САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. №: 33а-6860/2020 Судья: Гринь О.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург «1» июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Стаховой Т.М. |
судей |
Чуфистова И.В., Шеломановой Л.В. |
при секретаре |
Васюхно Е.М. |
рассмотрела в судебном заседании административное дело № 2а5080/2019 по апелляционной жалобе представителя администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 14 мая 2019 года по административному исковому заявлению Сныткиной Н. В. к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказ в переводе жилого помещения из жилого фонда в нежилой фонд.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя административного истца – адвоката Мелиховой М.А., возражения представителя администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга – Чип М.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сныткина Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать незаконным отказ в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое; обязать издать распоряжение о переводе указанного жилого помещения в нежилое в течение 20 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование требований истец указала, что является собственником вышеуказанной квартиры. Для выполнения перепланировки в квартире с целью последующего перевода жилого помещения в нежилой фонд и использования под магазин промышленных товаров, по заказу Сныткиной Н.В. специалистами ООО «Проект-Ком» разработан проект перепланировки жилого помещения. Решением Администрации района от 15 октября 2018 года № 5/10 согласован проект перепланировки квартиры и определено осуществить работы по перепланировке помещения после перевода помещения в нежилой фонд.
Решением администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 15 марта 2019 года № 3/25-9к отказано в переводе жилого помещения в нежилой фонд на основании п.3 ч.1 ст.24 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК Российской Федерации). И указано на необходимость соблюдения требований ч.2 ст.40 ЖК Российской Федерации.
Административный истец полагает отказ администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в переводе жилого помещения в нежилое незаконным, поскольку согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме получено, проект перепланировки соответствует требованиям законодательства и согласован Администрацией района.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 14 мая 2019 года, с учетом определения Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 14 января 2020 года об исправлении описки, признан незаконным отказ администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в переводе в нежилой фонд жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга обязана перевести указанное жилое помещение в нежилое помещение в течение 20 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 116-120, 141).
В апелляционной жалобе администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, ссылаясь на необходимость расчета прочности и устойчивости строительных конструкций, необходимого для оценки безопасности задания и обустроенного помещения под магазин в процессе его эксплуатации после перепланировки.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Сныткина Н.В. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства не представила, доверила представление своих интересов представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия – адвокату Мелиховой М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 6 статьи 226 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Судебная коллегия, выслушав объяснения явившихся участников процесса, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что проект перепланировки согласован собственниками общего имущества многоквартирного дома, надзорными инстанциями и Администрацией района. Проектируемые изменения не создают угрозы безопасности, вследствие чего пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения административного ответчика.
Выводы суда следует признать правильными.
Вопросы перепланировки помещений регулируются положениями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170.
Согласно указанных Правил, перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (пункт 1.7.1).
Переоборудование жилых помещений может включать: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Как следует из проекта перепланировки жилого помещения под магазин, выполненного ООО «Проект–Ком» по заданию административного истца, для устройства магазина промышленных товаров, проектом предусмотрены следующие объемно-планировочные решения: устройство новых перегородок из ГКЛ согласно проекту; выравнивание стен ц/п раствором с последующей отделкой (при этом в проекте разделены виды работ и понятия стен и перегородок: наружные и внутренние капитальные стены – кирпичные, и перегородки); устройство торгового зала общей площадью 34,5 кв.м.; устройство помещения для отдыха персонала, санузла; заполнение дверных проемов согласно спецификации заполнений. Проектом не предусмотрена замена оконных и наружных дверных заполнений (Л.д.60, 61).
В соответствии с ГОСТ 9574-2018. Межгосударственный стандарт. Панели гипсобетонные для перегородок. Технические условия, введен в действие Приказом Росстандарта от 02 октября 2018 года №692-ст, перегородка -ненесущая стена малой толщины и небольшой массы, обладающая прочностью, звуконепроницаемостью, влагостойкостью, пожароустойчивостью, служащая для разделения здания в пределах этажа на отдельные помещения.
Таким образом, проектом предусмотрены работы, которые не изменяют конструктивные характеристики здания, т.к. не предусматривают работы по обустройству новых проемов в капитальных стенах и не предполагают нарушение целостности несущих конструкций многоквартирного дома, а сводятся к переносу самонесущих внутриквартирных перегородок, служащих для разделения жилого помещения на отдельные помещения, что в соответствии с п.1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170, относится к перепланировке жилого помещения.
Пунктом 2.6.2. Распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22 января 2018 года №39-р «Об утверждении Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по согласованию переустройства и(или) перепланировки помещений в многоквартирном доме в Санкт-Петербурге» установлены требования к составу проекта переустройства и(или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с данными требованиями проект переустройства и(или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (далее - проект) должен содержать следующие разделы:
сведения об исходной и разрешительной документации;
пояснительная записка;
архитектурные решения;
инженерное оборудование;
конструктивные и объемно-планировочные решения (в случае если затрагиваются капитальные стены, перекрытия);
мероприятия по организации производства работ;
технологические решения;
мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
перечень мероприятий по охране окружающий среды.
Проект перепланировки жилого помещения, выполненный ООО «Проект-Ком» и представленный Сытниковой Н.В. в администрацию Фрунзенского района для согласования соответствует требованиям, приведенным в пункте 2.6.2. Распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22 января 2018 года №39-р «Об утверждении Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по согласованию переустройства и(или) перепланировки помещений в многоквартирном доме в Санкт-Петербурге». В связи с этим решением МВК Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 15 октября 2018 года №5/10 согласованы работы по перепланировке жилого помещения. Срок производства строительных работ определен с 15 октября 2018 года по 15 октября 2019 года (Л.д.10-11).
По настоящее время указанное решение МВК района не отменено и не изменено.
Согласно пункту 3.12.5. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года № 1098 (редакция от 29 января 2019 года) «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» и пункту 1.3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19 сентября 2006 года № 1139 «О приведении в соответствие с действующим законодательством правовых актов Правительства Санкт-Петербурга» администрации районов принимают в установленном порядке по согласованию с Жилищным комитетом решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
В соответствии с ч.1 ст.23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Согласно ч.2 ст. 23 ЖК Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 29 мая 2019 года) для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); 6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Согласно частей 1,2 ст.22 ЖК Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. В помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое помещение должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям.
Оспариваемым решением Администрации района № 3/25-9к от 15 марта 2019 года (Л.д.9) отказано в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на основании п.3 ч.1 ст. 24 ЖК Российской Федерации - несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения. А также указано, что в соответствии с ч.2 ст. 40 ЖК Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Между тем, протокол №1 от 26 февраля 2018 года внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> в форме очно-заочного голосования, извещения собственников помещений о проведении внеочередного очно-заочного собрания собственников (Л.д.12-18) содержит решение о согласии всех собственников на перепланировку и переустройство квартиры №..., расположенных в доме <адрес>.
Таким образом, ссылка администрации на несоблюдение требований ч.2 ст. 40 ЖК Российской Федерации безосновательна.
Для изучения и анализа проекта перепланировки на предмет соответствия конструктивны технических решений, принятых в проекте перепланировки помещений квартиры под магазин промышленных товаров, требованиям строительно-технической документации, Правилам и нормам содержания жилищного фонда по условиям прочности и устойчивости конструкций, Сныткина Н.В. обратилась в ООО «Учебно-научный центр «Перспектива».
Из заключения специалиста от 06 мая 2019 года № 15/19 следует, что проектом предусмотрена заделка дверного проема входа/выхода в квартиру со стороны общедомовой лестничной клетки; демонтаж существующих самонесущих внутриквартирных перегородок и устройство новых из гипсокартона по металлическому каркасу, которые не снижают безопасность при дальнейшей эксплуатации здания, не изменяют конструктивные характеристики указанного типа здания, не создают угрозу обрушения, соответствуют требованиям строительно-технической документации и Постановлению Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Как указал специалист, в результате реализации всего комплекса конструктивных решений по перепланировки квартиры изменится только внутренняя конфигурация помещений квартиры (Л.д.99-111).
Пунктами 1.7.2. и 1.7.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170, установлен запрет на переоборудование и перепланировку жилых домов и квартир (комнат), ведущих к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Принимая во внимание, что проектом перепланировки жилого помещения не предусмотрены никакие работы с несущими конструкциями здания, инженерными системами, фасадом здания, то ссылки администрации района на необходимость соблюдения ст. 7 и ч.3 ст. 16 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент и безопасности зданий и сооружений», а также на отказ в переводе жилого помещения в нежилой фонд по причине отсутствия в проекте перепланировки жилого помещения расчета прочности и устойчивости конструкции и основания здания, безосновательны. Следовательно, решение администрации района № 3/25-9к от 15 марта 2019 года является незаконным.
Доводы о несостоятельности решения суда, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют возражения представителя администрации, представленные суду первой инстанции в письменной форме, не содержат новых обстоятельств и не могут служить основанием к отмене правильного решения.
Руководствуясь п.1 ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 14 мая 2019 года оставит без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: