Дело №а-46/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2018 года с. Туруханск
Туруханский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лаппо А.С.
при секретаре Замоскиной А.А.,
рассмотрев административное гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о признании бездействия незаконным,
установил:
ФИО1 действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к ФИО2 о признании бездействия незаконным, мотивируя свои требования тем, что ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о контрактной системе, о защите населения о чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в деятельности ФИО2 которой установлено, что ФИО2 предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, квалификация которых соответствует предъявленным требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и(или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг не проводились.
Просят признать бездействие ФИО2, выразившееся в не проведении в период 2017 года в установленном федеральным законодательством порядке предварительного отбора участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг - незаконным.
Обязать ФИО2 в течение одного месяца с даты вступления в силу решения суда провести предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При направлении настоящего административного искового заявления от ФИО1 поступило ходатайство о рассмотрении настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик – ФИО2 возражений против применения упрощенного (письменного) порядка рассмотрения данного административного дела не представили.
Суд, с учетом требований п. 2 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ, признал возможным рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представителем третьего лица, ФИО3 подтверждено, что ФИО2 в 2017 г. не предоставляла информацию для размещения Единой информационной системе в сфере закупок.
Исследовав материалы административного дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, последующим основаниям.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления, открытость и доступность информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.
При этом в соответствии с п.п. «б» п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности органов местного самоуправления размещаемая указанными органами в сети «Интернет» должна содержать, в частности, сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями и учреждениям выделяемых бюджетных средств.
Кроме того, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», основными принципами противодействия коррупции в РФ являются, в том числе публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, законность, неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с положениями ч.3 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанный пункт прямо не отнесен к полномочиям поселений, однако, как указано в данной части этой статьи, законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений, в том числе и пункт 8.
Подпунктом «е» ч.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>», к полномочиям поселений так же отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон), действие которого распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно статье 7 Федерального законом от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Объем и содержание данных мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на органы местного самоуправления возложена обязанность по самостоятельному финансированию мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Финансовое обеспечение установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования (статья 24 Закона).
Федеральным законодателем в целях регулирования единого порядка размещения заказов, обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов также предусматривается специальный правовой режим для размещения муниципального заказа в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
В соответствии со статьей 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок. Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора.
Пунктом 9 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ наложено ограничение на закупку объектов, включенных в Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, что, в случае чрезвычайной ситуации, фактически ставит под угрозу жизни людей ввиду незаконности возможных действий администрации муниципального образования по ликвидации аварий.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 в адрес главы ФИО2 вносились представления с требованием устранить недостатки, однако как установлено проведенной в 2018 году проверкой, в том числе с использованием сайта Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, администрацией сельсовета соответствующие конкурсные процедуры в истекшем периоде 2017 года не проводились. Административным ответчиком не представлено доказательств выполнения требований указанных выше положений закона.
Таким образом, требования ФИО1 действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о признании бездействие ФИО2 выразившееся в не проведении в период 2017 года в установленном федеральным законодательством порядке предварительного отбора участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг, незаконным и обязании администрации ФИО2 в течение одного месяца с даты вступления в силу решения суда провести предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 293 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о признании бездействия незаконным - удовлетворить.
Признать бездействие ФИО2, выразившееся в не проведении в период 2017 года в установленном федеральным законодательством порядке предварительного отбора участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг – незаконным.
Обязать ФИО2 в течение одного месяца с даты вступления в силу решения суда провести предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Решение суда принятое в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий А.С. Лаппо