г. Екатеринбург 06 мая 2022 года
Судья Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Ханкевич Н.А., при секретаре судебного заседания Петровановой Л.А., с участием: представителя заявителя Удачина С.Н. – Сосновского В.С., защитника Тимошенко С.И., должностных лиц – Эйдлина А.И., Курилова С.Г., Локшина А.М., старшего помощника прокурора Свердловской транспортной прокуратуры Калишевича И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу на постановление и решение по делу об административном правонарушении в отношении Удачина Сергея Николаевича,
установил:
постановлением № <данные изъяты> начальника Межрайонной ИФНС России №22 по Свердловской области Курилова С.Г. от 26 апреля 2021, оставленным без изменения решением заместителя руководителя Управления ФНС России по Свердловской области Рябовой М.А. № 709/21 от 24 мая 2021 года, Удачин С.Н. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100% суммы незаконной валютной операции, 22704780 рублей.
Не согласившись с постановлением и решением, Удачин С.Н. в жалобе просит отменить акты в связи с отсутствием состава правонарушения, признать правонарушение малозначительным, снизить размер назначенного наказания. Указывает, что не были учтены смягчающие наказание обстоятельства, имущественное положение.
В дополнение к жалобе защитник оспаривает законность изъятия денежных средств, а также решения должностного лица принятого по делу об административном правонарушении в отсутствие жалобы. Просит отменить решение и вернуть дело на новое рассмотрение.
Удачин С.Н. извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, жалоба рассмотрена с участием представителя Сосновского В.С. и защитника Тимошенко С.И., поддержавших доводы жалобы.
Должностные лица - Курилов С.Г., Локшин А.М., ЭйдлинА.И. возражали против доводов жалобы. Участвующий прокурор признал обстоятельства изъятия денежных, а также принятые по делу об административном правонарушении постановление и решение должностных лиц – законными, от доводов представления отказался.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, заслушав лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Объективная сторона этого правонарушения заключается в осуществлении валютных операций с нарушением установленного валютным законодательством порядка путем проведения расчетов по таким операциям, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации. Валютные правоотношения носят комплексный, одновременно публично-правовой и частноправовой характер.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства являются резидентами (подп. «а, б» п. 6 ч. 1 Закона о валютном регулировании).
Все остальные физические лица признаются нерезидентами (подп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 указанного Закона).
Под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 указанного закона определены права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Из подпунктов «а, б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона следует, что к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Данной нормой определен исчерпывающий перечень случаев, когда физические лица - резиденты могут осуществлять валютные операции без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Возможность осуществить такую валютную операцию, как получение резидентом от нерезидента (физического лица) наличных денежных средств в иностранной валюте по договору займа, минуя счета в уполномоченных банках, действующим валютным законодатель Российской Федерации не предусмотрена и в перечень исключений такая операция не входит.
Согласно статье 25 названного Закона, резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Получение физическим лицом - гражданином Российской Федерации от иностранной компании денежных средств по договору займа в валюте не через банковский счет в уполномоченном банке образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Представленными материалами подтверждается, что 20 апреля 2021 Удачин С.Н.- гражданин РФ, прибыл на территорию Российской Федерации из Объединенных Арабских Эмиратов, имея при себе наличные денежные средства в сумме 300000 долларов США, полученные по договору займа от 15 апреля 2021 года, заключенному между Удачиным С.Н. с B.I.G. Gable Convering FZC, Ajman Free Zоne (Объединенные Арабские Эмираты), которые задекларировал, предоставив договор займа и вексель. Согласно объяснения Удачина С.Н., по договору займа, в день его заключения им получены от иностранной организации наличные денежные средства в иностранной валюте в размере 300 тыс. долларов США.
Актом 21 апреля 2021 года было приостановлено перемещение через таможенную границу ТС наличных денежных средств и по накладной передано на ответственное хранение. По выявленному нарушению был составлен протоколом об административном правонарушении 21 апреля 2021 года, в котором подробно отражены обстоятельства правонарушения, которые явились основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Изъятие денежных средств, произведено в соответствии с пунктом 4 статьи 27.10 КоАП РФ, должностным лицом в присутствии понятых, о чем составлен протокол, вопреки доводам жалобы, нарушений допущено не было.
Получение Удачиным С.Н. от иностранной компании денежных средств по договору займа в валюте не через банковский счет в уполномоченном банке является нарушением валютных операций. Учитывая, что Удачин С.Н. являясь резидентом и осуществил незаконную валютную операцию в нарушение ч. 3 ст. 14 Федерального закона от10декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Согласно ответа Центрального банка РФ, возможность открытия банковского счета и зачисления денежных средств, вопреки доводам заявителя, имелась в 2021 году.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Довод жалобы о нарушении подсудности рассмотрении дела об административном правонарушении не обоснован, поскольку Удачин С.Н. привлекается к административной ответственности за бездействие по несоблюдению требований валютного законодательства Российской Федерации. Местом рассмотрения дела является место жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя. Удачин С.Н. зарегистрирован в г. Каменск-Уральский Свердловской области, где было рассмотрено дело об административном правонарушении.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом нарушений допущено не было, права Удачину С.Н. разъяснены.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом. При назначении наказания были учтены все обстоятельства, данные о личности Удачина С.Н.
Иные доводы жалобы, такие как неприменение должностным лицом при назначении наказания положений статей 4.1. и 2.9 КоАП РФ, непринятие во внимание всех смягчающих административную ответственность обстоятельств, были предметом рассмотрения, и с учетом обстоятельства правонарушения в сфере валютного регулирования, сведений об имущественном положении Удачина С.Н., оснований не согласиться с ними, не имеется.
Доводы жалобы и дополнения к ней не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела и доказательств.
Доводы о незаконности решения должностного лица ввиду отсутствия в материалах дела жалобы, на основании которой оно было принято, нельзя признать обоснованными, поскольку обжалование постановления по делу об административном правонарушении не оспаривалось сторонами, должностным лицом представлена жалоба Удачина С.Н. от 04 мая 2021 года на постановление от 26 апреля 2021 года.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 -30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области Курилова С.Г. от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении Удачина Сергея Николаевича, о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100% суммы незаконной валютной операции, 22704780 рублей, решение заместителя руководителя Управления ФНС России по Свердловской области Рябовой М.А. №709/21 от 24 мая 2021- оставить без изменения, жалобу Удачина С.Н. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья