Решение по делу № 2-10/2023 (2-274/2022;) от 10.11.2022

Дело №2-10, 2023 г.

РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации.

26 января 2023 года пос.Вожега

Вожегодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Спицова Н.В.,

с участием заместителя прокурора Вожегодского района Вологодской области Коненковой С.В.,

при секретаре Демченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Вожегодского района Вологодской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Вожегодского муниципального округа Вологодской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности,

установил:

и.о. прокурора Вожегодского района, обратившись в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц, просила обязать администрацию сельского поселения Тигинское Вожегодского муниципального района в срок до 01 марта 2023 года устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

- обустроить исправные подъезды к источникам наружного противопожарного водоснабжения (подъезд к р.Вожега, ПВ №2, а также вблизи Дома культуры, ПВ №1), расположенных в дер.Гридино Тигинского сельского поселения Вожегодского района, для установки пожарных автомобилей, с площадкой с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12;

- произвести ремонт пожарного резервуара, расположенного вблизи Дома культуры в дер.Гридино (ПВ №1);

- оборудовать в дер.Гридино (вблизи домов №28,29,75,76,84 (северо-западная часть), вблизи домов №№3,7,8,9,10,14 (южная часть), в дер.Коневка (вблизи домов №№20,21,23,24,26 (южная часть), в дер.Савинская (вблизи домов №№1,2,3,42,44,62) (северо-западная часть), источники наружного противопожарного водоснабжения.

В обоснование иска указано, что в соответствии с п.9 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.

Согласно ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон №69-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Проведенной проверкой установлено, что на территории сельского поселения Тигинское имеются следующие нарушения требований действующего законодательства о пожарной безопасности: на пожарных водоёмах в дер.Гридино не устроены исправные подъезды для установки пожарных автомобилей, с площадкой с твёрдым покрытием размерами 12х12 метров; пожарный резервуар, расположенный вблизи Дома культуры в дер.Гридино, неисправен, имеет протечки, в связи с чем не может быть использован по назначению; в нарушение требований пунктов 4.1, 4.2, 10.2 Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утверждённого приказом МЧС России от 30 марта 2020 года №225 (далее – СП 8.13130) в дер.Гридино вблизи домов №№28,29,75,76,84 (северо-западная часть), вблизи домов №№3,7,8,9,10,14 (южная часть), в дер.Коневка вблизи домов №№20,21,23,24,26 (южная часть), в дер.Савинская вблизи домов №№1,2,3,42,44,62 (северо-западная часть), не созданы источники наружного противопожарного водоснабжения.

В соответствии со ст.1 Закона Вологодской области от 06 мая 2022 года №5125-ОЗ «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Вожегодского муниципального района Вологодской области, путём их объединения, наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа и установлении границ Вожегодского муниципального округа Вологодской области» (далее – Закон №5125-ОЗ) все входящие в состав Вожегодского муниципального района Вологодской области поселения, в том числе сельское поселение Тигинское, преобразованы путём объединения в Вожегодский муниципальный округ Вологодской области.

Согласно пунктам 2,3,4 ст.1 Закона №5125-ОЗ вновь образованное муниципальное образование наделено статусом муниципального округа, а Вожегодский муниципальный район и входящие в его состав поселения утрачивают статус муниципального образования со дня создания Вожегодского муниципального округа. Вожегодский муниципальный округ является правопреемником Вожегодского муниципального района и муниципальных образований, преобразованных в соответствии с ч.1 настоящей статьи.

В соответствии с Перечнем, утверждённым Законом №5125-ОЗ, дер.Гридино, дер.Коневка и дер.Савинская входят в состав территории Вожегодского муниципального округа.

Решением Представительного Собрания Вожегодского муниципального округа Вологодской области от 21 сентября 2022 года №5 «О вопросах правопреемства органов местного самоуправления» администрация Вожегодского муниципального округа Вологодской области определена правопреемником администрации сельского поселения Тигинское в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Вологодской области, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

С учётом этого протокольным определением суда от 12 декабря 2022 года в качестве надлежащего ответчика по настоящему делу привлечена администрация Вожегодского муниципального округа Вологодской области.

В судебном заседании заместитель прокурора Вожегодского района Коненкова С.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, уточнив их в части срока устранения выявленных нарушений законодательства о противопожарной безопасности, просила обязать администрацию Вожегодского муниципального округа:

- в срок до 01 октября 2023 года обустроить исправные подъезды к источникам наружного противопожарного водоснабжения (подъезд к р.Вожега, ПВ №2 и вблизи Дома культуры, ПВ №1), расположенным в дер.Гридино; произвести ремонт пожарного резервуара, расположенного вблизи Дома культуры в дер.Гридино (ПВ №1), и оборудовать источник наружного противопожарного водоснабжения в дер.Гридино, вблизи домов №№28,29,75,76,84 (северо-западная часть);

- в срок до 01 октября 2024 года оборудовать источники наружного противопожарного водоснабжения в дер.Гридино, вблизи домов №№3,7,8,9,10,14 (южная часть), в дер.Коневка, вблизи домов №№20,21,23,24,26 (южная часть), и в дер.Савинская, вблизи домов №№ 1,2,3,42,44,62.

Представитель администрации Вожегодского муниципального округа Вологодской области по доверенности Романова А.Н. в судебном заседании уточнённые исковые требования признала.

Заслушав участвующих в деле лиц, допросив специалиста Полицинского А.С. и исследовав материалы дела, суд находит признание иска ответчиком подлежащим принятию как не противоречащее закону и не нарушающее права и законные интересы третьих лиц.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Кроме того, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.10 ст.16 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

В соответствии со ст.1 Закона №69-ФЗ пожарная безопасность определена как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обязательные требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности, а нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Согласно ст.19 Закона №69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В соответствии с п.1 и п.2 ч.1 ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. от 14 июля 2022 года, далее – Технический регламент) первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно ст.62 Технического регламента здания и сооружения, а также территории организаций и населённых пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожара. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоёмов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчётные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учётом продолжительности тушения пожаров.

В соответствии с Инструкцией о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утверждённой Приказом МЧС РФ от 16 марта 2007 года №140, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Приказом МЧС РФ от 30 марта 2020 года №225 утверждён Свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования противопожарной безопасности» (далее – СП 8.13130).

Согласно п.3.11 СП 8.13130 пожарный резервуар: инженерное сооружение емкостного типа с необходимым запасом воды для тушения пожаров и обустроенное для её забора пожарными автомобилями (мотопомпами).

В соответствии с п.4.1 и п.4.2 СП 8.13130 в населённых пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения. Для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоёмы.

Согласно п.10.2 и п.10.10 СП 8.13130 объём пожарных резервуаров и водоёмов надлежит определять исходя из расчётного расхода воды на наружное пожаротушение и продолжительность тушения пожара.

К пожарным резервуарам, водоёмам приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12х12 метров.

Из примечания к п.10.2 СП 8.13130 следует, что объём открытых водоёмов необходимо рассчитывать с учётом возможного испарения воды и образования льда. Превышение кромки открытого водоёма над наивысшим уровнем воды в нём должно быть не менее 0,5 м.

Из материалов дела, в том числе из материалов проверки, проведённой в период с 27 по 28 июля 2022 года заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Харовскому и Вожегодскому района управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Вологодской области Полицинским А.С. совместно с помощником прокурора Вожегодского района Малышевым А.С., и из показаний Полицинского А.С. следует, что в дер.Гридино имеются источники наружного пожарного водоснабжения: ПВ №2 – подъезд к р,Вожега и ПВ №1 – вблизи Дома культуры.

В нарушение требований указанного выше законодательства на этих пожарных водоёмах не устроены исправные подъезды для установки пожарных автомобилей с площадкой с твёрдым покрытием размерами 12х12 метров.

Пожарный резервуар, расположенный вблизи Дома культуры в дер.Гридино (ПВ №1) неисправен, имеет протечки, в связи с чем не может быть использован по назначению.

Кроме того, не созданы источники наружного противопожарного водоснабжения: в дер.Гридино, вблизи домов №№28,29,75,76,84 (северо-западная часть), вблизи домов №№3,7,8,9,10,14 (южная часть), в дер.Конёвка, вблизи домов №№ 20,21,23,24,26 (южная часть), и в дер.Савинская, вблизи домов №№ 1,2,3,42,44,62.

Указанные нарушения требований пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, согласованной работе противопожарных служб во время пожара, своевременной эвакуации и спасению людей во время пожара, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного числа лиц, могут повлечь массовую гибель людей при пожаре.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

обязать администрацию Вожегодского муниципального округа Вологодской области устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

- в срок до 01 октября 2023 года обустроить исправные подъезды к источникам наружного противопожарного водоснабжения, расположенным в дер.Гридино Вожегодского муниципального округа Вологодской области, а именно: подъезд к р.Вожега, ПВ №2; подъезд к источнику наружного противопожарного водоснабжения, расположенному вблизи Дома культуры, ПВ №1, для установки пожарных автомобилей, с площадкой с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 метров;

- в срок до 01 октября 2023 года произвести ремонт пожарного резервуара, расположенного вблизи Дома культуры в дер.Гридино Вожегодского муниципального округа Вологодской области (ПВ №1);

- в срок до 01 октября 2023 года оборудовать в дер.Гридино Вожегодского муниципального округа Вологодской области, вблизи домов №№28,29,75,76,84 (северо-западная часть), источник наружного противопожарного водоснабжения;

- в срок до 01 октября 2024 года оборудовать в дер.Гридино Вожегодского муниципального округа Вологодской области, вблизи домов №№3,7,8,9,10,14 (южная часть), в дер.Коневка Вожегодского муниципального округа Вологодской области, вблизи домов №№20,21,23,24,26 (южная часть), и в дер.Савинская Вожегодского муниципального округа Вологодской области, вблизи домов №№1,2,3,42,44,62 (северо-западная часть), источники наружного противопожарного водоснабжения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Вожегодский районный суд Вологодской области.

Председательствующий судья, Спицов Н.В.

2-10/2023 (2-274/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Вожегодского района
Ответчики
Администрация сельского поселения Тигинское
Администрация Вожегодского муниципального округа
Суд
Вожегодский районный суд Вологодской области
Судья
Спицов Н.В.
Дело на сайте суда
vozhegodsky.vld.sudrf.ru
10.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2022Передача материалов судье
11.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2022Судебное заседание
15.12.2022Судебное заседание
26.01.2023Судебное заседание
26.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее