Решение по делу № 33-3714/2021 от 20.07.2021

Судья Бердникова Н.О. Дело № 2-188/2021

УИД 35RS0022-01-2021-000070-62

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 августа 2021 года № 33-3714/2021

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Татарниковой Е.Г.,

судей Кяргиевой Н.Н., Вершининой О.Ю.,

при секретаре Быстровой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Колесника Г.В. на решение Тотемского районного суда Вологодской области от 4 июня 2021 года по делу по иску Колесника Георгия Васильевича к обществу с ограниченной ответственностью «Северная сбытовая компания» о перерасчете оплаты электроэнергии на общедомовые нужды.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Татарниковой Е.Г., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Северная сбытовая компания» Романычевой И.А., судебная коллегия

установила:

Колесник Г.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, которая расположена в четырехквартирном двухэтажном кирпичном доме с отдельным входом.

С 1 января 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Северная сбытовая компания» (далее ООО «ССК») является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Вологодской области.

Колесник Г.В. обратился в суд с иском к ООО «ССК», в котором с учетом уточнения исковых требований просил возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет оплаты услуг на ОДН по электроэнергии по <адрес> за период с августа 2020 до даты проверки распределителя исходя из среднерасчетной величины в 37 рублей 50 копеек в месяц.

Требования мотивированы тем, что в квартире никто не проживает, места общего пользования в доме отсутствуют. С августа 2020 года по настоящее время в квитанциях по оплате электроэнергии ООО «ССК» стало выставлять счета по оплате ОДН, суммы которых возрастали, за ноябрь и декабрь размер оплаты ОДН составляет 5072 рубля. <адрес> четырехквартирный старой постройки, каждая квартира расположена в 2 уровнях и имеет индивидуальный вход. Отсутствует общий подъезд, общее подвальное помещение, крыша дома конструктивно выполнена так, что каждый собственник может производить ее ремонт только над своей квартирой. Выставление требований оплаты ОДН нарушает права потребителя. Истец не давал своего согласия на оплату дополнительных услуг, которые могут быть обусловлены несвоевременной передачей показаний счетчиков или несанкционированным подключением к электроэнергии, начиная с июля 2020 года.

В судебном заседании истец Колесник Г.В. исковые требования поддержал, пояснил, что после опломбирования распределителя, обнаруженного в квартире №... размер оплаты электроэнергии на ОДН уменьшился в разы.

Представитель ответчика ООО «ССК» по доверенности Романычева И.А. исковые требования не признала, указав на изменение с 1 августа 2020 года порядка расчета оплаты электроэнергии на ОДН.

Представитель третьего лица ПАО «МРСК Северо-Запада» по доверенности Левинов О.А. в судебном заседании поддержал позицию представителя ответчика, указав, что общедомовой прибор учета осматривался в феврале 2021 года, был исправен, фактов постороннего вмешательства не установлено.

Третьи лица Дианова О.О., Лишенко Н.Н., Мухин Е.А, являющиеся собственниками квартир №... соответственно, в судебном заседании пояснили, что их счетчики исправны, не санкционированно электроэнергию не потребляли.

Решением Тотемского районного суда Вологодской области от 4 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований Колесника Г.В. к ООО «ССК» о возложении обязанности осуществить перерасчет оплаты электроэнергии на общедомовые нужды отказано.

В апелляционной жалобе Колесник Г.В. просит об отмене решения суда и возложении на ООО «ССК» обязанности произвести перерасчет оплаты за услуги ОДН за период с августа 2020 года по 28 апреля 2021 года из расчета среднемесячных потерь энергии в питающем кабеле, обеспечивающем электроснабжение квартиры в денежном выражении на одну квартиру – 37 рублей 50 копеек в месяц. В обоснование доводов жалобы указывает, на то, что после проведения проверки состояния распределителя и его опломбирования размер платы на ОДН за май 2021 года снизился в 11 раз. При обнаружении распределителя в квартире 2 собственники квартир 1 и 3 приглашены не были. Обращает внимание на обязательность проведения проверок состояния распределителей, приводит возможные схемы несанкционированного подключения.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО «ССК» Романычева И.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, не находит оснований для его отмены.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из правомерности начисления ответчиком оплаты электроэнергии, потребленной при содержании общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее Правила № 354), и отсутствия иного порядка расчета оплаты электроэнергии, потребленной на содержание общего имущества.

Оснований не согласиться с данным выводом, судебная коллегия не усматривает.

В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Статьей 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, утвержден состав общего имущества многоквартирного дома, в который входит, в том числе, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Согласно Правилам № 354 «внутридомовые инженерные системы» - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы.

В соответствии с пунктом 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Соответственно, расход электроэнергии на общедомовые нужды определяется как разница между объемом электрической энергии, учтенным по показаниям общедомового прибора учета и суммарным объемом электрической энергии, определенной по показаниям индивидуальных приборов учета либо определенным расчетным путем при отсутствии показаний индивидуальных приборов учета (норматива, среднемесячного потребления). Объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, распределяется между потребителями многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади, принадлежащей каждому потребителю жилого помещения в многоквартирном доме.

Судом установлено, что многоквартирный дом <адрес> имеет общее имущество, в том числе, внутридомовую систему электроснабжения. Оборудованная отдельным входом квартира истца является частью многоквартирного дома, имеет общую крышу, фундамент, общие инженерные сети, в том числе, по электроснабжению.

Собственниками многоквартирного дома не выбран способ управления многоквартирным домом, то есть фактически собственники квартир осуществляют непосредственное управление многоквартирным домом. Дом оснащен общедомовым прибором учета электрической энергии СЕ 303 S31 746 № 009233058000214, в квартирах расположены индивидуальные приборы учета (т. 1 л.д. 57-70).

Электроэнергия в дом <адрес>, в том числе, на общедомовые нужды за период с августа 2020 года по апрель 2021 года поставлялась.

21 сентября 2020 года, 28 апреля 2021 года проводились проверки схем подключения индивидуальных приборов учета, 5 февраля 2021 года - общедомового прибора учета в доме <адрес>, также 28 апреля 2021 года осмотрено распределительное устройство, обнаруженное в квартире 2 данного дома, сторонних подключений не выявлено, распределительный щит опломбирован номерными наклейками, все приборы учета исправны, фактов несанкционированного подключения к электроэнергии не установлено (т. 1 л.д. 152-165, 172).

При указанных обстоятельствах, с учетом установленного пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядка начисления платы за потребленную электроэнергию исходя из разницы показаний общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета, в отсутствие иного порядка расчета платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, и доказательств несанкционированного использования электрической энергии, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на ООО «ССК» обязанности произвести перерасчет оплаты за услуги на ОДН за период с августа 2020 года по 28 апреля 2021 года из расчета среднемесячных потерь энергии в питающем кабеле, обеспечивающем электроснабжение квартиры, в денежном выражении – 37 рублей 50 копеек в месяц.

Довод апелляционной жалобы о наличии нарушений со стороны ответчика вследствие не проведения проверок состояния распределителей, внесение изменений в Правила № 354 постановлением Правительства от 29 июня 2020 года № 950, не может повлечь отмену решения суда.

В соответствии с пунктом 82 Правил № 354 в редакции постановления Правительства от 29 июня 2020 года № 950 исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия, за исключением случаев, если прибор учета электрической энергии установлен начиная с 1 июля 2020 года. В отношении приборов учета электрической энергии, установленных начиная с 1 июля 2020 года, проверки таких приборов учета проводятся гарантирующим поставщиком, сетевой организацией.

Проверки, указанные в пункте 82 Правил № 354, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета электрической энергии расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца. В случаях, установленных пунктом 80(1) настоящих Правил, указанные проверки проводятся гарантирующим поставщиком, сетевой организацией.

То есть с 1 июля 2020 года на исполнителя возложена обязанность по проведению проверок приборов учета электрической энергии, установленных с данной даты, а не в части возложения обязанностей по проведению проверок распределителей.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 354 «распределитель» - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.

Таким образом, обязанность по проведению проверок распределителей, факта их наличия или отсутствия, применима к исполнителю коммунальной услуги по отоплению, а не по электроснабжению.

Снижение размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН, после проведения проверки состояния распределителя и его опломбирования не может служить основанием для перерасчета оплаты за услуги ОДН, поскольку представленный ООО «ССК» расчет размера платы исходя из показаний общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета, является правильным.

Представленные апеллянтом варианты несанкционированного подключения к системе электроснабжения в отсутствие достоверных доказательств, не свидетельствуют о несанкционированном использовании кем-либо из жильцов дома, а равно иными лицами, электрической энергии.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, в связи, с чем не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тотемского районного суда Вологодской области от 4 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Колесника Г.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 23 августа 2021 года.    

33-3714/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Колесник Георгий Васильевич
Ответчики
ООО "Северная сбытовая компания"
Другие
Дианова Ольга Олеговна
Мухин Евгений Александрович
Лишенко Наталья Николаевна
Производственное отделение Великоустюгские электрические сети Вологодского филиала ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
Суд
Вологодский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
20.07.2021Передача дела судье
17.08.2021Судебное заседание
26.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2021Передано в экспедицию
17.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее