Дело №2-10, 2023 г.
РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации.
26 января 2023 года пос.Вожега
Вожегодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Спицова Н.В.,
с участием заместителя прокурора Вожегодского района Вологодской области Коненковой С.В.,
при секретаре Демченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Вожегодского района Вологодской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Вожегодского муниципального округа Вологодской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности,
установил:
и.о. прокурора Вожегодского района, обратившись в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц, просила обязать администрацию сельского поселения Тигинское Вожегодского муниципального района в срок до 01 марта 2023 года устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- обустроить исправные подъезды к источникам наружного противопожарного водоснабжения (подъезд к р.Вожега, ПВ №2, а также вблизи Дома культуры, ПВ №1), расположенных в дер.Гридино Тигинского сельского поселения Вожегодского района, для установки пожарных автомобилей, с площадкой с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12;
- произвести ремонт пожарного резервуара, расположенного вблизи Дома культуры в дер.Гридино (ПВ №1);
- оборудовать в дер.Гридино (вблизи домов №28,29,75,76,84 (северо-западная часть), вблизи домов №№3,7,8,9,10,14 (южная часть), в дер.Коневка (вблизи домов №№20,21,23,24,26 (южная часть), в дер.Савинская (вблизи домов №№1,2,3,42,44,62) (северо-западная часть), источники наружного противопожарного водоснабжения.
В обоснование иска указано, что в соответствии с п.9 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
Согласно ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон №69-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Проведенной проверкой установлено, что на территории сельского поселения Тигинское имеются следующие нарушения требований действующего законодательства о пожарной безопасности: на пожарных водоёмах в дер.Гридино не устроены исправные подъезды для установки пожарных автомобилей, с площадкой с твёрдым покрытием размерами 12х12 метров; пожарный резервуар, расположенный вблизи Дома культуры в дер.Гридино, неисправен, имеет протечки, в связи с чем не может быть использован по назначению; в нарушение требований пунктов 4.1, 4.2, 10.2 Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утверждённого приказом МЧС России от 30 марта 2020 года №225 (далее – СП 8.13130) в дер.Гридино вблизи домов №№28,29,75,76,84 (северо-западная часть), вблизи домов №№3,7,8,9,10,14 (южная часть), в дер.Коневка вблизи домов №№20,21,23,24,26 (южная часть), в дер.Савинская вблизи домов №№1,2,3,42,44,62 (северо-западная часть), не созданы источники наружного противопожарного водоснабжения.
В соответствии со ст.1 Закона Вологодской области от 06 мая 2022 года №5125-ОЗ «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Вожегодского муниципального района Вологодской области, путём их объединения, наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа и установлении границ Вожегодского муниципального округа Вологодской области» (далее – Закон №5125-ОЗ) все входящие в состав Вожегодского муниципального района Вологодской области поселения, в том числе сельское поселение Тигинское, преобразованы путём объединения в Вожегодский муниципальный округ Вологодской области.
Согласно пунктам 2,3,4 ст.1 Закона №5125-ОЗ вновь образованное муниципальное образование наделено статусом муниципального округа, а Вожегодский муниципальный район и входящие в его состав поселения утрачивают статус муниципального образования со дня создания Вожегодского муниципального округа. Вожегодский муниципальный округ является правопреемником Вожегодского муниципального района и муниципальных образований, преобразованных в соответствии с ч.1 настоящей статьи.
В соответствии с Перечнем, утверждённым Законом №5125-ОЗ, дер.Гридино, дер.Коневка и дер.Савинская входят в состав территории Вожегодского муниципального округа.
Решением Представительного Собрания Вожегодского муниципального округа Вологодской области от 21 сентября 2022 года №5 «О вопросах правопреемства органов местного самоуправления» администрация Вожегодского муниципального округа Вологодской области определена правопреемником администрации сельского поселения Тигинское в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Вологодской области, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
С учётом этого протокольным определением суда от 12 декабря 2022 года в качестве надлежащего ответчика по настоящему делу привлечена администрация Вожегодского муниципального округа Вологодской области.
В судебном заседании заместитель прокурора Вожегодского района Коненкова С.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, уточнив их в части срока устранения выявленных нарушений законодательства о противопожарной безопасности, просила обязать администрацию Вожегодского муниципального округа:
- в срок до 01 октября 2023 года обустроить исправные подъезды к источникам наружного противопожарного водоснабжения (подъезд к р.Вожега, ПВ №2 и вблизи Дома культуры, ПВ №1), расположенным в дер.Гридино; произвести ремонт пожарного резервуара, расположенного вблизи Дома культуры в дер.Гридино (ПВ №1), и оборудовать источник наружного противопожарного водоснабжения в дер.Гридино, вблизи домов №№28,29,75,76,84 (северо-западная часть);
- в срок до 01 октября 2024 года оборудовать источники наружного противопожарного водоснабжения в дер.Гридино, вблизи домов №№3,7,8,9,10,14 (южная часть), в дер.Коневка, вблизи домов №№20,21,23,24,26 (южная часть), и в дер.Савинская, вблизи домов №№ 1,2,3,42,44,62.
Представитель администрации Вожегодского муниципального округа Вологодской области по доверенности Романова А.Н. в судебном заседании уточнённые исковые требования признала.
Заслушав участвующих в деле лиц, допросив специалиста Полицинского А.С. и исследовав материалы дела, суд находит признание иска ответчиком подлежащим принятию как не противоречащее закону и не нарушающее права и законные интересы третьих лиц.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Кроме того, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.10 ст.16 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со ст.1 Закона №69-ФЗ пожарная безопасность определена как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обязательные требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности, а нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Согласно ст.19 Закона №69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с п.1 и п.2 ч.1 ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. от 14 июля 2022 года, далее – Технический регламент) первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ст.62 Технического регламента здания и сооружения, а также территории организаций и населённых пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожара. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоёмов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчётные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учётом продолжительности тушения пожаров.
В соответствии с Инструкцией о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утверждённой Приказом МЧС РФ от 16 марта 2007 года №140, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 30 марта 2020 года №225 утверждён Свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования противопожарной безопасности» (далее – СП 8.13130).
Согласно п.3.11 СП 8.13130 пожарный резервуар: инженерное сооружение емкостного типа с необходимым запасом воды для тушения пожаров и обустроенное для её забора пожарными автомобилями (мотопомпами).
В соответствии с п.4.1 и п.4.2 СП 8.13130 в населённых пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения. Для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоёмы.
Согласно п.10.2 и п.10.10 СП 8.13130 объём пожарных резервуаров и водоёмов надлежит определять исходя из расчётного расхода воды на наружное пожаротушение и продолжительность тушения пожара.
К пожарным резервуарам, водоёмам приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12х12 метров.
Из примечания к п.10.2 СП 8.13130 следует, что объём открытых водоёмов необходимо рассчитывать с учётом возможного испарения воды и образования льда. Превышение кромки открытого водоёма над наивысшим уровнем воды в нём должно быть не менее 0,5 м.
Из материалов дела, в том числе из материалов проверки, проведённой в период с 27 по 28 июля 2022 года заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Харовскому и Вожегодскому района управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Вологодской области Полицинским А.С. совместно с помощником прокурора Вожегодского района Малышевым А.С., и из показаний Полицинского А.С. следует, что в дер.Гридино имеются источники наружного пожарного водоснабжения: ПВ №2 – подъезд к р,Вожега и ПВ №1 – вблизи Дома культуры.
В нарушение требований указанного выше законодательства на этих пожарных водоёмах не устроены исправные подъезды для установки пожарных автомобилей с площадкой с твёрдым покрытием размерами 12х12 метров.
Пожарный резервуар, расположенный вблизи Дома культуры в дер.Гридино (ПВ №1) неисправен, имеет протечки, в связи с чем не может быть использован по назначению.
Кроме того, не созданы источники наружного противопожарного водоснабжения: в дер.Гридино, вблизи домов №№28,29,75,76,84 (северо-западная часть), вблизи домов №№3,7,8,9,10,14 (южная часть), в дер.Конёвка, вблизи домов №№ 20,21,23,24,26 (южная часть), и в дер.Савинская, вблизи домов №№ 1,2,3,42,44,62.
Указанные нарушения требований пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, согласованной работе противопожарных служб во время пожара, своевременной эвакуации и спасению людей во время пожара, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного числа лиц, могут повлечь массовую гибель людей при пожаре.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
обязать администрацию Вожегодского муниципального округа Вологодской области устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- в срок до 01 октября 2023 года обустроить исправные подъезды к источникам наружного противопожарного водоснабжения, расположенным в дер.Гридино Вожегодского муниципального округа Вологодской области, а именно: подъезд к р.Вожега, ПВ №2; подъезд к источнику наружного противопожарного водоснабжения, расположенному вблизи Дома культуры, ПВ №1, для установки пожарных автомобилей, с площадкой с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 метров;
- в срок до 01 октября 2023 года произвести ремонт пожарного резервуара, расположенного вблизи Дома культуры в дер.Гридино Вожегодского муниципального округа Вологодской области (ПВ №1);
- в срок до 01 октября 2023 года оборудовать в дер.Гридино Вожегодского муниципального округа Вологодской области, вблизи домов №№28,29,75,76,84 (северо-западная часть), источник наружного противопожарного водоснабжения;
- в срок до 01 октября 2024 года оборудовать в дер.Гридино Вожегодского муниципального округа Вологодской области, вблизи домов №№3,7,8,9,10,14 (южная часть), в дер.Коневка Вожегодского муниципального округа Вологодской области, вблизи домов №№20,21,23,24,26 (южная часть), и в дер.Савинская Вожегодского муниципального округа Вологодской области, вблизи домов №№1,2,3,42,44,62 (северо-западная часть), источники наружного противопожарного водоснабжения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Вожегодский районный суд Вологодской области.
Председательствующий судья, Спицов Н.В.