнение горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 С°, в их числе Legionella Pneumophila; минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась; предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды.
В соответствии с пунктом 2.4 СанПин 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о соблюдении приведенных норм Правил относительно температуры горячей воды при наличии закрытых систем водоснабжения нельзя признать состоятельным, поскольку абзац третий пункта 5.3.1 Правил № 170 признан не действующим со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2022 г. № АКПИ22-375 в той мере, в какой данное нормативное положение в системе действующего правового регулирования допускает отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора в закрытых системах горячего водоснабжения от требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Данным судебным актом установлено, что согласно абзацу первому пункта 6.2. национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 г. № 544-ст, коммунальная услуга горячего водоснабжения потребителей в многоквартирном доме осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать круглосуточное, бесперебойное горячее водоснабжение в течение года, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, установленную в соответствии с приложением № 1 к Правилам № 354, которые не ставят качество коммунальных услуг в зависимость от той или иной системы обеспечения подачи коммунального ресурса, требования названных правил едины для лиц, участвующих в процессе предоставления коммунальных услуг гражданам.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями в их системном единстве, Верховным судом Российской Федерации сделан вывод, что независимо от применяемой системы водоснабжения температура горячей воды должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C, что отвечает требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов. Недопустимо отклонение температуры горячей воды от параметров, установленных техническим регламентом. Снижение температуры горячей воды в системах горячего водоснабжения в местах водоразбора ниже 60°C от установленной санитарными правилами является нарушением правил предоставления коммунальных услуг.
Также следует отметить, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2013 г. № АКПИ13-394 признано, что данные санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены, в том числе на предупреждение загрязнения горячей воды высококонтагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60°C, в их числе Legionella Pneumophila, а также на предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды.
Санитарно-эпидемиологическими правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура. Данный показатель характеризуется минимальным (не ниже 60°C) и максимальным пределом (не выше 75°C) и не допускает отклонений от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги.
Принимая во внимание изложенное, температура горячей воды в местах разбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не менее 60°C и не выше 75°C.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что услуга по горячему водоснабжению предоставляется ответчиком ненадлежащего качества.
Вместе с тем, согласно части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Доказательств подачи горячей воды на границу жилого дома температурой не ниже 60°C ответчиком не представлено.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины ПАО «Курганская генерирующая компания» в сложившейся ситуации ввиду непринятия администрацией г. Кургана мер по реализации инвестиционной программы по реконструкции водопроводных сетей не могут быть приняты во внимание, поскольку право жильцов на подачу в помещения многоквартирных жилых домов горячей воды надлежащего качества не может быть поставлено в зависимость от реализации действий, в частности разработки технического задания на разработку инвестиционной программы развития объектов централизованной системы горячего водоснабжения, эксплуатируемых ПАО «Курганская генерирующая компания» в границах муниципального образования города Кургана.
Таким образом, доводы апеллянта о необходимости привлечения к участию в деле администрации г. Кургана как органа местного самоуправления в качестве соответчика, который принимает непосредственное участие в реализации процедуры приведения качества горячей воды на территории города Кургана в соответствие с нормативными требованиями, являются несостоятельными. Администрация г. Кургана привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, никаких требований со стороны процессуального истца к ней в исковом заявлении не указано. Решением суда первой инстанции вопрос о правах и обязанностях администрации г. Кургана не разрешался, в связи с чем оснований для привлечения данного лица к участию в деле в качестве соответчика не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности подачи горячего водоснабжения надлежащего качества в связи с малыми нагрузками горячего водоснабжения и нахождении жилого дома на значительном расстоянии от теплового пункта, что приводит к большим температурным потерям, не принимаются судебной коллегией основанием для отмены обжалуемого решения суда, поскольку не освобождают ответчика, как поставщика коммунальной услуги, от возложенных на него законом обязанностей по предоставлению горячего водоснабжения надлежащего качества.
В целом все доводы, которые содержатся в апелляционной жалобе, по сути, сводятся к несогласию с оценочными выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, что не может служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения, поскольку не свидетельствует о неправильном применении норм материального права.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что принятым решением суда на ресурсоснабжающую организацию не возложено обязанностей, не входящих в ее компетенцию.
Таким образом, оспариваемое решение постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 8 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» – без удовлетворения.
Судья – председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 декабря 2023 г.