Дело № 2-1114/2024
УИД 55RS0006-01-2024-001022-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Омск 09 апреля 2024 года
Советский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Гудожниковой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Савченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска к БРР об освобождении земельного участка,
с участием представителя ответчика ПАВ
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Администрации адрес обратился в суд с иском к БРР об освобождении земельного участка. В обоснование требований указано, что в ходе проведение проверки целевого использования земельного участка площадью 505 кв.м, несформированного в установленном порядке, находящегося в неразграниченной государственной собственности, расположенного в 480 м юго-восточнее здания, расположенного по адресу адрес. В границах исследованного участка находится железобетонная конструкция, не являющаяся объектом капитального строительства с кадастровым номером №. Фактическая площадь данного объекта составляет № кв.м. В пределах границ железобетонной конструкции располагаются некапитальные сооружения, в том числе эстакада для осмотра и ремонта автомобилей. Решением Советского районного суда г. Омска по делу № 2-1116/2023 право собственности на указанный объект было признано отсутствующим у БРР Несформированный земельный участок площадью № кв.м БРР для строительства и размещения железобетонной конструкции, некапитальных сооружений и эстакады не предоставлялся. БРР самостоятельно разместил на указанном земельном участке свое имущество без правовых оснований.
Истец просит обязать БРР освободить земельный участок площадью № кв.м, несформированный в установленном порядке, находящийся в неразграниченной государственной собственности, расположенный в 480 м юго-восточнее здания, расположенного по адресу адрес путем демонтажа и вывоза за счет собственных средств железобетонной конструкции (ограждения), эстакады для ремонта автомобилей, иных некапитальных сооружений, находящихся в границах ограждения, а также привести земельный участок в состояние пригодное для дальнейшего использования в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Представитель истца Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ГВГ., действующий на основании доверенности, в судебном заседании участие не принимал, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить. Не возражал против установления ответчику срока исполнения решения в пределах 6 месяцев.
Ответчик БРР, представитель третьего лица ОАО "Омскнефтепроводстрой" в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ПАВ, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, просил установить срок исполнения решения до июля-августа года, ввиду большого объема работ, промерзания грунта.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-1114/2024, суд приходит к следующему.
Из положений пункта 1 статьи 209 ГК РФ следует, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Пунктом 2 статьи 209 ГК РФ предусмотрено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Положениями статей 60, 62 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка; действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Правом на иск об устранении препятствий, не связанных с лишением владения, в силу статьи 304 ГК РФ обладает собственник, либо иной законный владелец (обладатель вещного права, арендатор, доверительный управляющий), который владеет вещью, но лишен возможности пользоваться и (или) распоряжаться ею. Ответчиком является лицо, которое своим противоправным поведением создает препятствия, мешающие осуществлению правомочий по пользованию и распоряжению вещью.
Согласно разъяснений п. 45 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, осуществляется органом местного самоуправления городского округа, что установлено п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Утвержденным решением Омского городского Совета от 26.10.2011 « 452 "Положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска" к задачам последнего отнесено управление и распоряжение землями, расположенными в границах города Омска (подп. 4 п. 17). Для реализации этих задач к его функциям отнесено осуществление муниципального земельного контроля в отношении объектов земельных отношений, расположенных на территории города Омска, за исключением объектов земельных отношений, муниципальный земельный контроль в отношении которых осуществляют территориальные структурные подразделения Администрации города Омска, и обращение в суд с исковыми заявлениями об освобождении самовольно занятых земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, используемых для размещения нестационарных торговых объектов (подп. 26 и 32 п. 20).
Актом обследования земельного участка, составленного Администрацией города Омска 30.03.2022 №55-ф установлено, что участок площадью № кв. м; местоположение (адресный ориентир): в 480 м юго-восточнее здания, расположенного по адресу: адрес, в занимаемых границах не сформирован, в ЕГРН не учтен:; участок расположен в границах территориальной подзоны производственной зоны № с учетным номером №. Фактический пользователь Участка: БРР Участок представляет собой грунтовую территорию частично с усовершенствованным покрытием со снежным покровом. Границы Участка по периметру обозначены ограждением из железобетонных плит и профилированного листа. Доступ на Участок ограничен запираемыми распашными воротами в указанном ограждении и осуществляется по проезду со стороны Красноярского тракта. Объекты, расположенные на Участке: фактически на Участке объекты недвижимости отсутствуют. На Участке расположены элементы благоустройства - ограждение (забор) из железобетонных плит с опорными металлическими столбами и профилированного листа, некапитальные сооружения из профилированного листа на металлическом каркасе (помещение для охраны, складское помещение, навесы), освещение и осветительное оборудование, скамейки и урны; а также эстакада для осмотра и ремонта автомобилей. На Участке осуществляется стоянка легкового автомобиля. Согласно проектной документации по расчету обоснования площади земельного участка, требуемого для размещения производственного корпуса по адресу: адрес от декабря 2021 года № составленного ООО «Архитектор», на Участке размещено здание производственного корпуса площадью застройки № кв. м, построенное в 1990 году. По сведениям ЕГРН одноэтажное здание производственного корпуса площадью 433,5 кв. м, принадлежащее на праве собственности БРР введено в эксплуатацию по завершении строительства в 1990 году. На здание производственного корпуса 16.04.2014 зарегистрировано право собственности ОАО «Омскнефтепроводстрой».На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 05.05.2021 зарегистрированного в Управлении Росреестра по Омской области право собственности на объект недвижимости перешло к БРР Согласно техническому плану здания производственного корпуса от 18.09.2013, составленному Муниципальным предприятием города Омска «Омскархитектура» составленному по заказу ОАО «Омскнефтепроводстрой» год завершения строительства здания указан 1976, что не соответствует сведениям из ЕГРН. ТУ Росимущества 05.03.2022 предоставлен в департамент План приватизации государственного предприятия треста «Омскнефтепроводстрой», в котором указан производственный корпус жилищно-эксплуатационного участка 1990 года постройки и производственный корпус строительного управления № 2 1976 года постройки, однако схемы с графическим изображением и привязкой на местности указанных объектов, а также иные их характеристики (площадь и другие данные), в данном плане отсутствуют. Согласно данным геоинформационной системы «Google Планета Земля» (слой исторические фотографии) на Участке с сентября 2011 года по июнь 2012 года осуществлялось строительство объекта незавершенного строительства с металлическими фермами крыши и опорами стен из железобетонных панелей. Ранее мая 2011 года объекты капитального строительства и иные сооружения строения) на указанном месте не располагались. Фактически ранее расположенный на Участке объект незавершенного строительства как объект недвижимости прекратил существование. По информации ДАГ Администрации г. Омска разрешения в порядке статей 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанный объект капитального строительства не выдавались. Таким образом, у департамента возникло сомнение в законности регистрации права собственности ОАО «Омскнефтепроводстрой» и БРР на здание производственного цеха. Участок используется БРР. для размещения некапитальных сооружений, эстакады для осмотра и ремонта автомобилей и ограждения. Производственная деятельность на Участке не осуществляется. В соответствии со статьей 52 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждённым Решением Омского городского Совета 10.12.2008 № хранение автотранспорта (код 4.4) и склад (код 6.9) являются основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для территориальной зоны П-1. Участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно акту обследования указанного земельного участка от 25.03.2024 № Участок представляет собой грунтовую территорию частично с твердым покрытием со снежным покровом. Границы Участка обозначены по периметру ограждением из железобетонных плит и профилированного листа на металлических опорных столбах. Доступ на Участок ограничен запираемыми распашными металлическими воротами в указанном ограждении осуществляется по проезду со стороны Красноярского тракта. Объекты недвижимости на Участке отсутствуют. На Участке расположены элементы благоустройства - ограждение (забор) из железобетонных плит с опорными металлическими столбами и профилированного листа,), малые архитектурные формы, освещение и осветительное оборудование, некапитальные сооружения из профилированного листа на металлическом каркасе (помещение охраны, складское помещение с оборудованием и емкостями для перекачки топлива, навес, эстакада для осмотра и ремонта автомобилей, деревянный туалет). Участок используется БРР для ведения хозяйственной деятельности на обособленной территории.
Участок представляет охраняемую территорию с ограждением и запираемыми въездными воротами, таким образом, БРР как фактический пользователь Участка ясно обозначил, что вход на данную территорию без его разрешения не допускается.
Размещение ограждения в занимаемых границах препятствует использованию Участка как территории общего пользования и беспрепятственному доступу на указанную территорию неограниченного круга лиц.
Участок департаментом для размещения ограждающих конструкций, некапитальных нестационарных сооружений и прилегающей территории БРР не предоставлялся и используются им без правовых оснований.
БРР обращался .... в адрес Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена (находящегося в муниципальной собственности) без проведения торгов.
Ответом Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 14.01.2022 ответчику на основании подп. 1,2 п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, подп. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, подп 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка.
Решением Советского районного суда города Омска по делу № 2-1116/2023 по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска к БРР о признании права отсутствующим, исковые требования Департамента имущественных отношений Администрации города Омска удовлетворены, признано отсутствующим право собственности БРР на объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный в 480 м. юго-восточнее здания, имеющего почтовый адрес адрес, постановлено исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись № от 24.05.2021 о государственной регистрации права собственности БРР на объект недвижимости с кадастровым номером №.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 06.09.2023 решение оставлено без изменения.
Указанными судебными актами установлено, что объект с кадастровым номером № здание. Нежилое. Площадью 433,5 кв.м, расположенное в 480 метрах юго-восточнее здания, имеющего почтовый адрес: адрес, право собственности на которое возникло у БРР на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 05.05.2021, заключенного с продавцом ОАО «Омскнефтепроводстрой», не является объектом капитального строительства (объектом недвижимого имущества), объект предназначен для создания пропускного режима и предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц на территорию объекта, не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, выполняет обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем сооружениям. Материалами дела не подтверждено наличия у ОАО «Омскнефтепроводстрой» прав на спорный объект на момент постановки его на кадастровый учет и на момент продажи БРР
Согласно выписки из ЕГРН на указанный объект с кадастровым номером №, объект снят с кадастрового учета 18.03.2024.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ установленные указанным решением и апелляционным определением обстоятельства обязательны при разращении настоящего спора, в котором участвуют те же лица, в том числе факт нахождения на земельном участке площадью 505 кв. м, государственная собственность на который не разграничена, местоположение которого (адресный ориентир) в 480 м юго-восточнее здания, расположенного по адресу: адрес вместо объекта недвижимости с кадастровым номером № некапитальные строения в виде ограждения (забор) из железобетонных плит с опорными металлическими столбами и профилированного листа, некапитальные сооружения из профилированного листа на металлическом каркасе (помещение для охраны, складское помещение, навесы), освещение и осветительное оборудование, скамейки и урны; а также эстакада для осмотра и ремонта автомобилей, и не подлежат оспариванию.
Ответчиком БРР принадлежность и факт владения этими объектами не оспорена. Его представитель ПАВ в судебном заседании не возражал относительно заявленных требований об освобождении земельного участка, просил установить разумный срок для его исполнения, до июля-августа 2024 года. Доказательств, подтверждающих законность размещения объектов на указанном земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, ответчиком суду не предоставлено.
Принимая во внимание изложенное, учитывая что ответчик занимает указанные земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, без правовых оснований, что влечет нарушение прав собственника в пользовании и распоряжении земельным участком по его назначению, заявленные истцом требования о возложении на ответчика обязанности освободить земельный участок от расположенных на нем некапитальных сооружений, а также привести земельный участок в пригодное состояние.
Согласно п.2,3 ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии настоящего решения подлежит установлению срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая пояснения ответчика БРР – ПАВ о необходимости предоставления возможности исполнить решение суда до июля-августа 2024 г., а также отсутствие возражений представителя истца, полагавшего возможным установит срок исполнения решения до 6 месяцев, суд полагает необходимым определить срок исполнения решения до 15.08.2024 включительно.
В соответствии с положениями ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за подачу иска, от уплат которой истец освобожден в силу закона, в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска (ИНН №) удовлетворить.
Обязать БРР, .... года рождения (паспорт №) освободить земельный участок площадью № кв.м, не сформированный в установленном порядке, находящийся в неразграниченной государственной собственности, расположенный в 480 м юго-восточнее здания с адресом адрес, путем демонтажа и вывоза за счет собственных средств железобетонной конструкции (ограждения), эстакады для осмотра и ремонта автомобилей, иных некапитальных сооружений, находящихся в границах ограждения, привести земельный участок в состояние, пригодное для дальнейшего использования, в срок до 15.08.2024.
Взыскать с БРР, .... года рождения (паспорт №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Советский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Гудожникова
Мотивированное решение составлено 16 апреля 2024 г.
Дело № 2-1114/2024
УИД 55RS0006-01-2024-001022-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
г. Омск 09 апреля 2024 года
Советский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Гудожниковой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Савченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска к БРР об освобождении земельного участка,
с участием представителя ответчика ПАВ,
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска (ИНН №) удовлетворить.
Обязать БРР, .... года рождения (паспорт №) освободить земельный участок площадью № кв.м, не сформированный в установленном порядке, находящийся в неразграниченной государственной собственности, расположенный в 480 м юго-восточнее здания с адресом адрес, путем демонтажа и вывоза за счет собственных средств железобетонной конструкции (ограждения), эстакады для осмотра и ремонта автомобилей, иных некапитальных сооружений, находящихся в границах ограждения, привести земельный участок в состояние, пригодное для дальнейшего использования, в срок до 15.08.2024.
Взыскать с БРР, .... года рождения (паспорт №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Советский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Гудожникова