№ 3а-68/2021
10OS0000-01-2021-000071-32
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ05 апреля 2021 г. г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелияв составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макаршиной А.А., с участием представителя административного истца адвоката Яковлевой О.Л.,рассмотревв открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Механика» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Механика»
(далее -ООО«Механика», Общество, административный истец)обратилось в судс административным исковым заявлениемоб установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером (...) в размере его рыночной стоимости, определенной
по состоянию на 10 октября 2020 г.,и равной 19452000руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственникомвышеуказанного здания, кадастровая стоимостькоторого, утвержденная уполномоченным органомгосударственной власти по состояниюна 10 октября 2020 г., существенно превышаетего рыночную стоимость,что влечет соответствующее увеличение размераналога на имущество, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости,а, следовательно, нарушаетправа Общества.
В судебном заседании представитель административного истцаЯковлева О.Л.поддержала административный иск по изложенным в нем основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель административных ответчиков в письменном отзыве оставил разрешение спора на усмотрение суда, указал на то, что представленный административным истцом отчет об оценке в целом выполнен без нарушений законодательства об оценочной деятельности и требований Федеральных стандартов оценки, существенным образом влияющих на стоимость объекта оценки.
Заинтересованные лица Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра»
по Республике Карелия, Управление Росреестра по Республике Карелия,администрация Петрозаводского городского округа в письменных отзывах
на исктакже оставили разрешение спора на усмотрение суда, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.
Заслушав объяснения представителя административного истца,исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено,что ООО« Механика» на праве собственности принадлежит объект недвижимости - зданиес кадастровым номером (...), расположенныйпо адресу: (...), год завершения строительства (год ввода
в эксплуатацию - 2020).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 20 декабря
2017 г. № 480-П установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Республики Карелия в соответствии
с Федеральным закономот 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ)- 29 декабря 2017 г.
В соответствии с приказами Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 29 декабря 2017 г.№ 56, от 15 июня
2018 г. № 98 Государственным бюджетным учреждением Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» (далее - ГБУ РК «Центр государственной кадастровой оценки») в 2019 году были проведены работыпо определению кадастровой стоимости зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Республики Карелия.
Результаты вышеуказанных работ утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 05 ноября 2019 г. № 191 (далее - Приказ № 191).
Государственный кадастровый учет здания с кадастровым номером (...) был осуществлен 09 октября 2020 г. в соответствии
с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ)
по результатам рассмотрения соответствующего заявления от 25 сентября 2020 г., на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 25 сентября 2020 г., технического плана здания от 17 сентября 2020 г.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) изначально оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость здания с кадастровым номером (...) по состоянию на 10 октября 2020 г. в размере
73013661 руб. 80 коп.была определена ГБУ РК «Центр государственной кадастровой оценки» в порядке статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ
как в отношении вновь учтенного объекта недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости от 20 октября 2020 г. № 172
(дата внесения сведений в ЕГРН -22 октября 2020 г., дата начала применения - 10 октября 2020 г.).
Решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 17 марта 2021 г. № 2 в связи с уточнением отдельных конструктивных элементов здания кадастровая стоимость здания
с кадастровым номером (...) была уточнена и по состоянию
на 10 октября 2020 г. составила 33210281 руб. 47 коп. Сведения
об уточненной кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости внесены в ЕГРН 29 марта 2021 г., дата начала применения кадастровой стоимости не изменилась - 10 октября 2020 г.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ«О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон№ 237-ФЗ).
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки на территории Российской Федерации установлены положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г.№ 135-ФЗ
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 135-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), частью 1 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ, абзацем 13 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ юридические лица вправе обратитьсяв суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу положений Главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости имеет значение для административного истца, поскольку обозначенный показатель является налоговой базой по налогу на имущество организаций. В этой связи, ООО «Механика» имеет право на обращение в судс настоящим административным иском.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимостибыл регламентирован статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 269-ФЗ) положения статьи 22 Федерального закона№ 237-ФЗ подлежали применению до принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решенияо дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона
№ 237-ФЗ.
09 марта2021 г. Правительством Республики Карелия принято Постановление № 72-П об утверждении даты перехода к применению
на территории Республики Карелия положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости-01 апреля 2021 г.
Согласно части 3 Федерального закона № 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляется
в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ.
Поскольку настоящий административный иск подан в суд до 01 апреля 2021 г. (09 марта 2021 г.), при разрешении настоящего спора подлежат применению положения статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 22 Федерального закона
№ 237-ФЗрезультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд
со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
На момент рассмотрения дела судом оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость зданияс кадастровым номером (...) в размере 33210281 руб. 47 коп.является актуальной.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части7 статьи22 Федерального закона № 237-ФЗ является установлениев отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату,по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу взаимосвязанных положений пункта 4 части 2 статьи 246, пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ и пункта 3 части 9 статьи 22 Федерального закона№ 237-ФЗ необходимым документом при подаче заявления
об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
В соответствии со статьей11Федерального закона № 135-ФЗ отчет
об оценке является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, должен соответствовать соответствующим требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно статье 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчетоб оценке № (...) от (...) г., выполненный (...), согласно которому рыночная стоимость здания с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...),
по состоянию на 10 октября 2020 г. составляет 19452000 руб.
Оценив отчет о рыночной стоимости, суд приходит к выводу о том,
чтопредставленный отчет соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, оснований для признания названного документа недостоверным доказательством не имеется.
Оценщик (...), составивший отчет № (...) от (...) г.об оценке рыночной стоимости спорного здания, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемымк оценщикам.
Отчет об оценке содержит подробное описание проведенных исследований и итоговые суждения о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости.
Оценщик привел объективные данные, мотивировал применение методов исследований, принятые за основу стандарты оценки.
В отчете содержится информация, дающая надлежащее представление
о местоположении, категории, размере и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного земельного участка, и необходимая для достоверного определения стоимости объекта оценки. Источники информации указаны.
Отчет мотивирован, не вводит в заблуждение, не вызывает сомнения,
не допускает противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов и отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.
Со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц ходатайств о проведении по делу оценочной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательств, опровергающих установленную оценщиком величину рыночной стоимости спорного земельного участка, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
В соответствии с частью 6 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ днем подачи заявления об оспаривании в комиссию считается день его представления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации
или многофункциональный центр, день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления почтовой связью), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.
Датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата поступления настоящего административного иска в суд -09 марта 2021 г.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ, пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г.
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимостьв качестве новой кадастровой стоимости
в ЕГРН.
В соответствии с правилами подпункта «б» пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона № 237-ФЗ, статьи 24.20 Федерального закона№ 135-ФЗ (все указанные нормы в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г.
№ 269-ФЗ) сведенияо кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленнойв результате рассмотрения споров о результатах определения данной кадастровой стоимости в сторону уменьшения, применяются
для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
со дня начала ее применения.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Механика»удовлетворить.
Установить по состоянию на 10 октября 2020 г. кадастровую стоимость здания с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), назначение – нежилое, наименование – «реконструкция нежилого здания с кадастровым номером (...) под магазин», в размере его рыночной стоимости, равной
19452000 руб., начиная с даты начала ее применения идо даты внесения
в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать
09 марта 2021 г.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение
составлено 06 апреля 2021 г.