Дело №...
РЕШЕНИЕ
15 января 2019 г. ...
Судья Сегежского городского суда Республики Карелия Ронгонен М.А., при секретаре Медведевой О.Г., рассмотрев жалобу АО «ТНС энерго Карелия» на определение участкового уполномоченного полиции Отдела МВД России по ... Юденкова М.Д. от 30.11.2018 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.19 КоАП РФ, в отношении Селезнева Н.Н.
установил:
Определением участкового уполномоченного полиции Отдела МВД России по ... Юденкова М.Д. от 30.11.2018 по заявлению АО «ТНС энерго Карелия» отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.19 КоАП РФ, в отношении Селезнева Н.Н.
АО «ТНС энерго Карелия» с определением не согласно, обратилось в суд с жалобой, в которой просит его отменить, полагая, что срок давности привлечения Селезнева Н.Н. к административной ответственности не истек, поскольку должен исчисляться с даты обнаружения правонарушения, то есть с 19.10.2018.
В судебном заседании представитель АО «ТНС энерго Карелия» Золотаревич А.Н. доводы жалобы поддержала.
Должностное лицо УУП ОМВД России по ... Юденков М.Д. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании полагал, что срок привлечения к административной ответственности по данному делу следует исчислять с момента несанкционированного подключения, которое произведено в 2017 году, через два дня после отключения электроэнергии. Правонарушение не является длящимся, состав формальный, следовательно, срок привлечения к административной ответственности истек. Правонарушение относится к правонарушениям в области охраны собственности, а не в области электроэнергетики. Просил учесть, что аналогичной позиции придерживаются суды, например, в решении от 15.01.2016 № 5/1-10/2016, 5/1-10/79/15.
Селезнев Н.Н. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, полагал обжалуемое определение законным и обоснованным.
Заслушав явившееся лицо, исследовав доводы жалобы, проверив представленные материалы дела, заслушав явившихся лиц, считаю, что определение следует отменить, направив материал на новое рассмотрение.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.ч. 1 и 1.1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пункте 1 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Право заинтересованного лица на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении закреплено в части 4 ст. 30.1 КоАП РФ. Согласно названной норме закона, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении имеют лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (статья 25.1), потерпевший (статья 25.2), а также иные участники, к числу которых отнесены законные представители физического лица (статья 25.3), законные представители юридического лица (статья 25.4), защитник и представитель (статья 25.5).
Статьей 7.19 КоАП РФ предусмотрено, что самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из представленного материала следует, что 31.10.2018 в адрес ВРИО начальника ОМВД России по ... Заборина А.В. от АО «ТНС энерго Карелия» в лице и.о. руководителя ... представительства поступило заявление о привлечении к административной ответственности по статье 7.19 КоАП РФ Селезнева Н.Н., поскольку 18.10.2018 по адресу ... выявлено самовольное подключение энергопринимающих устройств к электрическим сетям/самовольное использование электрической энергии.
В ходе проведенной по данному заявлению проверки УУП ОМВД России по ... Юденковым М.Д. установлено, что Селезнев Н.Н., согласно данным им пояснениям, является собственником квартиры № №... дома № №... в п. .... Ему было известно, что электрическая энергия в его квартире отключена в апреле 2017 г., после чего он, спустя два дня, самостоятельно подключился к электрическим сетям и пользовался электроэнергией до октября 2018 г., пока не переехал семьей в другую квартиру. Таким образом, проведенной проверкой было установлено, что Селезнев Н.Н. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.19 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения заявления участковым уполномоченным полиции Отдела МВД России по ... Юденковым М.Д. вынесено определение от 30.11.2018 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (истечение сроков давности привлечения к административной ответственности).
При этом должностное лицо полагает, что административное правонарушение Селезнев Н.Н. совершил в апреле 2017 г. Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что приостановление предоставления коммунальной услуги «энергоснабжение» было произведено 17.05.2017 путем отключения отходящего провода на квартиру (акт от 17.05.2017). 18.10.2018 в ходе внеплановой проверки специалистами АО «ТНС энерго Карелия» выявлено несанкционированное подключение после введенного ранее ограничения (17.05.2017) путем подключения вводного провода к ИПУ. По итогам проверки проведено отключение, составлен акт от 18.10.2018.
Понятие безучетного потребления приведено в абз. 10 п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - Основные положения), согласно которому безучетное потребление - это потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Основные положения приняты во исполнение Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Порядок введения ограничения электроэнергии в отношении физических лиц регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Как следует из ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства об электроэнергетике не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 7.19 КоАП РФ составляет 1 год.
Правонарушение, предусмотренное ст. 7.19 КоАП РФ, вопреки позиции должностного лица, относится к категории длящихся правонарушений, поскольку предусматривает не только самовольное подключение, но и самовольное использование электроэнергии.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности при длящемся административном правонарушении должен исчисляться в силу п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ со дня обнаружения административного правонарушения, то есть с 18.10.2018, когда нарушение было выявлено и зафиксировано.
Исходя из анализа материалов административного дела, полагаю, что должностное лицо административного органа при исследовании и рассмотрении материалов вышеуказанного дела допустило существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а именно неверно исчислило срок давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судьей, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу не истек, обжалуемое определение подлежит отмене, а материал – возврату на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
определение участкового уполномоченного полиции отдела МВД России по ... Юденкова М.Д. от 30.11.2018 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.19 КоАП РФ, в отношении Селезнева Н.Н. отменить.
Возвратить административный материал по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.19 КоАП РФ, в отношении Селезнева Н.Н. на новое рассмотрение в отдел МВД России по ....
Судья М.А. Ронгонен