копия
дело №
УИД: 62RS0№-17
Р Е Ш Е Н И Е
30 марта 2021 года <адрес>
Судья Рыбновского районного суда <адрес> ФИО5,
с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, ФИО1, при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>ёздный бульвар, <адрес>,
- на постановление от ДД.ММ.ГГГГ №/з о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №/з ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 обратился в Рыбновский районный суд с жалобой на указанное постановление по делу об административном правонарушении, просит суд его отменить, производство по делу прекратить.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу, ФИО1 в судебном заседании жалобу поддержал.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Частью 2 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, чтов целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 6 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно ч.1 ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Статьей 79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:
осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель.
Согласно ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество.
Указанный ГОСТ определяет комплекс мероприятий по осуществлению сельскохозяйственного производства, основанный на рациональном использовании земли, к которым относится уничтожение сорняков, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и на плодородный слой почвы в целом.
ГОСТ 26640-85 установлены основные мероприятия по использованию сельскохозяйственных угодий, которые необходимо проводить землепользователям, в число таких мероприятий входит посев сельскохозяйственных культур, сенокошение, выпас скота и другие мероприятия.
Соблюдение названных законоположений обеспечивается, в том числе мерами административного принуждения, законность применения которых является одним из принципов законодательства об административных правонарушениях.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:13:1180401:277, площадь 10000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир «Кладбище». Участок находится примерно в 3230 м, по направлению от ориентира на северо-запад.
На основании приказа заместителя начальника управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № государственным инспектором отдела земельного надзора ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ был проведен плановый рейдовый осмотр вышеуказанного земельного участка, в ходе которого установлено его зарастание сорной и древесно-кустарниковой растительностью на всей 100% площади участка: полынь горькая, дикорастущая злаковая растительность, пижма обыкновенная, осот полевой, пырей ползучий, кострец и др. На участке имеется сухостой предыдущего вегетационного периода. Высота сорной растительности составляет до 130 см, высота сухостоя - до 100 см., высота подушки из сухостоя - до 5 см. Данная сорная растительность относится к многолетним многостержневым корнеотпрысковым растениям с периодом жизненного цикла от 4 до 10 лет. На участке выявлена отдельно стоящая, и расположенная сплошными очагами древесно-кустарниковая растительность высотой до 12 м, в том числе образованной в результате самосева (береза, осина и др.), а также наличие напочвенного покрова в виде опавших листьев, иголок и веток.
Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы на земельном участке не проводятся, сенокошение, выпаса скота не проводятся, культурные многолетние насаждения отсутствуют.
По данному факту составлен акт планового рейдового осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ФИО1 пояснил, что не оспаривает вышеуказанные обстоятельства, изложенные в акте планового рейдового осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказом заместителя начальника управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №/вп проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ФИО1 требований земельного законодательства.
Уведомление о проведении проверки было направлено ФИО1 по почте и получено им ДД.ММ.ГГГГ.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №/вп установлено, что ФИО1 на принадлежащем ему земельном участке вопреки требованиям ч.2 ст.13, ст.42 ЗК РФ, ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, сохранению и защите земель и охране почв сельскохозяйственного назначения, не проводит обязательные мероприятия по сохранению плодородия земельного участка, в результате чего произошло его зарастание сорной и древесно-кустарниковой растительностью.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
С учетом анализа всех имеющихся в деле доказательств в их совокупности, а также конкретных обстоятельств дела, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО4 пришёл к обоснованному выводу о наличии фактических обстоятельств и правовых оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №/з ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что он направлял уведомление в адрес Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям, Министерства сельского хозяйства и продовольствия <адрес>, Управления Росреестра по <адрес> об использовании лесов, расположенных на его земельном участке с указанием вида или видов использования лесов, а также ссылка в жалобе на неприменение вышеуказанным должностным лицом п. 7 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, судом не принимаются, так как основаны на неверном толковании закона.
Вышеназванный пункт Положения предусматривает, что правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Тогда как по настоящему делу ФИО1 привлечен к административной ответственности за не выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв сельскохозяйственного назначения, и не проведение обязательных мероприятий по сохранению плодородия земельного участка.
Ссылка ФИО1 на направленное им ДД.ММ.ГГГГ в Управление Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям уведомление об использовании лесов, расположенных на его земельном участке с указанием видов использования лесов не может быть принята судом во внимание.
Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1-10.1, 13-15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (п.4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» (вместе с «Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения»)).
Вместе с тем, каких-либо допустимых доказательств, подтверждающих, что ФИО1 действительно использует произрастающую на его земельном участке древесно-культурную растительность, занимается заготовкой древесины, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбором лекарственных растений, выращиванием лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, саженцев, сеянцев, в том числе: договор аренды лесного участка, купли-продажи лесных насаждений, лесные декларации об использовании земельного участка до проведения в отношении него проверки, не представлено.
Доводы ФИО1 о том, что при привлечении к административной ответственности ему не были разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ, он не был ознакомлен с результатами планового осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, явившегося основанием для составления протокола об административном правонарушении, не влияют на законность вынесенного постановления по делу и не влекут его отмену.
В судебном заседании установлено, что в связи с неявкой ФИО1 в управление Россельхознадзора в назначенное время для дачи объяснений по существу выявленных на его земельном участке нарушений и составления протокола об административном правонарушении, копия указанного процессуального документа, содержащего положения названных нормативно-правовых актов, а также копия акта проверки были направлены ФИО1 по почте, и получены им.
Иных доводов, которые бы могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, либо свидетельствовали об отсутствии в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения в жалобе не приведено, и в материалах дела не имеется.
Все доводы жалобы ФИО1 суд расценивает как способ избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, влекущих отмену обжалуемого постановления, не установлено.
Имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание ФИО1 назначено с учетом положений частей 2, 2.2 и 2.3 ст.4.1. КоАП РФ, с учетом его личности, наличия двоих малолетних детей, а именно в размере 10 000 руб., что является половиной минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Постановление должностного лица Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ является законным, обоснованным и соответствует требованиям, предусмотренным ст.29.10 КоАП РФ. Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения указанного постановления не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №/з о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной судчерез Рыбновский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Рыбновского
районного суда ФИО5