Решение по делу № 2-303/2023 от 13.10.2023

Дело № 2-303/2023 УИД 22RS0054-01-2023-000371-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Староалейское                             23 ноября 2023 года

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Костырченко Т.А.

при секретаре Раченковой О.В.,

с участием помощника прокурора Третьяковского района Алтайского края Никитиной Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Третьяковского района Алтайского края в интересах Медведева В.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, Клиентской службе Социального Фонда России в Третьяковском районе Алтайского края о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Прокурор Третьяковского района Алтайского края обратился в суд в интересах Медведева В.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю), Клиентской службе Социального Фонда России в Третьяковском районе Алтайского края о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, указывая в иске, что по обращению Медведева В.А. прокуратурой Третьяковского района проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства при обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации. Установлено, что Медведев В.А. является инвалидом первой группы (инвалидность установлено бессрочно). Индивидуальной программой реабилитации инвалида № .21.22/2023 от ДД.ММ.ГГГГ Медведеву В.А. рекомендованы технические средства реабилитации: ортопедические брюки, кресло-стул с санитарным оснащением на колесах, кресло-коляска с ручным приводом комнатная, кресло-коляска с ручным приводом прогулочная, поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные), поручни (перила) для самоподнимания угловые, которыми он до настоящего времени не обеспечен.

ДД.ММ.ГГГГ Медведев В.А. обратился с заявлением о выдаче ему технических средств реабилитации - ортопедические брюки, кресло-стул с санитарным оснащением на колесах, кресло-коляска с ручным приводом комнатная, кресло-коляска с ручным приводом прогулочная, поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные), поручни (перила) для самоподнимания угловые.

Вместе с тем, Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ранее Государственным учреждением — Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации) не предприняты необходимые меры для размещения извещения о проведении закупки и заключения контракта на поставку индивидуальных средств реабилитации, жизненно требуемых Медведеву В.А., что повлекло длительное бездействие по обеспечению гарантированных законом и государством технических средств реабилитации инвалида.

В результате противоправного бездействия должностных лиц СФР Медведеву В.А. причинен моральный вред. Факт нравственных страданий Медведева В.А. подтверждается характером его заболевания, наличием ограничений способности к самообслуживанию и передвижению, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, а также причиненным физическим дискомфортом. У заявителя отсутствует возможность самостоятельного приобретения необходимого технического средства реабилитации, в связи с тем, что выплата денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации значительно ниже их рыночной стоимости. В связи с несвоевременным предоставлением необходимого количества технических средств реабилитации у заявителя ограничивается ведение комфортного уровня жизни. Кроме того, выбор вида обеспечения техническим средством реабилитации, а именно предоставление необходимых изделий СФР, выплата за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, оформление электронного сертификата является правом инвалида.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, ст. 39 Конституции РФ, ст. 1, 2 10, 11, 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункты 3,4,5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», ст. 151, 1099 ГК РФ прокурор просил признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по обеспечению Медведева В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации – ортопедические брюки, кресло-стул с санитарным оснащением на колесах, кресло-коляска с ручным приводом комнатная, кресло-коляска с ручным приводом прогулочная, поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные), поручни (перила) для самоподнимания угловые; возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обязанность предоставить Медведеву В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения технические средства реабилитации - ортопедические брюки, кресло-стул с санитарным оснащением на колесах, кресло-коляска с ручным приводом комнатная, кресло-коляска с ручным приводом прогулочная, поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные), поручни (перила) для самоподнимания угловые; взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу Медведева В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей. Решение суда в соответствии со ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании помощник прокурора Никитина Т.А. исковые требования уточнила, от требования об обращения решения суда к немедленному исполнения отказалась, в остальной части на удовлетворении требований настаивала по доводам, изложенным в иске.

Истец Медведев В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.

Представитель ответчика Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, в отзыве исковые требования прокурора не признал.

Представитель ответчика Клиентской службы Социального Фонда России в Третьяковском районе Алтайского края в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав помощника прокурора Третьяковского района Никитину Т.А., приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Техническими средствами реабилитации инвалидов являются протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты), специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила № 240).

Согласно пунктам 2, 3 Правил № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации), путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В соответствии с пунктом 4 Правил № 240 установлено, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

Пунктом 5 Правил № 240 предусмотрен срок рассмотрения заявления, а также и срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием), согласно которого при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Согласно пункта 5(1) Правил № 240 предусмотрено, что снятие инвалида (ветерана) с учета по обеспечению техническим средством (изделием) осуществляется уполномоченным органом в случае, если:

а) инвалид (ветеран) обеспечен техническим средством (изделием) организацией, в которую выдано направление;

б) уполномоченным органом осуществлена компенсация, указанная в пункте 15(1) настоящих Правил;

в) инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, отказались от обеспечения техническим средством (изделием), рекомендованным программой реабилитации (заключением);

г) инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, не обратились в организацию, в которую выдано направление, в течение срока действия направления. При этом инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, вправе подать заявление с документами, а также с заключением (при подаче заявления ветераном либо лицом, представляющим его интересы), указанными в пункте 4 настоящих Правил, для получения нового направления;

д) в уполномоченный орган поступили сведения о государственной регистрации смерти инвалида (ветерана), содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния;

е) инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, приобрели (оплатили) техническое средство (изделие) и услугу по ремонту технического средства (изделия) с использованием электронного сертификата;

ж) инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, не использовали электронный сертификат в течение срока его действия. При этом инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, вправе повторно подать заявление, документы и сведения, указанные в пункте 15(2) настоящих Правил, для формирования нового электронного сертификата.

Судом установлено, что Медведев В.А. имеет 1 группу инвалидности (срок очередного переосвидетельствования ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается справкой МСЭ-2022 от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида выданной ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>», Медведев В.А. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: ортопедические брюки, кресло-стул с санитарным оснащением на колесах, кресло-коляска с ручным приводом комнатная, кресло-коляска с ручным приводом прогулочная, поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные), поручни (перила) для самоподнимания угловые.

ДД.ММ.ГГГГ Медведев В.А. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации - ортопедические брюки, кресло-стул с санитарным оснащением на колесах, кресло-коляска с ручным приводом комнатная, кресло-коляска с ручным приводом прогулочная, поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные), поручни (перила) для самоподнимания угловые.

Однако в установленный срок и до настоящего времени Медведев В.А. необходимыми техническими средствами реабилитации не обеспечен.

В результате Медведев В.А. был лишен мер социальной защиты в виде обеспечения необходимыми техническими средствами реабилитации, которыми он должен пользоваться на основании индивидуальных программ реабилитации инвалида в соответствии с решением МСЭ.

При этом суд полагает, что реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации, а иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.

С учетом изложенного, суд признает незаконным бездействие ответчика ОСФР по Алтайскому краю по необеспечению Медведева В.А. техническими средствами реабилитации, восстановление нарушенных прав истца должно быть осуществлено путем предоставления технических средств реабилитации в натуре, в связи с чем, требование о возложении на ОСФР по Алтайскому краю обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, такими как: ортопедические брюки, кресло-стул с санитарным оснащением на колесах, кресло-коляска с ручным приводом комнатная, кресло-коляска с ручным приводом прогулочная, поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные), поручни (перила) для самоподнимания угловые, подлежит удовлетворению.

Согласно п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Учитывая, что Медведев В.А. не был своевременно обеспечен ОСФР по Алтайскому краю техническим средством реабилитации, а также, что предусмотренная законом процедура предоставления инвалидам технических средств реабилитации направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, суд приходит к выводу о том, что на ОСФР по Алтайскому краю лежит обязанность по компенсации Медведеву В.А. морального вреда.

    Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает характер и объем причиненных нравственных страданий Медведева В.А., его индивидуальные особенности, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, принцип разумности и справедливости, и определяет размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, в сумме 5 000 руб.

Клиентская служба Социального Фонда России в Третьяковском районе Алтайского края в соответствии с постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31 мая 2004 года № 62п «Об организации работы по созданию и развитию клиентских служб в территориальных органах ПФР» является структурным подразделением территориального органа ПФР (в данном случае Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю), обеспечивающего ежедневное обслуживание населения по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, требования к данному ответчику не заявлены.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Уточненные исковые требования прокурора Третьяковского района Алтайского края в интересах Медведева В.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН 2225008796) по обеспечению Медведева В.А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт ) техническими средствами реабилитации – ортопедическими брюками, кресло-стулом с санитарным оснащением на колесах, кресло-коляской с ручным приводом комнатной, кресло-коляской с ручным приводом прогулочной, поручнем (перила) для самоподнимания прямыми (линейные), поручнями (перила) для самоподнимания угловыми.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН 2225008796) обязанность предоставить Медведеву Владимиру Анатольевичу (21.05.1971 года рождения, паспорт ) технические средства реабилитации - ортопедические брюки, кресло-стул с санитарным оснащением на колесах, кресло-коляску с ручным приводом комнатную, кресло-коляску с ручным приводом прогулочную, поручнями (перила) для самоподнимания прямыми (линейные), поручнями (перила) для самоподнимания угловыми.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН 2225008796) в пользу Медведева В.А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт ) компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                     Т.А. Костырченко

Мотивированное решение изготовлено 30.11.2023

Судья                                     Т.А. Костырченко

2-303/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Медведев Владимир Анатольевич
И.о. прокурора Третьяковского района Инютин Д.М.
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю
Клиентская служба Социального Фонда России в Третьяковском районе Алтайского края
Суд
Третьяковский районный суд Алтайского края
Судья
Костырченко Т.А.
Дело на странице суда
tretiakovsky.alt.sudrf.ru
13.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2023Передача материалов судье
18.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее