Дело № 2-1803/2024
03RS0054-01-2024-003404-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мелеуз 23 сентября 2024 года
Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фатхетдинова Ф.Ф.,
при секретаре Шульгиной А.В.,
с участием старшего помощника Мелеузовского межрайонного прокурора Исмагиловой Ю.Р., представителя соответчика администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан Дмитриевой Т.Д., представителя соответчика МАДОУ Детский сад № 11 "Ромашка" Фадеевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мелеузовского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в защиту интересов неопределенного круга лиц к МАДОУ Детский сад № 11 "Ромашка", администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан об устранении нарушений требований антитеррористического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Мелеузовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском об устранении нарушений требований антитеррористического законодательства, в обоснование которого указал, что Мелеузовской межрайонной прокуратурой во исполнение п. 7.3.1 решения коллегии прокуратуры Республики Башкортостан от 19 июля 2024 года «Об итогах работы прокуратуры республики в 1 полугодии 2024 года и задачах по укреплению законности и правопорядка на предстоящий период» проведена проверка состояния антитеррористической защищенности объектов образования на территории муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан. Установлено, что проведенным исследованием 02 сентября 2024 года в здании МАДОУ Детский сад № 11 "Ромашка", администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан по адресу: Республика Башкортостан, г. Мелеуз, ул. Ленина, д. 114, имеется система видеонаблюдения, запись которой не хранится в течении месяца.
Просит обязать МАДОУ Детский сад № 11 "Ромашка", администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан устранить выявленные нарушения, а именно обеспечить архивирование и хранение данных с камер видеонаблюдения в течение одного месяца в течении 1 месяца после вступления в силу решения.
Определением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 04 сентября 2024 года к делу привлечены в качестве ответчика администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, в качестве третьего лица МКУ Управление образования муниципального образования Мелеузовский район Республики Башкортостан.
В судебном заседании старший помощник Мелеузовского межрайонного прокурора Исмагилова Ю.Р. требования поддержала, просила удовлетворить по указанным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика МАДОУ Детский сад № 11 "Ромашка" в судебном заседании исковые требования признал.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан на удовлетворение требований не возражала.
Представитель третьего лица МКУ Управление образования администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
Учитывая надлежащее извещение, дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Согласно ст. 35 ФЗ «О прокуратуре», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее Федеральный закон № 35-ФЗ) закреплены основные принципы противодействия терроризму, к которым относятся, в том числе: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизации и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.
Под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ).
Согласно ст. 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в частности по финансовому обеспечению деятельности муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в частности обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ).
В силу п.п. 1,2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее Требования).
Указанные Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований).
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) (п. 6 Требований).
В силу п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности, осуществляются мероприятия:
-оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Контроль за выполнением настоящих требований осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) (п. 32 Требований).
Из материалов дела следует, что Мелеузовской межрайонной прокуратурой проведена проверка деятельности МАДОУ Детский сад № 11 "Ромашка муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а именно установлено, что по состоянию на 02 сентября 2024 года в здании МАДОУ по адресу: <адрес обезличен> имеется система видеонаблюдения, запись с которой не хранится в течении месяца, что является нарушением требований антитеррористического законодательства.
Таким образом, уровень антитеррористической защищенности здания МАДОУ не отвечает целям безопасности воспитанников, педагогов и иных лиц, тем самым создаются условия для распространения терроризма.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчики допустили ненадлежащее исполнение возложенных на них законом обязанностей по исполнению требований законодательства о противодействии терроризму.
В соответствии с п. 6 ч. 2, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической, пожарной безопасности их финансовыми возможностями.
Допущенные нарушения законодательства создают угрозу жизни и здоровью, безопасности граждан, в том числе несовершеннолетних, негативно сказываются на развитии несовершеннолетних, нарушают права неопределенного круга лиц.
Поскольку исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и его учредителя, суд приходит к выводу, что исковые требования Мелеузовского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ при необходимости суд может установить срок исполнения решения суда.
Учитывая, что для исполнения решения требуются временные и финансовые затраты, связанные с соблюдением установленной законом процедуры выделения бюджетных денежных средств, а также процедуры заключения и исполнения необходимых муниципальных контрактов, договоров, срок исполнения решения устанавливается в течении 1 месяца после вступления в силу решения суда, поскольку устранение нарушений требует определенного времени, в течение которого административными ответчиками должны быть совершены действия.
В соответствии с ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
исковое заявление Мелеузовского межрайонного прокурора - удовлетворить.
Обязать МАДОУ Детский сад № 11 "Ромашка", в течении 1 месяца после вступления в силу решения суда, устранить выявленные нарушения, а именно обеспечить архивирование и хранение данных с камер видеонаблюдения в течении 1 месяца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 23 сентября 2024 года.
Судья Ф.Ф. Фатхетдинов