Решение по делу № 33-105/2024 (33-9050/2023;) от 20.11.2023

УИД 29RS0014-01-2022-004827-58

Строка 2.069, г/п 0 руб.

Судья Москвина Ю. В.

Докладчик Сафонов Р. С.         Дело № 33-105/2024            22 января 2024 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе

председательствующего Хмара Е. И.,

судей Бланару Е. М., Сафонова Р. С.,

при помощнике судьи Махневой И. А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Нога В.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периодов работы, военной службы, назначении страховой пенсии по старости с апелляционной жалобой Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 29 ноября 2022 года.

Заслушав доклад судьи Сафонова Р. С., судебная коллегия

установила:

    Нога В. И. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (до переименования – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) о включении в стаж периодов работы, военной службы, назначении страховой пенсии по старости.

    В обоснование заявленных требований указал, что 15 марта 2022 года обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. В назначении пенсии ему отказано в связи с недостаточностью стажа работы с особыми условиями труда. Полагал, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от              28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), необоснованно не включены период военной службы по призыву с 21 июня 1985 года по 20 мая 1988 года, период обучения в Архангельской мореходной школе с 13 августа 1988 года по 20 сентября 1989 года, периоды работы в открытом акционерном обществе «Северное морское пароходство» в должности моториста 1 класса, моториста-матроса 2 класса с 30 сентября 1989 года по 14 апреля 1990 года, с 1 июня 1990 года по 11 мая 1991 года, с 2 июля 1991 года по 31 декабря 1991 года. С учётом изменения исковых требований просил обязать ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды его работы с 30 сентября 1989 года по 14 апреля 1990 года, с 1 июня 1990 года по 11 мая 1991 года, с 2 июля 1991 года по 31 декабря 1991 года в льготном (полуторном) исчислении, период военной службы с 21 июня 1985 года по 27 июля 1987 года в календарном исчислении, назначить ему страховую пенсию по старости с 15 марта 2022 года.

    В судебном заседании суда первой инстанции истец Нога В. И. и его представитель Коробков М. П. на иске с учётом уточнения настаивали.

    Представитель ответчика Хабарова М. Н. в судебном заседании с иском не согласилась.

    Представитель третьего лица открытого акционерного общества «Северное морское пароходство», извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

    В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

    Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от    29 ноября 2022 года исковые требования Нога В. И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периодов работы, военной службы, назначении страховой пенсии по старости удовлетворены частично. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возложена обязанность включить в стаж работы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в льготном (полуторном) исчислении периоды работы с 19 октября 1989 года по 14 апреля 1990 года, с 1 июня 1990 года по 18 октября 1990 года, с 19 октября 1990 года по 11 мая 1991 года, с 2 июля 1991 года по 31 декабря 1991 года, в стаж работы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в календарном исчислении период службы с 11 августа 1986 года по 27 июля 1987 года и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктами 2 и 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 15 марта 2022 года. В удовлетворении исковых требований Нога В. И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в остальной части отказано. С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Нога В. И. взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.

    С указанным решением в той части, которой исковые требования удовлетворены, не согласилась представитель ответчика Хабарова М. Н., в поданной апелляционной жалобе и дополнениях к ней она просит решение суда в обжалуемой части отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

    В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

    Полагает, что у суда отсутствовали законные основания для применения разного порядка исчисления стажа работы и иной деятельности к периодам до и после 1 января 1992 года.

    Считает, что с учётом заявленных истцом требований он согласился с исчислением его стажа работы за спорные периоды на основании Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», который не предусматривал полуторное исчисление стажа работы с особыми условиями труда. Полагает, что расчёт стажа истца, произведённый пенсионным органом, является законным и обоснованным.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 1 июня 2023 года решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 29 ноября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.

    Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11 октября 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 1 июня 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

    При новом рассмотрении дела в судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица, извещённые о времени и месте его проведения надлежащим образом, не явились. Судебная коллегия, руководствуясь положениями частей третьей и четвёртой статьи 167, части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

    Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав истца Нога В. И. и его представителя Коробкова М. П., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

    Из материалов дела видно, что в период с 21 июня 1985 года по 20 мая 1988 года истец Нога В. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил военную службу по призыву в составе Вооружённых Сил СССР. В периоды с 19 октября 1989 года по 14 апреля 1990 года, с 1 июня 1990 года по            18 октября 1990 года, с 19 октября 1990 года по 11 мая 1991 года, с 2 июля 1991 года по 31 декабря 1991 года он работал в государственном предприятии «Северное ордена Ленина морское пароходство» в плавсоставе в должностях моториста 1 класса, моториста 1 класса – матроса 2 класса на судах «А. Москвин», «Ижевсклес», которые не относятся к служебно-разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

    15 марта 2022 года истец, достигнув возраста 55 лет, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

    На основании решения пенсионного органа истцу назначена страховая пенсия по старости с 15 марта 2022 года. Однако в связи с обнаружением ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, ранее принятое решение о назначении пенсии отменено. Согласно решению пенсионного органа в досрочном назначении страховой пенсии по старости истцу отказано в связи с недостаточностью стажа на соответствующих видах работ. При этом подсчёт стажа произведён по нескольким вариантам: с применением ранее действовавшего пенсионного законодательства и без его применения.

    По варианту с применением пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения работы (деятельности), стаж работы истца с особыми условиями труда по Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённому постановлением Совета Министров СССР от        22 августа 1956 года № 1173 (применяется для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года), определён продолжительностью 3 года 10 месяцев 12 дней, стаж работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) с учётом суммирования со стажем работы в тяжёлых условиях труда – 11 лет 1 месяц 28 дней, страховой стаж – 34 года 2 месяца 15 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 22 года 1 месяц 21 день.

    При таком варианте подсчёта в стаж работы истца по соответствующему Списку включены в календарном исчислении вышеуказанные периоды работы истца в государственном предприятии «Северное ордена Ленина морское пароходство» общей продолжительностью 1 год 11 месяцев 6 дней, а также равные им период военной службы по призыву с 28 июля 1987 года по 20 мая 1988 года (9 месяцев 23 дня), период обучения в Архангельской мореходной школе с      13 августа 1988 года по 20 сентября 1989 года (1 год 1 месяц 8 дней) и на курсах повышения квалификации с 25 сентября 1989 года по 29 сентября 1989 года (5 дней). Иными словами периоды службы в армии и обучения в совокупности учтены по продолжительности не более имеющегося стажа работы по вышеназванному Списку.

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указывал на то, что периоды его работы в государственном предприятии «Северное ордена Ленина морское пароходство», которые включены в стаж работы с тяжёлыми условиями труда, должны учитываться в льготном (полуторном) исчислении, поскольку работу он осуществлял в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и льготное исчисление стажа работы, выполняемой в местностях с особыми климатическими условиями, было предусмотрено пенсионным законодательством, действовавшим во время выполнения работы. Исходя из этого также считал, что в стаж подлежит включению период службы в армии в полном объёме.

Разрешая спор и удовлетворяя требования истца частично, суд первой инстанции пришёл к выводу о необоснованном исчислении пенсионным органом периодов работы истца в государственном предприятии «Северное ордена Ленина морское пароходство» в календарном порядке, а потому возложил на ответчика обязанность включить периоды работы с 19 октября 1989 года по 14 апреля 1990 года, с 1 июня 1990 года по 18 октября 1990 года, с 19 октября 1990 года по 11 мая 1991 года, с 2 июля 1991 года по        31 декабря 1991 года в стаж на соответствующих видах работ в льготном (полуторном) исчислении, предшествующий им период военной службы с 11 августа 1986 года по 27 июля 1987 года – в календарном исчислении.

Учитывая, что на момент обращения истца в пенсионный орган за назначением пенсии с учётом вышеуказанных периодов у него имеется необходимое количество стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, суд возложил на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости с момента обращения за пенсией.

Судебная коллегия с приведёнными выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска о понуждении ответчика включить в стаж работы по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы с 19 октября 1989 года по 14 апреля 1990 года, с 1 июня 1990 года по 18 октября 1990 года, с 19 октября 1990 года по 11 мая 1991 года, с 2 июля 1991 года по 31 декабря 1991 года в льготном (полуторном) исчислении согласна, поскольку они основаны на нормах материального закона, регулирующего пенсионные правоотношения, установленных по делу обстоятельствах и исследованных в судебном заседании письменных доказательствах.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

    На основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

    Частью 1 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения истца за пенсией) определено, что исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.

    На основании части 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

    Аналогичным образом часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» закрепляет возможность исчисления периодов работы (деятельности), имевших место до дня вступления в силу данного Федерального закона, с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Как указано в подпункте «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 665), при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

При этом для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года, применяется также список производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (далее – Список 1956 года).

Списком 1956 года (раздел XXX «Транспорт», подраздел 2 «Морской флот») предусмотрены определённые профессии плавсостава флота (за исключением судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения), в том числе мотористы и их помощники, старшие мотористы.

    Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 516). При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «б» пункта 1 настоящего постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (далее – Положение от 3 августа 1972 года № 590).

    Из приведённой нормы постановления Правительства Российской Федерации № 665 следует, что правила, предусмотренные пунктами 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения от 3 августа 1972 года № 590, применяются к периодам работы, которые выполнялись во время действия Списка 1956 года, то есть для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

    В соответствии с правилами, изложенными в пунктах 2 и 3 Правил № 516, при досрочном назначении гражданам пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) с периодами работы с тяжёлыми условиями труда. Суммирование осуществляется путём прибавления к периодам работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) периодов работы в тяжёлых условиях труда.

    Согласно пункту 5 Правил № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

    Таким образом, действующее в настоящее время пенсионное законодательство не предусматривает льготного исчисления стажа в отношении периодов работ на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к ним.

    В свою очередь абзацем вторым пункта 110 Положения от 3 августа 1972 года № 590 предусмотрено, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 года засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьёй 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Статьёй 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» определено, что работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, засчитывать при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности, один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана – два года. Льготы, предусмотренные настоящей статьёй, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» продолжительность трудового договора, дающего право на получение льгот, предусмотренных статьёй 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от         10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», сокращена с пяти до трёх лет.

Согласно пункту 1 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённой постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 года № 530/П-28 (далее – Инструкция), льготы, установленные Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», предоставляются всем рабочим и служащим (в том числе местным жителям и другим лицам, принятым на работу на месте) государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

В силу пункта 2 Инструкции льготы, предусмотренные статьями 1, 2, 3, 4 Указа от 10 февраля 1960 года, с учётом изменений и дополнений, внесённых Указом от 26 сентября 1967 года, предоставляются независимо от наличия письменного срочного трудового договора. Льготы, предусмотренные статьёй 5 Указа от 10 февраля 1960 года, предоставляются дополнительно работникам, прибывшим на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана – два года.

На основании подпункта «а» пункта 43 этой же Инструкции лицам, указанным в пункте 2 Инструкции, общий стаж работы, дающий право на получение пенсий по старости и по инвалидности, исчисляется за период работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 года в порядке: один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.

Из анализа приведённых норм законодательства следует, что при подсчёте стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, всем рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, получавших соответствующие льготы, периоды работы в таких районах засчитывались в полуторном размере.

Названный порядок исчисления стажа работы с тяжёлыми условиями труда в организациях, находящихся в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предусмотренный пунктом 110 Положения от 3 августа 1972 года № 590, с учётом части 8 статьи 13, части 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», которые позволяют производить подсчёт стажа по нормам того законодательства, которое действовало в период выполнения данной работы, а также прямого указания подпункта «а» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации № 665 следует применять к периодам работы истца с тяжёлыми условиями труда с 19 октября 1989 года по 14 апреля 1990 года, с 1 июня 1990 года по 18 октября 1990 года, с 19 октября 1990 года по 11 мая 1991 года, с 2 июля 1991 года по 31 декабря 1991 года, имевшим место в период действия Списка 1956 года, а доводы ответчика о необоснованном включении таких периодов работы в стаж на соответствующих видах работ в льготном (полуторном) исчислении признаются судебной коллегией несостоятельными.

В силу специальной нормы части 2 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по старости применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

На указанную дату г. Архангельск отнесён к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что действующее в указанные периоды работы истца пенсионное законодательство предусматривало возможность льготного (полуторного) исчисления лишь общего трудового стажа (в настоящее время – страхового стажа), являются ошибочными. В данном случае пенсионное законодательство, действовавшее до 1 января 1992 года, предусматривало возможность льготного исчисления не только общего трудового стажа, но и стажа работы с особыми условиями труда, дающего право на досрочное назначение пенсии.

Следовательно, при условии полуторного исчисления общая продолжительность спорных периодов работы истца составит 2 года 10 месяцев 24 дня.

В силу подпункта «а» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации № 665 исчисление периодов работы по Списку 1956 года следует производить также с учётом пункта 109 Положения от 3 августа 1972 года № 590, в котором закреплено правило о том, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается служба в составе Вооружённых Сил СССР (подпункт «к»). При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты «а», «б» и «в» пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Как установлено судом, за периодом службы по призыву в рядах Советской Армии следовало обучение истца в Архангельской мореходной школе, а за ним – работа истца по Списку 1956 года в качестве моториста на судах морского флота.

Таким образом, учитывая, что на дату отмены Списка 1956 года истцом выработан стаж работы с тяжёлыми условиями труда продолжительностью 2 года 10 месяцев 24 дня, общая продолжительность периодов обучения истца в Архангельской мореходной школе и военной службы, которые засчитаны пенсионным органом в стаж работы с тяжёлыми условиями труда согласно решению об отказе в установлении пенсии , составляет 1 год 11 месяцев 6 дней, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», дополнительно подлежит зачёту период военной службы по призыву с 11 августа 1986 года по 27 июля 1987 года, что не превышает установленного пунктом 109 Положения от 3 августа 1972 года № 590 предела.

Ссылка в апелляционной жалобе стороны ответчика о необоснованном применении Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» несостоятельна, поскольку при рассмотрении дела судом нормы указанного закона не применялись.

При включении оспариваемых истцом периодов работы с 19 октября 1989 года по 14 апреля 1990 года, с 1 июня 1990 года по 18 октября 1990 года, с 19 октября 1990 года по 11 мая 1991 года, с 2 июля 1991 года по        31 декабря 1991 года в стаж работы с тяжёлыми условиями труда в льготном (полуторном) исчислении, а периода военной службы с 11 августа 1986 года по 27 июля 1987 года – в календарном исчислении, общая продолжительность суммированного стажа на соответствующих видах работ с учётом продолжительности такого стажа работы, установленного ответчиком добровольно, составит более 12 лет 6 месяцев.

Таким образом, у истца соблюдены все условия для досрочного назначения страховой пенсии по старости в возрасте 55 лет на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», а именно у него имеется страховой стаж продолжительностью не менее 25 лет, стаж на соответствующих видах работ в плавсоставе продолжительностью не менее 12 лет 6 месяцев, величина индивидуального пенсионного коэффициента истца превышает требуемое значение (23,4) для установления пенсии в 2022 году, о чём свидетельствуют материалы выплатного (пенсионного) дела истца.

В целом доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда, основаны на неправильном применении норм материального права.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции определены верно на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы оснований к отмене оспариваемого решения не усматривает.

    Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    определила:

    решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.

Председательствующий Е. И. Хмара
Судьи Е. М. Бланару
Р. С. Сафонов

33-105/2024 (33-9050/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Нога Владимир Иванович
Ответчики
ОСФР по Архангельской области и НАО
Другие
ОАО Северное морское пароходство
Коробков Михаил Павлович
Суд
Архангельский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
20.11.2023Передача дела судье
12.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
08.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2024Передано в экспедицию
22.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее