дело 33-6157/2024
УИД 34RS0010-01-2023-000848-70 судья Романова Ю.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июля 2024 года Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Андреева А.А.,
судей: Дрогалевой С.В., Поликарпова В.В.,
с участием прокурора Маминой фио1
при помощнике судьи Щегольковой Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № <...> по заявлению Цой фио2, действующей в интересах Лобаревой фио3 о признании гражданина безвестно отсутствующим,
по апелляционной жалобе Цой фио2, действующей в интересах несовершеннолетней Лобаревой фио3
на решение Быковского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым
в удовлетворении заявления Цой фио2, действующей в интересах Лобаревой фио3 о признании Лобарева фио5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, безвестно отсутствующим, отказано.
Заслушав доклад судьи Дрогалевой С.В., выслушав представителя заявителя Мантрову фио4 поддержавшую доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Маминой фио1., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Цой фио2., действуя в интересах несовершеннолетней Лобаревой фио3., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с заявлением о признании Лобарева фио5., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, безвестно отсутствующим.
В обоснование требований истец указала, что Лобарева фио3. является дочерью Лобарева фио5., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ на территории Донецкой Народной Республики при выполнении задач специальной военной операции. Его отец Лобарев фио5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, самоустранился от воспитания сына с момента расторжения брака между его родителями, пропал примерно в 1991-1993 гг. Меры по розыску Лобарева фио5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения родственниками не предпринимались, последнее известное местонахождение Лобарева фио5. – <адрес>. Поскольку, согласно Указу Президента № <...> от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» выплата членам семьи погибшего распределяется между ними поровну, просит признать Лобарева фио5., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, безвестно отсутствующим, что необходимо для получения Лобаревой фио3 выплаты по случаю гибели её отца Лобарева фио5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Цой фио2. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств дела.
Заявитель Цой фио2., действующая в интересах несовершеннолетней Лобаревой фио3., заинтересованное лицо Военный комиссариат Тверской области Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, доказательств уважительной причины неявки не представили, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрение заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим производится по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных имущественных прав граждан, организаций.
Согласно части 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
На основании статьи 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из приведенных выше положений закона следует, что суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду.
Если при рассмотрении дела будет выявлено наличие материально-правового спора, то его рассмотрение должно происходить по иным процессуальным правилам - правилам искового производства.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что Цой фио2. является матерью Лобаревой фио3., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Отцом несовершеннолетней Лобаревой фио3 являлся Лобарев фио5, что подтверждается свидетельством о рождении.
ДД.ММ.ГГГГ Лобарев фио5 погиб при выполнении задач специальной военной операции, что подтверждается справкой о смерти № С-00283 от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти II-OH № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Военного комиссариата <адрес> Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...>.
Согласно актовой записи о рождении Лобарева фио5., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его родителями являются: Лобарёв А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лобарева фио6., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно актовой записи о расторжении брака № <...> от ДД.ММ.ГГГГ брак между родителями Лобарева фио5. Лобаревым фио5 и Лобаревой фио6. расторгнут.
Согласно сведениям акта о смерти № <...> от ДД.ММ.ГГГГ Лобарева фио6 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям отдела ЗАГС администрации Быковского муниципального района Волгоградской области в ходе проведения проверки по электронной базе данных единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, актовых записей о смерти в отношении Лобарева фио5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Лобарёва фио5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не обнаружено.
Согласно сведениям ОМВД России по Быковскому району Волгоградской области Лобарев фио5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проверен по базам данных ГИСМУ, ППО «Территория», картотекам заявлений формы 1-П (действующая и архивная), архивным карточкам адресных листков, поквартирных карточек, в ходе которых адресно-справочная информация в отношении него не обнаружена.
Согласно сведениям ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области сведений о привлечении Лобарева фио5., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к уголовной ответственности, не имеется.
По сведениям ИЦ УМВД России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о привлечении Лобарева (Лобарёва) фио5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к уголовной ответственности, не имеется.
Согласно уведомлениям № КУВИ-001/2024-52616464 и № КУВИ-001/2024-52596980 от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения о правах Лобарева (Лобарёва) фио5., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на объекты недвижимости на территории Российской Федерации.
Согласно сведениям ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ в структурных подразделениях территориальных органов ФССП исполнительные производства в отношении Лобарева фио5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствуют.
По сведениям УФССП по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ исполнительные документы в отношении гражданина Лобарева (Лобарёва) фио5., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не поступали, исполнительные производства не возбуждались.
Согласно сведениям Отделения СФР по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ Лобарев (Лобарёв) фио5., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получателем пенсии в ОСФР по Тверской области не значится.
По информации ОСФР по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Лобарев (Лобарёв) фио5., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получателем пенсий и иных социальных выплат не является.
Сведений об ИНН физического лица Лобарева фио5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеется.
Приняв во внимание, что в розыск Лобарев фио5., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не объявлялся, правоохранительными органами какие-либо розыскные мероприятия по установлению его места нахождения не проводились, его родственники в органы внутренних дел с заявлением о принятии мер к его розыску не обращались, при этом само по себе отсутствие сведений о месте нахождения Лобарева фио5., не свидетельствует о его безвестном исчезновении, суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявления.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, сделанными без нарушения норм материального права.
В силу пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции истребованы и приняты новые доказательства.
Согласно ответу Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве, по учетам отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по г. Москве Лобарев фио5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированным по месту жительства (пребывания) не значится.
В соответствии с ответом ГУ МВД России по Волгоградской области Лобарев фио5., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированным в г. Волгограде и Волгоградской области не значится. Сведения о документировании паспортом гражданина Российской Федерации отсутствуют.
Из ответа Федеральной налоговой службы России следует, что в информационных ресурсах налоговых органов сведения о Лобареве фио5., ДД.ММ.ГГГГ года рождения(ИНН, СНИЛС, адрес регистрации) отсутствуют.
Оценив новые доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания Лобарева фио5 безвестно отсутствующим верными.
Доводы заявителя о том, что непризнание Лобарева фио5 безвестно отсутствующим, повлечет за собой нарушение прав несовершеннолетней на получение единовременной выплаты в полном объеме, в связи с гибелью отца при исполнении воинского долга, отклоняются судебной коллегией.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в», «м»), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-П, от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-П, от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-П, от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-П, от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-П, от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произведен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, их пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации») и такие меры социальной поддержки, как единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», единовременная выплата, установленная Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей».
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих: - единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, размеры которых подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 11 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произведен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются:
1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом;
2) родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;
3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;
4) лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, в течение не менее пяти лет до достижения ими совершеннолетия (далее - фактический воспитатель). При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет фактический воспитатель, достигший возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющийся инвалидом. Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> установлены дополнительные социальные гарантии военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 миллионов рублей в равных долях.
При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом «б» этого пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и частью 11 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц.
С учетом вышеприведенных норм права, единовременная выплата, в связи с гибелью военнослужащего, осуществляется в равных долях между всеми членами семьи военнослужащего.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя пояснила, что Цой фио2., действуя в интересах своей несовершеннолетней дочери, обращалась в военный комиссариат за получением единовременной выплаты, ей было выплачено 50% от причитающейся выплаты, устно было разъяснено на необходимость представления решения суда о признании другого члена семьи безвестно отсутствующим.
Вместе с тем, заявитель Цой фио2., действующая в интересах своей несовершеннолетней дочери не представила суду доказательств того, что она обращалась в соответствующие органы для получения единовременной выплаты, в связи с гибелью военнослужащего и ей было отказано в получении выплаты в полном объеме или ее части, как и не представила доказательств того, что для получения единовременной выплаты в полном объеме, необходимо признание безвестно отсутствующим отца военнослужащего.
Согласно части 3 Порядка назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», утвержденного Приказом ФСО России от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, для принятия решения о назначении единовременной выплаты в кадровый аппарат представляются членами семьи - в случае, указанном в подпункте 1 пункта 1 настоящего Порядка:
а) заявление об осуществлении единовременной выплаты от каждого члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего (либо его законного представителя), имеющего право на ее получение;
б) справка подразделения органов государственной охраны для назначения единовременной выплаты членам семьи;
в) копия свидетельства о смерти военнослужащего;
г) копии документов, удостоверяющих личность каждого заявителя;
д) копии документов, подтверждающих родственные отношения с погибшим (умершим) военнослужащим;
е) копия справки, выданная федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности с детства, - для детей, достигших возраста 18 лет, которые стали инвалидами до достижения этого возраста;
ж) справка образовательной организации, подтверждающая обучение по очной форме обучения, с указанием даты начала обучения - для детей в возрасте от 18 до 23 лет;
з) копия решения органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) - для опекуна (попечителя);
и) копия решения суда о признании лица фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактическим воспитателем) - для фактического воспитателя;
к) заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, приведших к смерти военнослужащего, связанного с исполнением обязанностей военной службы (с формулировкой "военная травма"), - в случае смерти военнослужащего до истечения одного года со дня его увольнения с военной службы, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы.
Представление иных документов указанным порядком не предусмотрено.
В соответствии со статьей 42 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий (статья 277 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из смысла указанных выше правовых норм признание гражданина безвестно отсутствующим направлено, прежде всего, на защиту прав и интересов обратившихся в суд лиц, для которых признание гражданина безвестно отсутствующим должно повлечь возникновение соответствующих прав и обязанностей. Цель, для достижения которой заявителю необходимо признание гражданина безвестно отсутствующим, должна носить правовой характер, т.е. иметь связь с правовыми последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим.
Заявителем не представлено законных оснований для признания лица безвестно отсутствующим, поскольку данный факт не порождает для нее никаких прав и обязанностей, не может повлечь в дальнейшем каких-либо юридических последствий, в том числе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № <...> от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходившим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», которым предусмотрено осуществление единовременной выплаты членам семьи погибшего военнослужащего в равных долях.
Предусмотренная законом единовременная выплата осуществляется в заявительном порядке.
Исходя из обстоятельств дела, несовершеннолетняя Лобарева фио3. является единственным родственником, реализовавшим право на соответствующую единовременную выплату.
Данный факт, в силу статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не повлечет возникновение или изменение прав заявителя, следовательно, не является для нее юридическим. Соответственно, при отсутствии заявления иных лиц, которых закон относит к членам семьи военнослужащего, она имеет право на получение выплаты в полном объеме.
При этом, заявитель не лишена возможности защиты своего права, путем оспаривания решения должностного лица о размере, подлежащей ей единовременной выплаты.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не были бы учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции установлены все значимые по делу обстоятельства, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы, сделанные судом первой инстанции полностью основаны на исследованных доказательствах, то суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Быковского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Цой фио2, действующую в интересах несовершеннолетней Лобаревой фио3 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: