Дело № 33-10824/2022
91RS0004-01-2022-000235-10
Судья Ксендз И.С.
Судья-докладчик Сокол В.С.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 декабря 2022 г. г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе председательствующего судьи Сокола В.С., судей Пономаренко А.В., Романовой Л.В., при секретаре Мусийчук В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скрябина Николая Леонидовича к Администрации г. Алушты Республики Крым, третье лицо - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе Администрации г. Алушты на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 16 мая 2022 г.,
У С Т А Н О В И Л А:
26.01.2022 г. истец поданным иском просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату № 25, общей жилой площадью 18,7 кв.м, по адресу: <адрес>
Требования мотивированы тем, что в 2014 г. как работнику ГП «Таврида» предоставлена комната в общежитии по указанному адресу, с указанного времени и по настоящее время проживает в данном жилом помещении. 25.06.2018 г. заключен договор социального найма жилого помещения. Письмом от 11.01.2022 г. отказано в заключении договора о безвозмездной передаче жилого помещения.
Обжалуемым решением суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Алушты Юшкова С.А., ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение суда об отказе в удовлетворении иска.
Указывает, что спорное помещение является нежилым зданием – общежитием, нежилое помещение не может быть передано в собственность гражданина в порядке приватизации.
В письменных возражениях представитель Скрябина Н.Л. – Рыбалко А.В. против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В письменном ходатайстве представитель Администрации г. Алушты Республики Крым просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Государственного Совета Республики Крым от 20 марта 2015 г. № 551-1/15 общежитие в <адрес> передано в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
В соответствие с Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 4 апреля 2015 г. № 326-р «О передаче общежитий» все жилые и нежилые помещения, расположенные в здании общежития по адресу: <адрес> (за исключением помещений, принадлежащих на праве частной собственности третьим лицам) подлежат передаче из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
Передаточным актом от 23 июля 2015 г. № 72 на основании вышеуказанных Постановления Государственного Совета Республики Крым №551-1/15 и Распоряжения Совета Министров № 326-р общежитие, за исключением помещений, принадлежащих на праве частной собственности третьим лицам по <адрес> передано в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Алушта (л.д. 26, 27, 39).
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 24 ноября 2017 г., вступившим в законную силу 26 декабря 2017 г., за Скрябиным Николаем Леонидовичем признано право пользования жилым помещением – комнатой <адрес> по договору социального найма.
25 июня 2018 г. между Администрацией г. Алушта Республики Крым и Скрябиным Николаем Леонидовичем заключён договор социального найма жилого помещения № 437, согласно которому Нанимателю Скрябину Н.Л. в бессрочное владение и пользование для проживания передано изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес> кв. 25 (л.д. 8-9).
Согласно сообщению Алуштинского городского отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 11 марта 2022 г., сведения о постановке на кадастровый учет квартиры № расположенной по адресу: <адрес> отсутствуют (л.д. 21-22).
Из паспорта гражданина Российской Федерации на имя Скрябина Н.Л. усматривается, что с 02 августа 2018 г. Скрябин Николай Леонидович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 7).
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии 06 декабря 2022 г. сообщено об отсутствии в ЕГРН сведений о правах Скрябина Николая Леонидовича, 21.02.1958 года рождения, на объекты недвижимости за период с 01.01.1991 г. по 06.12.2022 г. (л.д. 77).
Согласно ответу администрации г. Алушты Республики Крым от 14 декабря 2022 г., распоряжения органа приватизации в отношении Скрябина Н.Л. не принимались. Скрябин Н.Л. не состоит в администрации на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилья по договорам социального найма. Информация относительно обращения Скрябина Н.Л. по вопросу приобретения стандартного жилья, а также принятия решения об исключении его из реестра в связи с приобретением жилья, отсутствует. Также указано, что на заявление Скрябина Н.Л. от 15.12.2021 г. о заключении договора о безвозмездной передаче занимаемого жилого помещения был дан ответ от 11.01.2022 г.
Ответом от 11 января 2022 г. администрацией г. Алушты Республики Крым Скрябину Н.Л. отказано в передаче спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, поскольку здание передано в муниципальную собственность городской округ Алушта как общежитие, числится нежилым (л.д. 10).
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 1541-1) под приватизацией понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.В соответствии со статьей 2 Закона № 1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 6 Закона № 1541-1 определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и статьи 1, 2 указанного закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
По смыслу приведенных выше норм права, а также статьи 4 Закона № 1541-1, которой определен исчерпывающий перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
Положениями статьи 4 Закона № 1541-1 предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу статьи 11 Закона о приватизации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», суд первой инстанции исходил из того, что истец, занимая помещение на условиях социального найма, относящееся к муниципальному жилищному фонду, зарегистрирован по спорному адресу, несут бремя его содержания, приобрел право на бесплатную передачу его в собственность в порядке приватизации.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными и с данными выводами соглашается.
Судебная коллегия также отмечает, что указанное жилое помещение предоставленное Скрябину Н.Л на условиях договора социального найма, является для него единственным, другого жилья он не имеет, постоянно зарегистрирован в данном жилом помещении. При этом, ранее истцом право на приватизацию не реализовано, а спорное жилое помещение не относится к числу помещений, не подлежащих приватизации, в том числе специализированному жилищному фонду муниципального образования.
Основания, по которым истец утратил право пользования данным помещением по договору социального найма и реализации дальнейшего права на приватизацию спорного жилого помещения, ответчиком не приведены.
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставленное истцу помещение - комната № по адресу: <адрес> имеет статус нежилого здания - общежитие, в связи с чем, данный объект недвижимости в силу закона не подлежит приватизации, является несостоятельным и подлежит отклонению исходя из следующего.
Как указывалось выше, 25 июня 2018 г. между администрацией г. Алушты Республики Крым и Скрябиным Н.Л. заключён договор социального найма жилого помещения №437, согласно которому Нанимателю Скрябину Н.Л. в бессрочное владение и пользование для проживания передано изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 8-9).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что по договору социального найма администрацией г. Алушты Республики Крым истцу для проживания была предоставлена жилая комната № расположенная по адресу: <адрес> следовательно, данное помещение отвечает признакам жилого, относится к жилому фонду органа местного самоуправления.
Исходя из того, что предоставленное истцу для проживания помещение является жилыми, а потому в силу Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» оснований для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований не имелось.
Ответчиком в материалы дела не представлены доказательства того, что спорное помещение не обладает признаками жилого, относится к нежилому фонду, либо относится к аварийному жилью.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 16 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Алушты Республики Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путем подачи в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобы в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 19 декабря 2022 г.