Дело № 2-1546/2022 21 апреля 2022 года
УИД 29RS0023-01-2022-000074-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Буториной Л.В.,
при ведении протокола помощником судьи Бобрешовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Северодвинске гражданское дело по иску Парфенкова Владислава Михайловича к администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Северодвинска, предоставить жилое помещение,
установил:
Парфенков В.М. обратился в суд с иском к администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» (далее – Администрация Северодвинска) о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Северодвинска, предоставить жилое помещение. В обоснование исковых требования Парфенков В.М. указал, что является сиротой. Постановлением № 0020 от 07 апреля 2014 года Главы администрации Пинежского района Архангельской области был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени жилым помещением не обеспечен, проживает и работает в городе Северодвинске, в связи с чем, истец просил суд обязать Администрацию Северодвинска предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 14 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в пределах муниципального образования «Северодвинск» за счет субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, включив в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением в городе Северодвинске.
В судебном заседании истец Парфенков В.М. на иске настаивал, пояснив, что в Пинеге после окончания школы не жил, проживает с 2011 года в городе Северодвинске, за исключением периода службы в армии и периода, когда снимал жилье в городе Архангельске, но работал в городе Северодвинске.
Представитель ответчика – Администрация Северодвинска, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на то обстоятельство, что истец достиг 23 летнего возраста, поэтому не может претендовать на предоставление жилого помещения в городе Северодвинске, должен быть обеспечен в Пинежском районе Архангельской области.
Третьи лица – Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска, Правительство Архангельской области, Министерство образования и науки Архангельской области, Администрация МО «Пинежский муниципальный район», извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Согласно представленным в материалы дела отзывам, третьи лица полагали, что требования истца являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Представители третьих лиц просили суд рассмотреть дело без их участия.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца, оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Парфенков В.М., 16 октября 1995 года рождения, является ребенком-сиротой, мать которого Калинина Вера Михайловна умерла 22 сентября 2002 года, отец Парфенков Михаил Геннадьевич умер 14 ноября 2009 года.
Постановлением № 0020 от 07 апреля 2014 года Главы администрации Пинежского района Архангельской области был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 24).
В настоящее время Парфенков В.М. проживает и работает в городе Северодвинске, что подтверждается договором безвозмездного пользования жилым помещением, свидетельством о государственной регистрации права, копией трудового договора, справкой с места работы, копией трудовой книжки.
Изложенные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, сторонами не оспариваются, в связи с чем, суд считает их установленными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 областного закона от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» (далее Закон Архангельской области № 591-36-ОЗ) реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение осуществляется путем выявления, закрепления и сохранения за ними ранее занимаемого жилого помещения, а в случае отсутствия такого жилого помещения либо наличия обстоятельств, препятствующих вселению в ранее занимаемое жилое помещение, предусмотренных статьей 16 настоящего закона, - путем предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В силу статей 45, 46 областного закона от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» (далее – Закон Архангельской области № 84-5-ОЗ) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях осуществления указанных государственных полномочий органы местного самоуправления, в том числе, приобретают жилые помещения для предоставления их детям-сиротам, включают жилые помещения в специализированный жилищный фонд, заключают и расторгают с детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений.
Из материалов дела следует, что Парфенков В.М. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет.
В настоящее время Парфенков В.М. проживает в городе Северодвинске, в связи с чем, подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Северодвинске.
Доводы ответчика о том, что истец не имеет права на получение жилого помещения в городе Северодвинске, так как до достижения возраста 23 лет он не предоставил документов, подтверждающих место жительства в городе Северодвинске, суд находит необоснованными, так как обстоятельством, имеющим значение для рассмотрения дел, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений, является правильное определение судом места жительства лиц указанной категории, при этом единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем является место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Смена постоянного места жительства, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
Данные разъяснения отражены в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020.
До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. Иного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, предоставленного истцу на условиях социального найма либо находящегося в его собственности, истец не имеет, в связи с чем, остается не обеспеченным жилым помещением по месту жительства.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Закон Архангельской области № 591-36-ОЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта Архангельской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда.
В силу статьи 15 Закон Архангельской области № 591-36-ОЗ жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, должно соответствовать, в том числе, следующим требованиям: общая площадь должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением путем предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в границах городского округа Архангельской области «Северодвинск».
Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «Северодвинск», установлена решением муниципального Совета Северодвинска от 26 мая 2005 года № 18, и составляет 14 кв.м. общей площади на одного человека.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в виде отдельного дома или квартиры общей площадью не менее 14 кв.м., расположенного в границах муниципального образования «Северодвинск», отвечающего санитарным и техническим требованиям, за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ государственная пошлина в размере 300 рублей, оплаченная истцом при подаче иска, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Парфенкова Владислава Михайловича к администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Северодвинска, предоставить жилое помещение удовлетворить.
Возложить на администрацию городского округа Архангельской области «Северодвинск» обязанность включить Парфенкова Владислава Михайловича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Северодвинска.
Возложить на администрацию городского округа Архангельской области «Северодвинск» обязанность предоставить Парфенкову Владиславу Михайловичу, родившемуся 16 октября 1995 года, по договору найма специализированного жилого помещения пригодное для постоянного проживания жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры в многоквартирном доме или жилого дома, общей площадью не менее 14 квадратных метров, расположенное в границах территории городского округа Архангельской области «Северодвинск», в пределах города Северодвинска, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску, за счет субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Взыскать с администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» в пользу Парфенкова Владислава Михайловича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В.Буторина
Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2022 года.