Решение по делу № 2-4833/2023 от 26.04.2023

Дело № 2-4833/2023

УИД 59RS0007-01-2023-003052-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 ноября 2023 года                                                                         г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,

при секретаре Костаревой А.А.,

с участием истца Магомедовой Е.В., ее представителя адвоката Шавриной Я.А.,

представителя ответчика Богданович В.В..,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Магомедовой Е. В. к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решений незаконными, признании права на страховую пенсию по старости, возложении обязанности.

У С Т А Н О В И Л :

Магомедова Е.В. обратилась в суд с иском к ответчику ОСФР по Пермскому краю о признании решений незаконными, признании права на страховую пенсию по старости, включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности.

В обосновании требований указывает, что дважды обращалась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Ответчиком были приняты решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием у истца необходимого ИПК. Считает данные отказы незаконным, поскольку ответчик незаконно не включил в страховой стаж истца периоды работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим, истец просит признать решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконными; признать право истца на назначение пенсии по старости; обязать ответчика включить указанные периоды в страховой стаж, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец, ее представитель в судебном заседании на исковых требованиях настаивали.

Представитель ответчика в судебном заседании высказалась против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующему.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.

В силу части 3 статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В соответствии с частью 4 указанной статьи федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В силу части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствие с частью 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (редакция, действующая с 01.01.2019г.) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствие с частью 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В 2015 - 2023 годах продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии устанавливается согласно Приложению 3 Федерального закона № 400-ФЗ.

При этом согласно ч. 2, 3 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ, необходимая продолжительность страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 Закона о страховых пенсиях.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Наравне с периодами работы и (или) иной деятельности в страховой стаж засчитываются иные периоды, предусмотренные статьей 12 Федерального закона № 400-ФЗ, в том числе, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (подпункт 3 пункта 1 статьи 12).

В соответствии с ч. 1 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ в случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 Закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося установлением страховой пенсии.

В силу ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).

Согласно статье 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Магомедова Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ГУ – ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по статье 8 Закона № 400-ФЗ (л.д. 30-31), представив трудовую книжку, справку об уплате страховых взносов как ИП, истцу было разъяснена необходимость представления справок о заработной плате, справок работодателя о периодах работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (уведомление, л.д. 34).

Дополнительные документы истцом представлены не были.

Решением ГУ – ОПФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа (12 лет) и требуемой величины ИПК не менее 21 (л.д. 10-11, 28-29). В решении указано, что записи в трудовой книжке истца по спорным периодам работы и оттиски печатей размыты. На запрос ответчика о подтверждении периодов работы ответы из Республики Таджикистан не поступили. Признано наличие страхового стажа продолжительностью <данные изъяты> и величины ИПК – <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась в ГУ – ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении пенсии (л.д. 36-37), которое также решением от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без удовлетворения в связи с отсутствием требуемого стажа (12 лет) и требуемой величины ИПК 21 (12-13, 35-36). При этом в решении указано, что поступившая на запрос ответчика справка о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признана во внимание, так как имеется разное написание фамилии руководителя архива, подписи его не идентичны. Признано наличие страхового стажа продолжительностью <данные изъяты> и величины ИПК – <данные изъяты>

Не согласившись с указанными решениями, истец обратилась в суд с указанными выше требованиями.

01.01.2023 ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) изменило наименование на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.

Истцом заявлены требования о включении в страховой стаж периодов работы, проходившей на территории <данные изъяты>: в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Российская Федерация и Республика Таджикистан являются государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Согласно статьям 1, 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения.

В соответствии со статьей 5 данное Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из приведенных нормативных положений и судебных актов по их толкованию следует, что при применении статьи 7 Соглашения суду необходимо установить получал ли истец на территории Республики Таджикистан пенсию того же вида по сравнению с той, на которую претендует в Российской Федерации, применительно не только к наименованию пенсии, но и к условиям для ее назначения, установленные законодательством государства, производящего выплату пенсии. При отсутствии полного совпадения условий назначения пенсии оценку пенсионных прав истца следует производить на основании законодательства Российской Федерации.

Так как такого полного совпадения условий назначения пенсии судом не установлено, оценку пенсионных прав истца следует производить на основании законодательства Российской Федерации.

В силу ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992).

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от 13.03.1992).

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).

Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).

Согласно пункту 10 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее Правила № 1015), периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.

Согласно пункту 11 Правил № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозника, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи (пункт 59 Правил № 1015).

Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 (далее по тексту Инструкция о порядке ведения трудовых книжек) и действующей в спорный период времени (пункт 2.13.) в графе 3 раздела «Сведения о работе» в виде заголовка пишется полное наименование предприятия. Под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата приема на работу. В графе 3 пишется: «Принят или назначен в такой-то цех, отдел, подразделение, участок, производство» с указанием их конкретного наименования, а также наименования работы, профессии или должности и присвоенного разряда.

Согласно пункту 2.2 Инструкции заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу.

Запись об увольнении в трудовой книжке работника производится с соблюдением следующих правил: в графе 1 ставится порядковый номер записи; в графе 2 - дата увольнения; в графе 3 - причина увольнения; в графе 4 указывается, на основании чего внесена запись, - приказ (распоряжение), его дата и номер (Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, п. 2.26).

Согласно пункту 4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Таджикистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992.

Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Представителем истца представлен суду оригинал трудовой книжки ОТ-I на имя Магомедовой Е. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ, на титульном листе трудовой книжки стоит печать <данные изъяты>. Трудовая книжка подверглась воздействию неизвестной жидкости, часть записей и печатей не читаются.

По спорному периоду работы с ДД.ММ.ГГГГ про ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке имеются следующие сведения, указано наименование работодателя – <данные изъяты>, имеются записи:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Таким образом, так как имеются нарушение в порядке заполнения трудовой книжки (дата заполнения на 6 лет позднее даты принятия на работу), а также в связи с тем, что дата заполнения трудовой книжки (ДД.ММ.ГГГГ) позднее ДД.ММ.ГГГГ, указанный период работы подлежал подтверждению дополнительными документами, выданными уполномоченными органами.

По спорному периоду работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке имеются частично не читаемые записи о приеме и увольнении (размыты даты о приеме и увольнении, печати организации, подписи уполномоченных лиц, указанный период работы подлежал подтверждению дополнительными документами, выданными уполномоченными органами. Кроме того, данный период работы истца относиться к периоду позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом самостоятельно такие документы представлены не были, в связи с чем ответчиком были направлены запросы в архивные учреждения <данные изъяты>, ответы на которые поступили ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Так ДД.ММ.ГГГГ ответчику поступили две архивные справки (л.д. 40-41), выданные Межведомственным архивом по личному составу при исполнительном органе государственной власти района Джалолиддина Балхи от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Архивные справки имеют идентичное содержание, из указанных справок следует, что из архивных документов <адрес> (книги приказов, личная карточка 2-Т) следует, что Магомедова Е. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

На обороте указаны сведения о заработной плате истца с ДД.ММ.ГГГГ (без пропусков месяцев).

Таким образом, на дату вынесения решения от ДД.ММ.ГГГГ в распоряжении ответчика имелись архивные справки, подтверждающие периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ее заработную плату за указанный период времени, при этом, при учете ее страхового стажа за указанный период времени (более 6 лет), ее страховой стаж достаточен для назначения пенсии. Учет данных о размере ее заработной платы по указанным справкам, позволяет исчислить размер ее ИПК, который составляет более 21, что подтверждается служебной запиской ОСФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы ответчика о том, что данные справки не могли быть приняты во внимание, так как в них не одинаково пишется фамилия директора архива (Садиков, Содиков), в справке о заработной плате указана заработная плата с ДД.ММ.ГГГГ, тогда как истец уволена ДД.ММ.ГГГГ, не принимаются судом в качестве обоснованных, так как различное написание фамилии директора архивного учреждения могла быть обусловлена технической ошибкой при составлении справки, особенностью написания и перевода фамилии национальности тюркской языковой группы, а дополнительные выплаты работнику могли производится и после увольнения, например, в связи с перерасчетами. Справка удостоверена печатью архивного учреждения, не доверять ее содержанию оснований не имеется.

Таким образом, требование истца о включении в ее страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.

Что касается периода работы истца в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то в подтверждение стажа работы в <данные изъяты> истцом дополнительные документы представлены не были, на запрос ответчика из ГКУ Республики Дагестан «Центральный государственный архив Республики Дагестан» пришел ответ об отсутствии таких сведений (л.д. 63).

Также период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтен ответчиком в качестве не страхового периода как период ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в связи с рождением истцом ребенка ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сведения о стаже л.д. 44).

Таким образом, повторно данный период времени учтен быть не может, в указанной части истцу следует отказать, в данной части права истца ответчиком не нарушены.

Истцом в процессе рассмотрения дела представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ за , выданная ГБУ Республики Дагестан «Республикансий медицинский информационно-аналитический центр» республиканский медицинский архив, согласно которой Магомедова Е.В. действительно была зачислена в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ приказом от ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен декретный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет (приказ -а §3 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы (приказ §13 от ДД.ММ.ГГГГ); приказ об увольнении не найден.

Доказательств сохранения за истцом заработной платы в период ее декретного отпуска истцом не представлен.

Это означает, что дополнительными доказательствами (архивной справкой, предоставившей сведения о приказах о приеме на работу истца и отпусках по уходу за ребенком и без содержания) подтверждён стаж работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до даты рождения ребенка) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с даты окончания периода ухода за ребенком до достижения им возраста 3х лет до даты предоставления отпуска без содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Так как истцом доказательств сохранения за истцом заработной платы в период ее декретного отпуска в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представлены, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен отпуск без содержания, при этом сведений о выходе истца из указанного отпуска не имеется, как не имеется и сведений об ее увольнении, о размере ее заработной платы в такие спорные периоды, не имеется оснований для удовлетворения ее требований о включении в страховой стаж периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, требования истца в части включения в страховой стаж периода ее работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению частично, в страховой стаж подлежат включению периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истец просит включить в ее страховой стаж период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения страхователем <данные изъяты> за указанный период времени представлены с кодом «НЕОПЛ», что означает предоставление истцу дней отдыха без сохранения заработной платы.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Доказательств того, что в спорный период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за ней сохранялась заработная плата, были произведены начисление и уплата страховых взносов, а также того, что сведения, поданные данным работодателем в ее индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, являются недостоверными, истцом не представлено.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований о включении в страховой стаж истца периода работы в ООО «Авто-Тех» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует отказать.

Истец просит признать решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконными; признать право истца на назначение пенсии по старости; обязать ответчика назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Как указано выше, в силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Статьей 21 Федерального закона № 400-ФЗ определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ).

Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 года № 2920-О, от 24.04.2018 года № 948-О).

Из части 6 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

В силу пункта 19 Правил № 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Как было установлено судом, на дату вынесения решения от ДД.ММ.ГГГГ в распоряжении ответчика имелись архивные справки, подтверждающие периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ее заработную плату за указанный период времени. Учет данных о ее стаже и размере ее заработной платы по указанным справкам, позволял исчислить размер ее ИПК, который составляет более 21, что подтверждается служебной запиской ОСФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.

Это означает, что на дату принятия ответчиком решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии истцу, условия, необходимые для назначения пенсии (стаж более 12 лет и величина ИПК более 21) имелись, однако в назначении пенсии истцу было отказано.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что на дату подачи заявления о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ у истца возникло право на назначение пенсии, оно было подтверждено соответствующими доказательствами.

Следовательно, требование истца о признании незаконным решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии подлежит удовлетворению.

При этом требование истца о признании незаконным решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии не подлежит удовлетворению, так как на момент вынесения данного решения ответчик не располагал справками, подтверждающими страховой стаж истца и размер заработной платы истца за период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (что повлияло на размер ИПК истца), истцом самостоятельно такие сведения в установленные сроки представлены не были.

Следовательно, на ответчика следует возложить обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ (с даты подачи заявления о назначении пенсии, по которому вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ, признанное судом незаконным).

Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению частично.

Истцом уплачена государственная пошлина при подаче иска в сумме <данные изъяты> руб. как при подаче требования неимущественного характера (л.д. 8), исковые требования удовлетворены частично, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Магомедовой Е. В., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>, СНИЛС <данные изъяты>, к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю включить в страховой стаж Магомедовой Е. В. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии Магомедовой Е. В..

Обязать Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю назначить Магомедовой Е. В. страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в пользу Магомедовой Елены Валентиновны понесенные при подаче иска расходы в виде государственной пошлины в сумме 300,00 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 19 декабря 2023 года.

Судья:                                                                           О.П. Берсенёва

2-4833/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Магомедова Елена Валентиновна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Другие
Представитель истца Шаврина Яна Александровна
Представитель ответчика Богданович Вероника Валерьевна,
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Берсенёва Ольга Петровна
Дело на странице суда
sverdlov.perm.sudrf.ru
26.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2023Передача материалов судье
27.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.08.2023Предварительное судебное заседание
07.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.11.2023Предварительное судебное заседание
13.11.2023Судебное заседание
19.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее