Дело №2-3744/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2019 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Инякиной Н.Ю.,
с участием помощника прокурора Великого Новгорода Посыпкина М.А.,
представителя истца Администрации Великого Новгорода Корбан Е.С., действующей на основании доверенности,
при секретаре Силичевой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Великого Новгорода к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
установил:
Администрация Великого Новгорода обратилась в суд с иском к УФССП России по Новгородской области об уменьшении размера исполнительского сбора, в обоснование заявленных требований указав, что решением Новгородского районного суда Новгородской области от 06.09.2018г., принятым по делу №, на Администрацию Великого Новгорода возложена обязанность по предоставлению Зениной С.В. и Зенину Д.М. благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма в границах Великого Новгорода по установленной норме предоставления жилого помещения. Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 25.04.2019г. судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области Никифоровой Е.А. возбуждено исполнительное производство № в отношении Администрации Великого Новгорода. Постановлением судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 22.05.2019 по исполнительному производству № судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Новгородской области Никифоровой Е.А. с Администрации Великого Новгорода надлежит взысканию исполнительский сбор в размере 50 000 руб.. Администрация Великого Новгорода просит уменьшить на одну четверть размер исполнительского сбора по исполнительному производству № поскольку полагает необходимым принимать во внимание весь комплекс значимых объективных препятствий, которые повлияли на невозможность исполнения в установленный срок решения Новгородского районного суда Новгородской области от 06.09.2018, вынесенного по делу №, а также учесть степень вины Администрации в неисполнении обозначенного выше судебного акта, поскольку Администрация не имела возможности исполнить поименованное выше решение в установленный срок ввиду наличия объективных обстоятельств, препятствующих его исполнению в установленные сроки. Для обеспечения жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное получение жилой площади в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в 2016- 2018 годах во исполнение решений суда из освобожденного муниципального жилищного фонда Администрацией Великого Новгорода предоставлено 25 квартир после проведения в них ремонта (Адамович Е.В., Симаничев А.Ю., Гришанов С.Н., Михайленко В.Н., Гончаренко Я.О., Царева А.Ю., Куликов М.М., Гогин Д.М., Высоцкий А.В., Баумгертнер М.М., Акиндинов В.В., Пономаренко С.Г., Евлантьев А.В., Давыденко Г.Ф., Воронов А.В., Напольских Д.А., Кретов М.Ю., Ельманова Е.А., Журавлева И.А., Климентьева И.А., Черкунова А.Ю., Виттонг А.В., Голошумов А.В., Бугаенко Е.Е., Семенова Е.В.). Для исполнения решения Новгородского районного суда Новгородской области от 27.10.2018 по делу №, об обязании Администрации Великого Новгорода предоставить Зениной С.В. и Зенину Д.М. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах Великого Новгорода на семью из двух человек по норме предоставления площади жилого помещения, для предоставления по договору социального найма определено жилое помещение, расположенное по адресу: ул.Т.Фрунзе-Оловянка, д.7, кв.38. В данном жилом помещении необходимо проведение ремонта. Для осуществления ремонта в жилых помещениях из освобожденного муниципального жилищного фонда, отобранных для исполнения решений суда по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и граждан, страдающих тяжелыми формами заболеваний, в бюджете Великого Новгорода на 2019 год предусмотрены денежные средства в размере 2800,00 тыс. рублей. Постановлением Администрации Великого Новгорода от 12.04.2019 № вышеуказанное жилое помещение включено в Перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту и (или) оснащению индивидуальными приборами учета потребления ресурсов в 2019 году. Вышеназванное жилое помещение будет предоставлено Зениной С.В., и Зенину Д.М. по договору социального найма незамедлительно после проведения в нем ремонтных работ. Истец просит уменьшить размер взыскиваемого с Администрации Великого Новгорода исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. от 22.05.2019 по исполнительному производству №, на 12 500 рублей.
Определение судьи от 08 июля 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифорова Е.А., Зенины С.В. и Д.М., в порядке ст.45 ГПК РФ – прокурор Великого Новгорода.
Представитель ответчика УФССП России по Новгородской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифорова Е.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представитель истца Администрации Великого Новгорода Корбан Е.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Помощник прокурора Великого Новгорода Посыпкин М.А. в судебном заседании счёл иск Администрации обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1, 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Как видно из материалов дела, решением Новгородского районного суда Новгородской области от 06 сентября 2018г., принятым по гражданскому делу №, исковые требования прокурора Великого Новгорода – удовлетворены в части. Обязана Администрация Великого Новгорода предоставить Зениной Светлане Викторовне и Зенину Дмитрию Михайловичу во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах Великого Новгорода на семью из двух человек по норме предоставления площади жилого помещения. В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 06 сентября 2018 года вступило в законную силу 27 октября 2018 года, обращено к исполнению.
На основании исполнительного листа серия №, выданного 29 октября 2018 года Новгородским районным судом Новгородской области по вышеуказанному гражданскому делу, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. о взыскании исполнительского сбора от 22.05.2019 по исполнительному производству № с Администрации Великого Новгорода надлежит взысканию исполнительский сбор в размере 50 000 руб..
В отношении должника Администрации возбуждено исполнительное производство, должнику установлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена истцом.
Согласно ч.ч.6 и 7 ст.112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу п.п.1,2 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 года №13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» в целом признал не противоречащей Конституции РФ возможность установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, определив исполнительский сбор, как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, указав при этом, что данная мера является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, суть которой состоит в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и вина должника в таком неисполнении.
Из приведенных выше правовой позиции Конституционного Суда РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, положений ч.ч.2, 7 ст.112 Закона об исполнительном производстве и ст.401 ГК РФ также следует, что взысканный с должника исполнительский сбор может быть уменьшен в случае нарушения должником установленного срока исполнения требований исполнительного документа вследствие обстоятельств, полностью либо в значительной степени находящихся вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего (своевременного) исполнения, и принятии им должных мер, направленных на такое исполнение.
Как видно из материалов дела, Администрацией принимаются меры, направленные на исполнение решения Новгородского районного суда Новгородской области от 06 сентября 2018 года по делу №
В частности, для исполнения данного решения суда об обязании Администрации Великого Новгорода предоставить Зениной С.В. и Зенину Д.М. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах Великого Новгорода на семью из двух человек по норме предоставления площади жилого помещения, для предоставления по договору социального найма определено жилое помещение, расположенное по адресу: ул.Т.Фрунзе-Оловянка, д.7, кв.38. В данном жилом помещении необходимо проведение ремонта. Для осуществления ремонта в жилых помещениях из освобожденного муниципального жилищного фонда, отобранных для исполнения решений суда по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и граждан, страдающих тяжелыми формами заболеваний, в бюджете Великого Новгорода на 2019 год предусмотрены денежные средства в размере 2800,00 тыс. рублей. Постановлением Администрации Великого Новгорода от 12.04.2019г. № вышеуказанное жилое помещение включено в Перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту и (или) оснащению индивидуальными приборами учета потребления ресурсов в 2019 году. Таким образом, вышеназванное жилое помещение будет предоставлено Зениной С.В., и Зенину Д.М. по договору социального найма незамедлительно после проведения в нем ремонтных работ.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Администрацией предприняты и предпринимаются меры для исполнения решения суда, чему, однако, препятствовало отсутствие в муниципальном бюджете необходимых денежных средств. Данное обстоятельство хотя и не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, но, вместе с тем, существенно снижает степень вины Администрации в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа.
При этом суд учитывает, что Администрация, являясь органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.
Суд также отмечает, что для предоставления взыскателям Зениным С.В. и Д.М. благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и требованиям, по норме предоставления, установленной для региона, должнику Администрации надлежало совершить комплекс действий, связанных с приисканием и приобретением жилого помещения, соответствующего перечисленным выше требованиям, с соблюдением процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что требует значительных временных затрат.
При таком положении, принимая во внимание, что на день вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании с Администрации исполнительского сбора со дня возбуждения исполнительного производства прошел незначительный период времени, в течение которого исполнение должником требований исполнительного документа в полном объеме являлось объективно затруднительным, суд приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора, взысканного с Администрации в рамках исполнительного производства № от 22 мая 2019г., на одну четверть, то есть до 12 500 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Администрации Великого Новгорода к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области об уменьшении размера исполнительского сбора - удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Елены Александровны от 22 мая 2019 года с должника Администрации Великого Новгорода в рамках исполнительного производства № - на ? часть, то есть до 12 500 руб..
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда Новгородской области через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 09 августа 2019 года.
Председательствующий подпись Н.Ю. Инякина